Рейтинг@Mail.ru
Ученые раскрыли тайны русского женского платка - РИА Новости, 23.01.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фрагмент платка, выполненного в вытравной технике. Россия, Владимирская губерния, г. Шуя, Товарищество мануфактур Ст. Посылина, после 1864 г.

Ученые раскрыли тайны русского женского платка

Реконструировать технологию ручной набивки из рецептурной книги 1836 года удалось специалистам Музея ивановского ситца. Восстановленный рецепт позволил создать коллекцию платков на основе реальных исторических прототипов, об этом сообщили в пресс-службе организации.
Традиция, диктовавшая замужним женщинам покрывать голову, сделала платок неотъемлемым элементом костюма. Ткань платка могла украшаться различными способами. Один из них — набивка рисунка досками с резным орнаментом.
Расцвет ручной набойки как промысла пришелся на XVIII-XIX века и являлся передовой технологией для своего времени. По словам специалистов музея, она использовалась вплоть до начала XX века и только впоследствии, с развитием текстильных технологий и революции в красителях, была полностью вытеснена машинной печатью.
Манеры в Музее ивановского ситца
Манеры в Музее ивановского ситца
Станок для нанесения рисунка. Музей ивановского ситца
Станок для нанесения рисунка. Музей ивановского ситца
Станок в Музее ивановского ситца
Станок в Музее ивановского ситца
Для воссоздания старинной технологии специалисты музея при активной помощи современного художника по текстилю изучили несколько рецептурных книг, находившихся в экспозиции музея и ранее привлекавших внимание исследователей ввиду сложности работы с частично зашифрованным текстом. Наиболее информативной оказалась рецептурная книга фабрики Степана Посылина, которая попала в музейное собрание благодаря художнику-колористу Христиану Ивановичу Гольдеру.
Используя рецепты вапы и куба из книги, датируемой 1836 годом, художник-колорист Павел Осипов реконструировал технологию резервной печати и создал платки на основе реальных исторических прототипов из Музея ивановского ситца.
Как уточнила старший научный сотрудник музея Юлия Блавдзевич, кубовые платки носили женщины среднего и старшего возраста — чем старше женщина, тем темнее был ее платок.
Кубовая набойка — это старинный способ крашения ткани при помощи раствора индиго. По одной из версий, свое название в русской традиции она получила от названия тарной меры импортного красителя, для удобства транспортировки спрессованного в плитки кубической формы.
© Фото : Блавдзевич Ю.А.

Реконструкция манер — плоскопечатных форм для ручной набивки . Орнамент с платка кубового. Первая половина XIX века. Россия, Владимирская губерния, Шуйский уезд, село Иваново, мануфактура Лариона Удина

Реконструкция манер - плоскопечатных форм для ручной набивки . Орнамент с платка кубового. Первая половина XIXв. Россия, Владимирская губерния, Шуйский уезд, село Иваново, мануфактура Лариона Удина

Реконструкция манер — плоскопечатных форм для ручной набивки . Орнамент с платка кубового. Первая половина XIX века. Россия, Владимирская губерния, Шуйский уезд, село Иваново, мануфактура Лариона Удина

© Фото : Блавдзевич Ю.А.

Манера — плоскопечатная форма для нанесения рисунка на ткань способом ручной набивки. Орнамент — угол платка XIX века. Россия, дерево, латунь. Из собрания ИГИМ имени Д. Г. Бурылина

Манера - плоскопечатная форма для нанесения рисунка на ткань способом ручной набивки. Орнамент - угол платка XIX в. Россия, дерево, латунь. Из собрания ИГИМ им. Д.Г. Бурылина

Манера — плоскопечатная форма для нанесения рисунка на ткань способом ручной набивки. Орнамент — угол платка XIX века. Россия, дерево, латунь. Из собрания ИГИМ имени Д. Г. Бурылина

© Фото : Громова Н.В.

Заготовка для платка кубового — набивка рисунка резервирующим составом — вапой. Выполнил Осипов П. В.

Заготовка для платка кубового – набивка рисунка резервирующим составом - вапой. Выполнил Осипов П.В.

Заготовка для платка кубового — набивка рисунка резервирующим составом — вапой. Выполнил Осипов П. В.

1.

Реконструкция манер — плоскопечатных форм для ручной набивки . Орнамент с платка кубового. Первая половина XIX века. Россия, Владимирская губерния, Шуйский уезд, село Иваново, мануфактура Лариона Удина

2.

Манера — плоскопечатная форма для нанесения рисунка на ткань способом ручной набивки. Орнамент — угол платка XIX века. Россия, дерево, латунь. Из собрания ИГИМ имени Д. Г. Бурылина

3.

Заготовка для платка кубового — набивка рисунка резервирующим составом — вапой. Выполнил Осипов П. В.

Деревянными досками с вырезанным орнаментом на ткань наносился специальный резервирующий состав — вапа. Главная составная часть вапы — белая глина. Так как в краске содержалась щелочь, в тех местах, где был нанесен состав, ткань остается непрокрашенной. За счет того что глина растворялась при опускании в красильный раствор, зарезервированный рисунок не окрашивался.
"После того как ткань достается из куба, она на воздухе меняет цвет, например, становясь из зеленой синей. Для красителя окислителем будет кислород, дополнительных средств для закрепления краски не требуется. В реконструированном нами рецепте середины XIX века использовался купоросный куб", — рассказал Павел Осипов.
Платки, подобные тем, которые были воссозданы, носили жительницы почти всех регионов Центральной России, южных и северных губерний. Ситцевые кубовые платки были особенно распространены на Кавказе и Урале. Также они использовались в старообрядческих костюмах. Платки имели в своих рисунках растительные мотивы: цветы, виноград, груши, яблоки. Основными цветами были голубой, синий, желтый, красный.
“Мы убедились в нужности и важности нашего проекта, который призван актуализировать часть богатейшего индустриального наследия через введение в активный публичный оборот такого направления, как текстильная техника и технология”, — объяснила Юлия Блавдзевич.
В рамках сотрудничества с Ивановским политехническим университетом воссозданные платки будут использоваться студентами в их собственных проектах. Историческим и театральным костюмам такие платки добавят достоверности, а в современных коллекциях могут стать акцентным элементом.
Идея выставки возникла после завершения проекта по гранту фонда Потанина “Текстильные технологии”, посвященного восстановлению технологии ручной набивки первой половины XIX века. Основным партнером проекта стала Мастерская Балина (Самара).
Увидеть воссозданные платки, а также инструменты для набивки можно будет с 26 января в Музее ивановского ситца. Выставка “Платочные истории” посвящена результатам работы с музейной коллекцией, а также современному переосмыслению набивки и месту платка как аксессуара в повседневной жизни.
Музейные сувениры-платки, созданные П.В. Осиповым по старинным технологиям на основе традиционных орнаментов с подлинных платков и тканей XIX – нач. XIX вв
Музейные сувениры-платки, созданные П. В. Осиповым по старинным технологиям на основе традиционных орнаментов с подлинных платков и тканей XIX — начала XIX века
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала