Рейтинг@Mail.ru
"Разрешаем себе похулиганить". Директор "Маяковки" – о сотом сезоне театра - РИА Новости, 06.04.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спектакль Войцек в театре Маяковского

"Разрешаем себе похулиганить"

Директор "Маяковки" – о сотом сезоне театра
Легендарная "Маяковка" – Московский академический театр имени Владимира Маяковского, один из старейших в столице – продолжает юбилейный сотый сезон.
В Театре имени Маяковского выпускают одну премьеру за другой, пробуют новые форматы работы и даже организовали к столетию специальные кинопоказы. О том, какие новшества появились в труппе и какие премьеры ждут зрителей до конца сезона, в интервью РИА Новости рассказала директор "Маяковки" Екатерина Лапшина.
– Этот сезон для театра юбилейный. Что из задуманного и анонсированного уже удалось сделать и чего еще ждать публике?
– В марте на нашей Сцене на Сретенке состоялась премьера спектакля "Войцек" в постановке Филиппа Гуревича. Это абсолютно несвойственный нашему репертуару спектакль, как мне кажется, предназначенный, в первую очередь, для молодежной аудитории. На Основную сцену к нам ходит публика, которая больше привыкла к академическому театру. А на Сцене на Сретенке мы позволяем себе периодически похулиганить, делаем экспериментальные постановки, и этот спектакль отвечает такой задумке.
Директор Театра имени Маяковского Екатерина Лапшина во время сбора труппы в преддверии юбилейного сезона
Директор Театра имени Маяковского Екатерина Лапшина во время сбора труппы Московского академического театра имени Владимира Маяковского.

Мы поставили перед собой задачу привлечь к нашему театру внимание новой для нас публики, и пространство на Сретенке для этого подходит как нельзя лучше.

Если зрительская часть исторического здания на Большой Никитской сохранила очарование и красоту начала XXвека, то пространство Сцены на Сретенке оформлено в стиле лофт. Архитектор Сергей Куцевалов придумал в свое время металлические конструкции, оставил на стенах кирпич, окрашенный в белый цвет, стойка буфета построена из настоящих железнодорожных рельсов. А в актерском фойе вместо привычных фотографий артистов – их уменьшенные копии – почти сотня 3D фигурок представителей нашей труппы. Такую необычную актерскую галерею зрители всегда рассматривают с большим интересом. На этой сцене мы играем и классику, и более современную драматургию.
Молодой режиссер Филипп Гуревич, которого пригласил наш художественный руководитель Егор Перегудов, первый раз сотрудничает с театром. Он задействовал в своей постановке молодое поколение труппы. Главную роль исполняет Илья Никулин. Он, как мне кажется, играет на пределе человеческих возможностей. В целом спектакль требует титанических усилий и физической подготовки от артистов.
В постановке важная роль отведена музыкальному оформлению, которое звучит на протяжении всего действия. После премьеры многие даже обращались к нам с просьбой прислать им плейлист спектакля. И мы сделали для наших зрителей такой подарок – плейлист спектакля "Войцек" теперь можно найти на страницах официальных соцсетей театра. Интересные спецэффекты придуманы и молодыми художниками – Анной Агафоновой и Антоном Трошиным, с которыми Филипп Гуревич работает на постоянной основе. Так что Сцена на Сретенке сейчас – это наше прогрессивное пространство.
– В ближайшие дни у вас пройдет премьера еще одного спектакля – по Маркесу.
– У нас на всех площадках март и апрель – время премьер. На Основной сцене 8 и 9 апреля состоится премьера спектакля "Любовь по Маркесу", который ставит наш художественный руководитель Егор Перегудов. В главной роли – Игорь Костолевский. В этом году в сентябре он будет отмечать юбилей, 75 лет. Этот спектакль специально поставлен на него, и он здесь выступит в несвойственном для себя амплуа, сыграет на сцене 90-летнего старика.
Актер Игорь Костолевский в спектакле-альманахе Истории к столетию Театра имени Владимира Маяковского в постановке художественного руководителя Егора Перегудова
Актер Игорь Костолевский в спектакле-альманахе "Истории" к столетию Театра имени Владимира Маяковского в постановке художественного руководителя Егора Перегудова на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
Игорь Матвеевич демонстрирует высший пилотаж перевоплощения, как в прямом, так и в переносном смысле – для артиста придуман сложнейший грим, который наносят в течение нескольких часов. А 22 и 23 апреля на Малой сцене режиссер Вера Камышникова выпустит спектакль "Фауст" с участием молодых артистов нашей труппы.
К тому же у нас интенсивный гастрольный график, так как мы хотели максимально наполнить этот юбилейный сезон поездками. В марте на сцене БДТ имени Товстоногова мы сыграли наш спектакль "Истории", выпущенный Егором Перегудовым к 100-летию театра. А в апреле мы вновь вернемся в Санкт-Петербург, чтобы сыграть еще несколько прекрасных спектаклей нашего репертуара: "Пигмалион", "Старший сын" и "Как важно быть серьезным" на сцене Выборгского дворца культуры. Дальше у нас запланированы гастроли в Кинешме, Архангельске, Нижнем Новгороде, Магнитогорске, Тобольске, Абакане... – география широкая.
– Когда вы планировали юбилейный сезон – каким вы хотели представить ваш театр зрителю?
– Нам есть, чем поделиться. Мы очень любим нашу публику и хотим растить своего зрителя.

