![Самолеты на стоянке в аэропорту Шереметьево Самолеты на стоянке в аэропорту Шереметьево](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/07/1569715212_0:0:3418:1883_600x0_80_0_0_a03fee3a852440754062f629ea9fdf50.jpg)
"Это будет вершиной нашего двигателестроения".
Четыре из пяти авиалайнеров в России — иностранного производства. А самый выпускаемый отечественный самолет пока на 50 процентов состоит из импортных деталей. Заграничные поставки оборвались, санкции коснулись почти 80 процентов гражданского флота. Что будет с авиаперевозками — разбиралось РИА Новости.
![Доля отечественных пассажирских самолетов в парке российских авиакомпаний Доля отечественных пассажирских самолетов в парке российских авиакомпаний](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/1b/1847798911_0:0:0:0_0x0_100_0_0_0e047482188567f30f57625bbdae79fe.jpg)
![Доля отечественных пассажирских самолетов в парке российских авиакомпаний Доля отечественных пассажирских самолетов в парке российских авиакомпаний](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/1b/1847798294_0:0:0:0_0x0_100_0_0_30878e78ef3474fa5dcb4727ed301ab4.jpg)
"Для самолетов предыдущих поколений, которых у нас большинство, запчастей и техников хватает. В группе риска — А350 и семейство A320neo: для них пока нет ни сертифицированных специалистов для обслуживания, ни склада запчастей", — говорит заслуженный адвокат России и экс-эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Павел Герасимов.
![Самолет Airbus A320neo авиакомпании S7 Airlines в аэропорту Толмачево в Новосибирске Самолет Airbus A320neo авиакомпании S7 Airlines в аэропорту Толмачево в Новосибирске](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/15/1784678268_0:0:3072:2048_1440x0_80_0_0_f81ab04aecd5d1beca6ea764e3694d5d.jpg)
![Самолеты авиакомпании Аэрофлот на летном поле Международного аэропорта Шереметьево Самолеты авиакомпании Аэрофлот на летном поле Международного аэропорта Шереметьево](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/08/1782551215_0:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_826f4b48275efd6fd8cae7978b188861.jpg)
![Наиболее распространенные самолеты в российском авиапарке Наиболее распространенные самолеты в российском авиапарке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/1b/1847801582_0:0:0:0_0x0_100_0_0_8e90706f9a8c438dd5890fbd95e4c42d.jpg)
![Наиболее распространенные самолеты в российском авиапарке Наиболее распространенные самолеты в российском авиапарке](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/1b/1847801763_0:0:0:0_0x0_100_0_0_2fba2521be4252739a05cddef64c81d6.jpg)
"В СССР экономичность и экологичность при разработке не были решающими факторами, — объясняет Илья Нестеренко, автор блога "Записки о самолетах". — С резким повышением цен на авиатопливо оказалось, что эксплуатировать привычный флот невыгодно. И взор руководителей авиакомпаний обратился в сторону иностранных воздушных судов".
![Самолет Ил-62 компании Аэрофлот в аэропорту Внуково Самолет Ил-62 компании Аэрофлот в аэропорту Внуково](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148767/67/1487676746_0:0:2866:2047_1440x0_80_0_0_d61aef64172fef7dfc8a7c822b3b1f46.jpg)
"У Superjet были проблемы — начиная от отказов систем и оборудования, заканчивая полным отсутствием послепродажного сопровождения и запчастей: его банально не могли обслужить и починить, он неделями ждал ремонта", — рассказывает Нестеренко.
![Самолет Sukhoi Superjet-100 авиакомпании Ямал Самолет Sukhoi Superjet-100 авиакомпании Ямал](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156050/53/1560505320_0:0:3072:2048_1440x0_80_0_0_f4f2489f8316f5c3b709f95ce3ec59a5.jpg)
"Во всем мире за жизненный цикл самолета отвечает производитель, — отмечает Роман Гусаров. — В СССР гражданская авиация обеспечивала себя сама. На Superjet мы наконец-то создали и отработали систему поддержки эксплуатанта производителем".
![Пассажирский самолет Sukhoi Superjet-100 авиакомпании Ямал Пассажирский самолет Sukhoi Superjet-100 авиакомпании Ямал](https://cdnn21.img.ria.ru/images/156050/47/1560504785_0:0:1200:800_1440x0_80_0_0_12ada104a9885c9363e8a6b1b2d8b8ad.jpg)
![Лайнер Sukhoi Superjet 100 Магнитогорск авиакомпании Россия в аэропорту Шереметьево Лайнер Sukhoi Superjet 100 Магнитогорск авиакомпании Россия в аэропорту Шереметьево](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/14/1598334963_0:0:3070:2048_1440x0_80_0_0_4e03c2be357e57e43060c107fb4b0491.jpg)
"Ту-204 и его модификация Ту-214 — технологически сложные, там требуется много ручного труда, — считает Гусаров. — К 2030-му в "Аэрофлот" должно поступить 20 единиц 214-х, и это максимум для завода в Казани".
![Самолет Ту-214 Самолет Ту-214](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103562/72/1035627243_0:0:1200:800_1440x0_80_0_0_8118044d9c25680edeb727fe82f725e1.jpg)
"Сейчас ведутся работы по ПД-35. Это будет вершина нашего двигателестроения, но очевидно, что он появится не раньше 2026-го, — отмечает Роман Гусаров. — Двигатель подойдет и для российско-китайского дальнемагистрального CR929, которым тоже занимаются. Когда ПД-35 сделают, уже будет ясно, какой из самолетов выгоднее запускать в массовое производство".
