"Это будет вершиной нашего двигателестроения".
Четыре из пяти авиалайнеров в России — иностранного производства. А самый выпускаемый отечественный самолет пока на 50 процентов состоит из импортных деталей. Заграничные поставки оборвались, санкции коснулись почти 80 процентов гражданского флота. Что будет с авиаперевозками — разбиралось РИА Новости.
"Для самолетов предыдущих поколений, которых у нас большинство, запчастей и техников хватает. В группе риска — А350 и семейство A320neo: для них пока нет ни сертифицированных специалистов для обслуживания, ни склада запчастей", — говорит заслуженный адвокат России и экс-эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Павел Герасимов.
"В СССР экономичность и экологичность при разработке не были решающими факторами, — объясняет Илья Нестеренко, автор блога "Записки о самолетах". — С резким повышением цен на авиатопливо оказалось, что эксплуатировать привычный флот невыгодно. И взор руководителей авиакомпаний обратился в сторону иностранных воздушных судов".
"У Superjet были проблемы — начиная от отказов систем и оборудования, заканчивая полным отсутствием послепродажного сопровождения и запчастей: его банально не могли обслужить и починить, он неделями ждал ремонта", — рассказывает Нестеренко.
"Во всем мире за жизненный цикл самолета отвечает производитель, — отмечает Роман Гусаров. — В СССР гражданская авиация обеспечивала себя сама. На Superjet мы наконец-то создали и отработали систему поддержки эксплуатанта производителем".
"Ту-204 и его модификация Ту-214 — технологически сложные, там требуется много ручного труда, — считает Гусаров. — К 2030-му в "Аэрофлот" должно поступить 20 единиц 214-х, и это максимум для завода в Казани".
"Сейчас ведутся работы по ПД-35. Это будет вершина нашего двигателестроения, но очевидно, что он появится не раньше 2026-го, — отмечает Роман Гусаров. — Двигатель подойдет и для российско-китайского дальнемагистрального CR929, которым тоже занимаются. Когда ПД-35 сделают, уже будет ясно, какой из самолетов выгоднее запускать в массовое производство".
Салон макета российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
Салон макета российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
Модель российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019
Модель российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019
Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
Салон макета российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
Модель российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019
Макет российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) — 2019 в подмосковном Жуковском
"Первый полет он совершил в 2017-м с импортным двигателем и крылом. В 2019 году ждали серийного производства, но сроки сдвинули из-за санкций", — рассказывает Гусаров.
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время посещения завода Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО). Слева — министр транспорта Виталий Савельев
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время посещения завода Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО). Слева — министр транспорта Виталий Савельев
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300 на полигоне
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300 на полигоне
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время осмотра салона самолета МС-21 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО)
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время осмотра салона самолета МС-21 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО)
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время посещения завода Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО). Слева — министр транспорта Виталий Савельев
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300 на полигоне
Председатель правительства России Михаил Мишустин во время осмотра салона самолета МС-21 на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО ВАСО)
"Знаменитый Ан-2 создавали в Новосибирске, но потом его командировали в Киев, — объясняет авиаэксперт Гусаров. — Мы долго надеялись на сотрудничество: они — поставляют комплектующие, мы — оплачиваем проекты и собираем самолеты у себя. Но не сложилось".
"Мы пытаемся заменить устаревшие "Ан" на Ил-114-300. Самолет формально не новый, еще в 1990-е его выпускали в Ташкенте, где оснастили американским двигателем. Теперь машину полностью переработали, оцифровали, поставили российский двигатель. Проходит летные сертификационные испытания", — говорит Гусаров.