Мы хотим показать, что театр – это та отдушина, то пространство, куда нужно приходить, забывая обо всех проблемах, погружаться в другое измерение.

Для нового художественного руководителя важно, чтобы репертуар был наполнен разножанровыми спектаклями, чтобы в театре работали разные режиссеры, возможно неожиданные для нас. В этом есть и доля любопытства, желание выйти за рамки своих возможностей.
© РИА Новости / Алексей Филиппов | Перейти в медиабанкАктриса Светлана Немоляева в роли Надежды Антоновны Чебоксаровой во время премьеры спектакля "Бешеные деньги", приуроченной к юбилею народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой, в постановке режиссёра Анатолия Шульева на сцене Московского Академического театра имени Владимира Маяковского.
Премьера спектакля Бешеные деньги в Театре Маяковского
Актриса Светлана Немоляева в роли Надежды Антоновны Чебоксаровой во время премьеры спектакля "Бешеные деньги", приуроченной к юбилею народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой, в постановке режиссёра Анатолия Шульева на сцене Московского Академического театра имени Владимира Маяковского.
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанк

Михаил Филиппов (Иван Семеных Великатов) и Светлана Немоляева (Домна Пателевна) в сцене из спектакля по пьесе А. Н. Островского "Таланты и поклонники" в постановке режиссера Миндаугаса Карбаускиса в Театре имени Владимира Маяковского.

Прогон спектакля Таланты и поклонники

Михаил Филиппов (Иван Семеных Великатов) и Светлана Немоляева (Домна Пателевна) в сцене из спектакля по пьесе А. Н. Островского "Таланты и поклонники" в постановке режиссера Миндаугаса Карбаускиса в Театре имени Владимира Маяковского.

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкАктрисы Анастасия Мишина в роли Ольги (справа) и Анастасия Дьячук в роли Насти в сцене из спектакля "Блажь" по пьесе Александра Островского и Петра Невежина на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
Прогон спектакля Блажь на сцене театра им. Маяковского
Актрисы Анастасия Мишина в роли Ольги (справа) и Анастасия Дьячук в роли Насти в сцене из спектакля "Блажь" по пьесе Александра Островского и Петра Невежина на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
1.
Актриса Светлана Немоляева в роли Надежды Антоновны Чебоксаровой во время премьеры спектакля "Бешеные деньги", приуроченной к юбилею народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой, в постановке режиссёра Анатолия Шульева на сцене Московского Академического театра имени Владимира Маяковского.
2.

Михаил Филиппов (Иван Семеных Великатов) и Светлана Немоляева (Домна Пателевна) в сцене из спектакля по пьесе А. Н. Островского "Таланты и поклонники" в постановке режиссера Миндаугаса Карбаускиса в Театре имени Владимира Маяковского.

3.
Актрисы Анастасия Мишина в роли Ольги (справа) и Анастасия Дьячук в роли Насти в сцене из спектакля "Блажь" по пьесе Александра Островского и Петра Невежина на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
– В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения Александра Островского – какие-то специальные премьеры будут к этой дате?
­– Островский, наверное, один из самых любимых драматургов нашего театра. У нас идут "Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Таланты и поклонники" на Основной сцене, "На бойком месте" на Малой, "Не все коту масленица" на Сцене на Сретенке. Идут пьесы "Дикарка" и "Блажь", написанные Островским в соавторстве с писателями Николаем Соловьевым и Петром Невежиным. А в начале следующего сезона, осенью 2023 года мы выпустим еще одну премьеру по Островскому – "Лес" в постановке Егора Перегудова.
­– Нынешний год ­– это еще и год 105-летия со дня рождения легендарного худрука театра Андрея Гончарова. Как будет отмечаться эта дата?
– У нас с успехом прошли в январе режиссерские лаборатории, приуроченные к этой дате. Подобного формата в нашем театре не было, но мы справились с поставленной задачей – во-первых, заняли почти всю труппу, а во-вторых, привлекли новых, молодых режиссеров. За три месяца работы должен был родиться эскиз спектакля. Таким образом, было выпущено четыре эскиза, три из которых будут доработаны до репертуарных спектаклей – это "Мизантроп", "Мера за меру" и "Виндзорские насмешницы". Все они выйдут уже в новом театральном сезоне: "Мизантроп" и "Мера за меру" – на Малой сцене, "Виндзорские насмешницы" – на Сцене на Сретенке.
Андрей Александрович Гончаров, народный артист СССР, главный режиссер Московского академического театра имени Владимира Маяковского с 1967 по 2001 год
Андрей Александрович Гончаров, народный артист СССР, главный режиссер Московского академического театра имени Вл. Маяковского.
В этом юбилейном сезоне мы также представили еще один новый проект – "Безграничные читки". Ежемесячно мы знакомим наших зрителей с популярными пьесами авторов разных стран мира. Таким образом, мы расширяем возможности наших артистов, их кругозор, а зрителям даем возможность побывать на мероприятиях разных форматов.
– В вашей труппе служат легендарные и всеми любимые актеры, но идет и обновление. Что для руководства театра самое важное при приеме актеров, какие качества?
– Этот вопрос полностью находится в компетенции художественного руководителя. Конечно, актерский состав мы периодически обновляем, но не кардинально, потому что у нас прекрасно укомплектованная труппа. Все так или иначе задействованы, никто не сидит без работы. Не так давно Егор Перегудов отсматривал молодых актеров, представителей разных театральных школ. Некоторые, возможно, скоро пополнят наши ряды. Уже известно, что несколько молодых ребят будут участвовать в ближайшей премьере "Любовь по Маркесу". К тому же Перегудов задействует актеров, у которых были перерывы в работе.
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкАктриса Ольга Прокофьева в спектакле-альманахе "Истории" к столетию Театра Маяковского в постановке художественного руководителя Егора Перегудова на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
Спектакль-альманах Истории
Актриса Ольга Прокофьева в спектакле-альманахе "Истории" к столетию Театра Маяковского в постановке художественного руководителя Егора Перегудова на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкАктёры слева направо: Константин Константинов (Энрик), Виктор Довженко (Оронт), Анатолий Лобоцкий (Арнольф) и Евгений Матвеев (Кризальд) в сцене из спектакля "Школа жён" по одноименному произведению Жана-Батиста Мольера в постановке режиссёра Миндаугаса Карбаускиса на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
Спектакль Школа жен в театре им. Маяковского
Актёры слева направо: Константин Константинов (Энрик), Виктор Довженко (Оронт), Анатолий Лобоцкий (Арнольф) и Евгений Матвеев (Кризальд) в сцене из спектакля "Школа жён" по одноименному произведению Жана-Батиста Мольера в постановке режиссёра Миндаугаса Карбаускиса на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкАктриса Светлана Немоляева в спектакле-альманахе "Истории" к столетию Театра Маяковского в постановке художественного руководителя Егора Перегудова на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
Спектакль-альманах Истории
Актриса Светлана Немоляева в спектакле-альманахе "Истории" к столетию Театра Маяковского в постановке художественного руководителя Егора Перегудова на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
1.
Актриса Ольга Прокофьева в спектакле-альманахе "Истории" к столетию Театра Маяковского в постановке художественного руководителя Егора Перегудова на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
2.
Актёры слева направо: Константин Константинов (Энрик), Виктор Довженко (Оронт), Анатолий Лобоцкий (Арнольф) и Евгений Матвеев (Кризальд) в сцене из спектакля "Школа жён" по одноименному произведению Жана-Батиста Мольера в постановке режиссёра Миндаугаса Карбаускиса на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
3.
Актриса Светлана Немоляева в спектакле-альманахе "Истории" к столетию Театра Маяковского в постановке художественного руководителя Егора Перегудова на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
– Сегодня многие культурные институции меняются. Большим спросом пользуются лекции, разные экскурсии по закулисью, появляются новые формы работы с публикой. Как вы развиваете театр в этом направлении?
­– Мы работаем над созданием своей аудитории. Например, разработали систему абонементов – подобрали спектакли по произведениям из школьной программы. Подошли к этому вопросу максимально дотошно, консультировались с представителями школ. И, конечно, на эти спектакли мы приглашаем не только школьников, но и всех зрителей. Дальше планируем расширять систему абонементов. Они могут быть выстроены, например, либо по любимому артисту, либо по какому-то автору. Мы разработали систему привилегий и скидок, которая варьируется в зависимости от спектакля. Наша задача – сформировать интерес, сделать так, чтобы зрители привыкли к абонементам.

1922

В Москве создан Театр Революции, руководителем и худруком которого назначен Всеволод Мейерхольд. В основе постановок Мейерхольда – принцип полезности и экономичности в оформлении и актерской игре.

1924

Мейерхольд покидает труппу, сосредоточившись на работе в собственном театре. Вместе с ним уходят многие актеры. Оставшийся коллектив возглавляет по рекомендации Мейерхольда его ученик Алексей Гирпич.

1927

После ухода Гирпича труппа, несмотря на значительные постановки и успехи, несколько лет не находит руководителя. В 1931 году дирекция обращается с просьбой возглавить театр к режиссеру и педагогу Алексею Попову. Он работает в театре до 1935 года.

1938

После трех лет работы без худрука труппу возглавляет Максим Штраух. Также в театре создана художественная коллегия. С 1941 по 1943 театр эвакуирован в Ташкент, а в московском здании временно выступает объединенная труппа под руководством Николая Горчакова.

1943

Вернувшийся в столицу Театр Революции объединен с частью артистов временной труппы. Новый Московский театр драмы возглавляет режиссер Николай Охлопков.

1954

Театр получает современное название и посвящение Маяковскому.

1967

После смерти Николая Охлопкова труппу возглавляет режиссер Андрей Гончаров. Один из его знаменитых спектаклей – "Трамвай "Желание" – идет на сцене 24 года и показан более 700 раз. Гончаров руководит театром вплоть до своей смерти в 2001 году.

2001

Театр возглавляет актер и режиссер Сергей Арцибашев, который через 10 лет покидает пост. В 2011 году на его место был назначен режиссер Миндаугас Карбаускис. В 2022 году пост худрука занимает режиссер Егор Перегудов.

Что касается школьников, то есть еще прекрасный проект Департамента культуры и Департамента образования и науки города Москвы "Театр в школе". Он как раз предполагает, что театры выезжают в школы и проводят там мероприятия разного формата. Это могут быть и мастер-классы с участием представителей цехов, и творческие встречи с артистами, и конечно же спектакли.
Мы показываем спектакли – те, которые можем сыграть в пространстве школ. В прошлые годы это была постановка "Москва. Дословно", которая выросла из вербатимов студентов курса Миндаугаса Карбаускиса (ГИТИС). Они ходили по улицам, общались с жителями разных районов Москвы. Потом этот материал был переработан в текст, который поставил режиссер Никита Кобелев. Этот спектакль был прекрасно принят старшеклассниками, поскольку в постановке были задействованы молодые артисты – школьники воспринимали их на равных.
Сбор труппы и открытие 100-го сезона театра Маяковского
Художественный руководитель Театра Маяковского Егор Перегудов во время сбора труппы Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
В этом году режиссер Дмитрий Крестьянкин вместе с молодыми артистами "Маяковки" сочинил документальный спектакль "Поиск продолжается" специально для проекта "Театр в школе". В основу легли интервью с координаторами поисково-спасательного отряда "ЛизаАлерт". Сценический показ в школах сопровождается "живым" разговором с инструктором отряда.
Также мы проводим экскурсии по закулисью Исторического здания до начала спектаклей. Таким образом, зрители могут посмотреть, чем живет театр за пределами зрительного зала. Мы ничего на этом не зарабатываем – экскурсии абсолютно бесплатные, проходят по предварительной записи. Но тем самым мы даем возможность зрителям почувствовать свою сопричастность театральному процессу. В финале экскурсии мы выводим зрителей на сцену, откуда они могут увидеть наш зал. Кстати, у нас есть два спектакля, во время которых зрители сидят прямо на сцене – это "Московский хор" и "Кант". А в апреле мы эксклюзивно запускаем экскурсионный проект на Сцене на Сретенке, приуроченный к недавней премьере спектакля "Войцек".
Сбор труппы Театра им. Маяковского

Уже в XIX веке в старинной усадьбе на Большой Никитской улице действовал театр для высшего света. В 1884-1886 годах по инициативе владельцев Шаховских–Глебовых–Стрешневых комплекс был перестроен: на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка появился частный театр в русском стиле. В 1886 году площадку арендовал актер Георг Парадиз и разместил здесь свою опереточную труппу. Также на этой сцене гастролировали иностранные и петербургские труппы, выступали знаменитый актеры, в том числе Сара Бернар. С 1920 года здесь располагался Театр революционной сатиры (Теревсат), который с 1922 года был преобразован в Театр Революции. Его возглавил Всеволод Мейерхольд. С этого момента ведет свой отсчет история Театра имени Маяковского.

В рамках юбилейного сезона мы показываем наши архивные спектакли. Бесплатные показы проходят раз в месяц на Малой сцене. Снято многое, начиная с фильма-спектакля "Медея" 1967 года в постановке Николая Охлопкова (главный режиссер театра с 1943 по 1967– прим. ред.) После поездки за границу, увидев античные театры, он загорелся идеей поставить "Медею" в аналогичном пространстве. И этот спектакль с труппой театра он сделал на сцене Концертного зала имени Чайковского, который подобен античному амфитеатру. Известно, что эту площадку проектировали и строили первоначально как "Театр будущего" для Всеволода Мейерхольда, а он был и первым руководителем нашего театра. Так что тогда все совпало. А мы очень символично открыли этой "Медеей" кинопоказы нашего юбилейного сезона.

Приятно то, что во многих снятых спектаклях задействованы артисты, которые и сегодня играют в нашей труппе. Так что иногда перед началом сеансов они выступают и делятся со зрителями своими воспоминаниями.

– А какие ощущения у вас, когда вы выходите на сцену этого театра?
–­ Гордость за то, что я работаю в Театре Маяковского. В прошлом году я тоже отметила свой небольшой юбилей – 10 лет работы – и я надеюсь, что еще долгие годы буду здесь служить. Кстати, прекрасная это формулировка – "служить в театре". Ведь большая часть наших сотрудников, и не только артистов, именно служат в "Маяковке" по 20, 30, а то и 40 лет. Каждый сбор труппы мы начинаем с поздравления юбиляров, которые проработали в театре не менее 20 лет. У нас очень сплоченный коллектив, люди отдают всех себя на благо театра, и я смело могу заявить, что я среди них.
Прогон спектакля Дядюшкин сон в театре Маяковского
Сцена из спектакля режиссера Екатерины Гранатовой "Дядюшкин сон" по повести Ф.М. Достоевского в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала