"Они стали действовать по-хитрому".
Что происходит на важном участке фронта
"Пытаются обмануть наше ПВО и засылают диверсантов" — так говорят о ситуации на левом берегу Днепра российские военные. Обстановка напряженная — рядом критически важная Каховская ГЭС. О том, что здесь сейчас происходит, — в репортаже РИА Новости.
Разведка с воздуха
Полуразрушенный частный сектор, посеченная осколками автобусная остановка и сгоревшие машины — прибрежная часть Новой Каховки обезлюдела. Взрывы почти не смолкают.
Почти все здания возле ГЭС разрушены
"В отличие от других мест, где ширина Днепра достигает нескольких километров, тут всего 370 метров и до вэсэушников буквально рукой подать, — рассказывает командир отдельного штурмового отряда мотострелковой роты с позывным Пума. — Их снайперы действуют постоянно, поэтому по открытой местности передвигаемся короткими перебежками".
Рота 22-летнего лейтенанта, вчерашнего выпускника военного училища — на самом берегу. До воды — десять-пятнадцать метров.
В этом месте ширина Днепра чуть больше 350 метров
"Периодически засекаем ДРГ. Отслеживаем подвоз боеприпасов, замаскированные наблюдательные посты, — продолжает он. — Буквально на днях во время планового облета местности обнаружили блиндаж и сразу запустили туда коптер с "эфками" (гранаты Ф-1. — Прим. ред.). Накрыли с четвертого раза".
Довольно густой лес позволяет ВСУ маскироваться. Ближе к лету в "зеленке" станет еще сложнее.
"С того берега тоже запускают "птички", — говорит один из бойцов. — Если не удается подавить их сигнал с помощью РЭБ, просто открываем перекрестный огонь с разных сторон. Шумно, но эффективно — уже сбили так несколько штук".
Пума за работой на АГС-17
Глубокий блиндаж
ВСУ не оставляют надежд забросить на левый берег десант. Последняя попытка, по данным Минобороны, была 10 февраля. Атаку отразили пулеметами.
"Сейчас наша основная задача — не допустить прорыва обороны, — объясняет командир штурмовой роты с позывным Ридик. — Кроме снайперов, с правого берега постоянно работают арта и минометы. Бьют хаотично. Оставшиеся гражданские, хоть их и мало, не вылезают из подвалов. Город часто остается без воды и электричества".
Ридик рассказывает об обстановке на левом берегу
© Михаил Кевхиев
Бойцы российской армии живут в тщательно замаскированных блиндажах. Сверху — аэродромные плиты, выдерживающие мины и снаряды.
"Снаружи минус пять и сильный ледяной ветер, внутри плюс 20 и тихо, — проводит экскурсию боец с позывным Жук. — Помещаются десять человек. Печка, раздевалка и спальные места — в так называемой бетонной капсуле. Видите, даже компьютер принесли — но не для игр. Прошиваем рации, чтобы нас не прослушивали".
© РИА Новости / Михаил КевхиевМобилизованный боец бригады на наблюдательном посту
© РИА Новости / Михаил КевхиевВход в блиндаж
Тотальный контроль
Пристальное внимание командования ВСУ к этому участку фронта понятно. Один из самых важных стратегических объектов региона — Каховская ГЭС. Отсюда идет вода на юг Херсонской и Запорожской областей. А также к реакторам ЗАЭС.
Каховская ГЭС
Огромные машинные залы, разветвленная сеть подземных катакомб и мощные бетонные стены — построенная в середине прошлого века гидроэлектростанция сама по себе крепость. Однако нуждается в обороне. Особенно плотина, чей подрыв грозит экологической катастрофой.
"С верхних этажей весь противоположный берег как на ладони, — показывает свою огневую точку один из пулеметчиков. — Днем достаточно бинокля, ночью используем "теплаки". Если видим хоть какое-то передвижение, сразу открываем огонь на поражение. Ставки здесь слишком высоки".
Вид на плотину ГЭС
Поскольку сухопутные подъезды к ГЭС тоже находятся под полным контролем российских войск, единственная возможность нанести урон — артналеты. Большую часть ракет сбивают, однако некоторые все же достигают цели.
"ВСУ поступают хитро, — объясняет командир расчета "Град" с позывным Завуч. — Выпускают пакет "градов" или "ураганов". И пока ПВО перехватывает эти снаряды, следом сразу летят "хаймарсы". Впрочем, наши приспособились".
Один из бойцов бригады на дежурстве
Последний мощный обстрел из американской РСЗО был еще в ноябре. Тогда из шести ракет сбили пять. Одна попала в шлюз дамбы. Критических разрушений не было, все починили за день.
Вернемся даже из ада
Обороняет ГЭС и часть левого берега мотострелковая бригада со Ставрополья, сформированная в разгар первой чеченской. С тех пор ее бойцы не раз участвовали в боевых действиях. В прошлом феврале первыми вступили в Херсон. После двинулись на Николаев.
Девиз бойцов бригады
"Стояли в 40 километрах от города, в районе Снигиревки, — вспоминает Завуч. — Вэсэушники постоянно давили. Но отошли мы лишь после приказа. Считаю это решение правильным — тяжело обеспечивать боеприпасами крупную группировку, когда мосты и понтонные переправы под плотным огнем".
Костяк бригады составляют выпускники различных военных училищ. Один из них — 32-летний комбат из Удмуртии с позывным Сталь. Летом под Донецком погиб его родной брат. Спустя пару месяцев у офицера закончился контракт.
"Но я остался, — говорит майор. — Не уеду отсюда, пока все не закончится".
Майор Сталь на спецоперации с самого начала
По словам бойцов, бригаду покинули лишь несколько контрактников. Даже те, кто в армии чуть больше года, не вернулись на гражданку. Как тот же Завуч, проработавший десять лет в школе.
"Я давно хотел стать военным, — поясняет младший сержант. — Пришел за пару месяцев до начала СВО. И ни о чем не жалею, ведь я тут не ради льготной ипотеки".
Завуч по образованию филолог
Водная преграда
Осенью бригаду пополнили сотни мобилизованных. Для них соорудили импровизированный учебный полигон. Пока одни стоят в дозорах, другие совершенствуют навыки стрельбы из автоматов и гранатометов, учатся управлять дронами и наводить ПТУРы.
"Мы смастерили деревянные макеты, похожие на катера, — демонстрирует ноу-хау один из инструкторов. — А зажигательные ракеты у нас имитируют вражеские дроны. Сегодня на учениях по легенде разведка засекла приближающийся десант. Его надо уничтожить, а также сбить несколько "птичек". Это, пожалуй, самое сложное задание".
Импровизированные катера на учебном полигоне
По словам офицера, в современной войне, хотя есть и РЭБ, и дронобойные ружья, коптеры можно уничтожать и стрелковым оружием. Особенно на открытой местности с естественной преградой — в данном случае рекой Днепр.
Эта водная артерия и ослабила активность обеих сторон. Но военные уверены, что бои здесь рано или поздно возобновятся.
Сотрудник Росгвардии охраняет здание Каховской ГЭС в Новой Каховке
08:00 20.02.2023
(обновлено: 08:13 20.02.2023)