Салон макета российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
![Салон макета российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929 Салон макета российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/09/02/1748390693_345:0:2393:2048_600x0_80_0_0_55cf5f6a378b7d8c63f8968191d330a8.jpg)
Салон макета российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
Модель российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019
![Модель российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929 Модель российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/09/02/1748390619_114:0:2161:2047_600x0_80_0_0_49b75f6259ccbedc0cda2079e99eefba.jpg)
Модель российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019
Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
![Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929 Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/09/02/1748390709_1033:0:3081:2048_600x0_80_0_0_1cc5b856b6f8d4d017a93bc03c0b86ef.jpg)
Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
Салон макета российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
Модель российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019
Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
"Первый полет он совершил в 2017-м с импортным двигателем и крылом. В 2019 году ждали серийного производства, но сроки сдвинули из-за санкций", — рассказывает Гусаров.
![Испытания самолета МС-21 с двигателем ПД-14 Испытания самолета МС-21 с двигателем ПД-14](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/19/1790710653_0:0:3301:2048_1920x0_80_0_0_ad0a2dcc53f427392e0d3c12dfba3796.jpg)
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время посещения завода Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО). Слева — министр транспорта Виталий Савельев
![Председатель правительства РФ Михаил Мишустин и министр транспорта РФ Виталий Савельев во время посещения завода Воронежского акционерного самолетостроительного общества Председатель правительства РФ Михаил Мишустин и министр транспорта РФ Виталий Савельев во время посещения завода Воронежского акционерного самолетостроительного общества](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/14/1768756038_418:0:2466:2048_600x0_80_0_0_78600d859674b35ecf0c77fb11f362c5.jpg)
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время посещения завода Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО). Слева — министр транспорта Виталий Савельев
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300 на полигоне
![Среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21-300 Среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21-300](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/17/1769146493_227:0:2275:2048_600x0_80_0_0_2935663302423833fc75ee1471ef72aa.jpg)
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300 на полигоне
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время осмотра салона самолета МС-21 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО)
![Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время осмотра салона самолета МС-21 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время осмотра салона самолета МС-21 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/14/1768757235_586:0:2498:1912_600x0_80_0_0_f1ee14310e442448f3e25654e02f12d0.jpg)
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время осмотра салона самолета МС-21 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО)
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время посещения завода Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО). Слева — министр транспорта Виталий Савельев
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300 на полигоне
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время осмотра салона самолета МС-21 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО)
![За семь лет в России должны выпустить 1036 самолетов За семь лет в России должны выпустить 1036 самолетов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/1b/1847803511_0:0:0:0_0x0_100_0_0_b94766c361c5ef052d9b412ff1b46ad8.jpg)
![За семь лет в России должны выпустить 1036 самолетов За семь лет в России должны выпустить 1036 самолетов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/1b/1847803202_0:0:0:0_0x0_100_0_0_f6b79f71bfd9e0925d1d09fd6bda0e4c.jpg)
![Самолет Ан-24 авиакомпании Сибавиатранс в аэропорту Красноярска Самолет Ан-24 авиакомпании Сибавиатранс в аэропорту Красноярска](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103562/95/1035629531_0:0:2836:1803_1440x0_80_0_0_6adb40958e50cca10a39b3bb42ca5afd.jpg)
"Знаменитый Ан-2 создавали в Новосибирске, но потом его командировали в Киев, — объясняет авиаэксперт Гусаров. — Мы долго надеялись на сотрудничество: они — поставляют комплектующие, мы — оплачиваем проекты и собираем самолеты у себя. Но не сложилось".
![Турбовинтовой самолет Ан-140. Архивное фото Турбовинтовой самолет Ан-140. Архивное фото](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103562/89/1035628984_0:0:2092:1392_1440x0_80_0_0_110ebac6722be05c5473d39f98ea4d41.jpg)
![Самолет Ан-74 Самолет Ан-74](https://cdnn21.img.ria.ru/images/19548/00/195480065_0:0:2901:2000_1440x0_80_0_0_8c38f9ca799dd1cb07f20a5c0d3f382b.jpg)
"Мы пытаемся заменить устаревшие "Ан" на Ил-114-300. Самолет формально не новый, еще в 1990-е его выпускали в Ташкенте, где оснастили американским двигателем. Теперь машину полностью переработали, оцифровали, поставили российский двигатель. Проходит летные сертификационные испытания", — говорит Гусаров.
![Двухмоторный самолет для местных воздушных линий Л-410 во время воздушного парада на авиационном фестивале Форсаж-2017, посвященном 105-летию создания Военно-воздушных сил России Двухмоторный самолет для местных воздушных линий Л-410 во время воздушного парада на авиационном фестивале Форсаж-2017, посвященном 105-летию создания Военно-воздушных сил России](https://cdnn21.img.ria.ru/images/153068/76/1530687637_0:0:3072:2048_1440x0_80_0_0_b4e1695c7bbb231b72c016ebf481e7e1.jpg)
![Стоянка самолетов в аэропорту Внуково Стоянка самолетов в аэропорту Внуково](https://cdnn21.img.ria.ru/images/15643/28/156432804_0:49:3000:1813_1920x0_80_0_0_b6676365c2f6d5ae04a53d899c7bb2fd.jpg)