Рейтинг@Mail.ru
Память в слове и камне. Чем запомнился Северной Руси епископ Нифонт - РИА Новости, 21.04.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Георгиевская церковь в Старой Ладоге

Память в слове и камне. Чем запомнился Северной Руси епископ Нифонт

В апреле Русская православная церковь совершает День памяти святителя Нифонта Печерского, епископа Новгородского. Святитель стал первым подвижником Руси, который принял сан архиепископа непосредственно от патриарха Константинопольского. Слова святого увековечены в древнерусском каноническом сочинении "Вопрошание Кирково", а материальным наследием его владычества стали уникальные памятники православного зодчества. Как формировался духовный центр Русского Севера, почему особое место в нем изначально занимала Ладога и в чем заключалась историческая роль возведенного Нифонтом Климентовского собора – об этом в материале РИА Новости.
Между Киевом и Новгородом
Во времена Древнерусского государства сформировалось два основных центра православной культуры и образования – Киев и Новгород. Север перенимал от киевского центра лучший опыт византийской традиции и вместе с тем сохранял самобытный путь развития.
Так, из летописных источников известно, что после крещения Киева и окрестных городов митрополит Михаил в 900 году вместе с епископами отправился в Новгород крестить местных жителей, далее христианизация территорий распространилась на восток.
Река Волхов, в водах которой произошло крещение новгородцев
Река Волхов, в водах которой произошло крещение новгородцев
Годом раньше Новгородским епископом был назначен Иоаким Корсунянин, владычествовавший с 989 по 1030 год. И он же возвел деревянный собор с 13 куполами во имя Софии, Премудрости Божьей, предшествующий знаменитому Софийскому собору. Его преемником стал первый в истории Русской православной церкви русский по происхождению епископ Лука Жидята. Он запомнился тем, что общался с паствой простым и общедоступным языком, чего не хватало новгородцам при его греческом предшественнике.
После установилась традиция назначать Новгородскими епископами пострижеников Киево-Печерской лавры. К ним относился и святой Герман, предположительно основавший первый в Новгороде женский монастырь на Синичьей горе, и святой Никита Печерский, который, по преданиям, был чудотворцем, и непосредственный предшественник Нифонта – Иоанн.
Первый епископ Новгородский Иоаким Корсунянин
Первый епископ Новгородский Иоаким Корсунянин
Святые Никита, епископ Новгородский, и Иоанн, архиепископ Новгородский, начало XVI века
Святые Никита, епископ Новгородский, и Иоанн, архиепископ Новгородский, начало XVI века
Поэтому, когда в 1130 году архиепископ Иоанн ушел на покой, жители пожелали нового епископа из Киева. К тому времени монах Киево-Печерской лавры Нифонт уже прославился далеко за пределами братии благочестием и глубокими познаниями в святоотеческих текстах. Он был единодушно принят новгородцами как новый духовный пастырь. С тех пор 25 лет и 8 месяцев будущий святитель управлял Новгородской епархией.
По мнению исследователей, Нифонта можно назвать первым подвижником в Новгороде, который систематизирует церковные правила для священнослужителей и прихожан. Это подтверждает древнерусское сочинение "Вопрошание Кирково", где епископ разъясняет наиболее интересующие паству вопросы о догматике и традиции православия.
Нифонт Новгородский
Нифонт Новгородский
Ладожские истоки
Во времена Нифонта именно храм был не только точкой распространения христианской веры, но и образования и искусства. При многих обителях были библиотеки, следовательно, они выполняли образовательные функции, а роспись и иконы стали доступными для всех образцами наглядной истории Евангелия или других религиозных сюжетов.
Понимая это, святитель уделяет особое внимание храмостроительству и православному искусству. Он провел фундаментальную работу по устроению собора Святой Софии, и о значимости его решений можно судить по оценке новгородского летописца: "Об этом знает каждый из нас, кто из епископов так украсил святую Софию? Он расписал притворы, устроил иконостас, а снаружи обмазал известью и облил свинцом".
Деяния Нифонта не ограничиваются Новгородом. По сей день идут дискуссии, какой вклад он внес в формирование ладожского духовного центра. Между тем к середине XII века на территории Ладоги уже возведена Успенская церковь (1114–1116), а также строятся Климентовская (1153 год), Никольская (1160 год) и Георгиевская (1164 год).
Известно, что за весь домонгольский период на Ладоге возведено семь монастырей и 15 церквей, уточнил настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря отец Филарет. И это значительно больше, чем можно было бы предположить, исходя из скромных размеров ладожской территории. В одной из научных статей искусствовед Борис Васильев писал, что развитие православного зодчества в Ладоге XII века проходило даже более интенсивно, чем в Новгороде.
Однако в летописных источниках существует упоминание основателя только одной из них, Климентовской, которая была заложена лично Нифонтом.
Согласно данным Васильева, епископ избрал для возведения собора зону очага поселения в Ладоге, а сам собор был крупнейшим из созданных в XII столетии на севере: "24 х18 м с примерной высотою западного фасада не менее 14 м, почти равный первой каменной церкви Киевской Руси – Десятинной".
А сочетание южнорусских, византийских и новгородских архитектурных традиций делает памятник зодчества уникальным для Русского Севера.
От потомков Регнвальда к Новгородской епархии
По мнению ведущего научного сотрудника отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН Надежды Платоновой, большинство ладожских церквей Средневековья возведены по частным заказам представителей именитых родов Новгорода. Это были потомки брата жены Ярослава Мудрого Регнвальда, которому великий князь отдал Ладогу "в кормление". А возведение Нифонтом Климентовской церкви можно считать шагом единения самобытной Ладоги с Новгородской епархией.
"Бесспорный авторитет святителя Нифонта сыграл большую роль в объединении. И он создал предпосылку для неформальной теократии в Новгороде на протяжении последующих 100 лет. В частности, подвижкой стал дарованный ему непосредственно патриархом Константинопольским Николаем IV титул архиепископа за сохранение единства Церкви и решительный отпор ее раскольникам", – отметила Платонова.
Поэтому вклад Нифонта в итоговый этап становления северной православной традиции можно считать уникальным, обратила внимание исследователь.
Однако святителю не суждено было почить в краях, служению которым он отдал более 25 лет жизни, он почил на родной земле. В 1156 году Нифонт отправился в Киев, чтобы принять благословление от нового митрополита Константина, и в Киево-Печерской лавре внезапно скончался от болезни в субботу Светлой седмицы (21 апреля по новому стилю).
Его мощи захоронены в Ближних Антониевых пещерах в Ларе, где находится захоронение и самого основателя Печерского монастыря преподобного Антония.
Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 год
Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 год
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала