Поддержка пехоты, "отработка" вражеских опорников, дуэли с бронетехникой и фланговые атаки — как показали события минувших месяцев, танки по-прежнему главная ударная сила сухопутных войск. Боевая машина противника — приоритетная цель для обеих сторон, однако уничтожить ее удается далеко не всегда. О том, как подбитую технику возвращают в строй, — в репортаже РИА Новости.
За высоким забором одного из промышленных объектов Донецка — ремонтная база танкового батальона 1-й Славянской бригады 1-го армейского корпуса.
Сюда свозят технику, поврежденную в боях за Авдеевку, Марьинку и Угледар. Интенсивность военных действий на Донецком направлении в последние недели значительно возросла, поэтому бойцы рембазы работают, что называется, на износ. Бронированных "подранков" доставляют практически ежедневно. И каждому нужно особое внимание.
"Мы-то люди, мы все выдержим, а вот техника не такая надежная, — начальник рембазы Александр останавливается у трофейного Т-64, который попал на "техобслуживание" уже третий раз. — Обратите внимание на гусеницу. Глядя в нее, можно бриться — так отполирована. Естественно, грунт или дорожное покрытие она практически не цепляет. В результате танк теряет управляемость. Прямо как легковушка на лысой резине. Скоро весенняя распутица. Машины надо хорошо подготовить".
Замена гусениц для ремонтников — дело хоть и тяжелое, но привычное. Кувалдой выбивают один из штырей, скрепляющих стальные траки. Мехвод дает малый газ, ведущее колесо прокручивается, и гусеница сама частично сходит с катков. Затем ремонтники с помощью ломов и "такой-то матери" в течение 15-20 минут окончательно "разувают" танк. Чтобы установить новую гусеницу, требуется уже больше времени.
На рембазе постоянно служат 10-15 человек — остальные прикомандированы. Танки ремонтируют в крытых боксах, со всеми правилами маскировки.
"Тылом наш район никак не назовешь, — рассказывает ремонтник с позывным Кеха. — Противник активно охотится за тяжелой бронетехникой. Больше всего танчики страдают не от ПТУРов, мин или артиллерии, а от беспилотников. "Укропы" все чаще применяют большие шестироторные дроны "Кажан", поднимающие в воздух четыре 82-миллиметровые мины или кумулятивные гранаты".
Забираемся на видавший виды Т-72, частично накрытый белой маскировочной сетью. В крышке МТО и задней части башни — узкие пробоины диаметром не больше трех-четырех сантиметров. Выглядит почти безобидно. Но это только на первый взгляд. Пробивая броню, кумулятивная струя создает внутри танка высокое давление, что приводит к сильным разрушениям, вплоть до взрыва боекомплекта. Отчасти спасает динамическая защита, однако она, как правило, прикрывает не всю верхнюю полусферу машины.
По словам Кехи, ВСУ используют "Кажаны" с умом. Дрон отправляется на охоту ночью, находит цель по тепловизору. Любой танк — очень горячий. Даже если заглушить двигатель, остывает не меньше шести часов. Единственное спасение — загнать машину под крышу, но это, понятно, возможно далеко не везде и не всегда.
Все бойцы на рембазе — бывшие танкисты с хорошим знанием матчасти. За год они вернули в строй около сотни Т-72 и Т-64. Эти пропахшие соляркой мужики становятся героями телерепортажей реже, чем десантники, морпехи или летчики, однако их труд сложно переоценить.
К слову, за годы Великой Отечественной в Красной армии было выполнено 430 тысяч ремонтов танков и самоходных артиллерийских установок. В среднем каждая выпущенная советской промышленностью машина проходила через руки мастеров более четырех раз.
Восстановленные танки и САУ были главным источником восполнения потерь танковых частей. Столь высокой результативности удалось достичь благодаря массовому развертыванию ремонтно-восстановительных батальонов и подвижных рембаз. Однако современная техника гораздо сложнее.
В ответ на вопрос о западных танках бойцы рембазы мечтательно и немного плотоядно улыбаются: "Да скорее бы доехали!" В НАТО уже сообщили, что первые Leopard 2 находятся на Украине. ВСУ их непременно задействуют в весенне-летнем наступлении.
В отличие от неуловимых "Хаймарсов", действующих из тыла, танк — это оружие первой линии. "Леопарды", "Челленджеры" и "Абрамсы" неизбежно понесут потери от огня российских войск. А значит, ремонтники 1-й Славянской бригады в полной мере удовлетворят свое профессиональное любопытство.