Крепость и храбрый Никитка
В 1520 году в центре Тулы возвели крепость. Причем не на холме, а в низине, да еще и на болоте. Во-первых, как уверяют местные историки, в воде фундамент из известняка стал твердым. Во-вторых, до ближайшей возвышенности, откуда мог стрелять враг, — более километра, а тогда пушечные ядра не летали дальше 400 метров.
"Форт выдержал более 50 набегов крымских татар", — говорит Екатерина Донская. Мы обходим по периметру краснокирпичные башни, увенчанные деревянными куполами-шлемами. Один — из зеленого металла, над центральными воротами. Будто древнерусские воины встали в ряд, готовые к бою.
Массовое производство огнестрельного оружия началось с Никитки Антюфеева. По легенде как-то через Тулу проезжал Петр I. У него сломалось дорогое "аглицкое" ружье. Царь кинул клич среди мастеров: кто возьмется починить? Ни один не посмел: боялись лишиться головы в случае неудачи. И лишь потомственный кузнец Никита Демидович вышел вперед. Через пару месяцев Антюфеев преподнес монарху новенький карабин, не отличимый от старого.
Потрясенный Петр I тут же дал городу заказ на изготовление оружия. На одной улице делали замки, на другой — курки, на третьей — штыки. Сборка — в арсенале.
Отсюда и названия улиц. Они даже воспеты в гимне Тулы: Курковая, Штыковая, Ствольная, Патронная. А Никита Антюфеев со временем открыл металлургические заводы на Урале, переделал отчество в фамилию и основал династию Демидовых.
На гербе Тулы, красующемся на главной башне кремля, изображены заготовки для оружия и два золотых молоточка. Пряники и самовары — это уже позже.
Городу требовались самовары, вот мастерам и поручили этим заняться. К ХХ веку более 70 мануфактур выпускали здесь фактически прототипы современных мультиварок: в самоварах готовили не только чай, но и суп, кашу, сбитень. Интересные экспонаты в "медных кольчугах" есть в кремлевской антикварной лавке.
"Мастерам поручили вырезать и пряничные доски: у них были для этого все необходимые инструменты. И они придумали каждый собственный авторский узор, который гравировали на рукоятках", — объясняет Екатерина Донская.
А еще Николай Макаров, изобретатель одноименного пистолета, создал машинку для закрутки банок, автор "ТТ" Федор Токарев сконструировал фотоаппарат. Тульский же оружейник Иван Сизов основал в первой половине XIX века производство русских гармошек.
Музей оружия, как и кремлевские башни, напоминает богатырский шлем. Рядом — металлургический завод, и по всему району разносится запах горячей железной стружки.
В музее можно на компьютере разукрасить винтовку уточками, елочками и тульской сечкой (проволокой, врезанной в дерево), а потом выслать себе на электронную почту. В экспозиции — мушкеты, фузеи, пищали, знаменитая винтовка туляка Сергея Мосина.
"У наших оружейников две традиции: украшать изделия и создавать микроминиатюры", — отмечает экскурсовод Давид Гончаров, кивая в сторону витрины, где пушки и пистолеты размером с винтик. И все они действующие!
Под микроскопом — копия трехмиллиметровой винтовки Николая Алдунина (1956-2009). Этот современный "левша" подковал золотом пять блох! Говорят, над каждой трудился по два года.
Насмотревшись на оружие, пробуем попасть в цель в музейном тире. Правда, пули пластиковые, а не свинцовые.
Темно. Замерзшие лужи. Противотанковые ежи, сложенные из рельсов. Гремят взрывы. Горит жилой дом, а женщина, стоя на обломках, гасит снаряд в песке. Это экспозиция интерактивного Музея обороны Тулы.
"Осенью 1941-го немцы подошли к городу, прикрывающему Москву с юга. Народные ополченцы за три дня осваивали винтовку Мосина. Солдатам отдавали последние валенки. Женщины в подоле платья носили куски асфальта для баррикад. Оборона продолжалась с 24 октября по 5 декабря", — рассказывает гид Антон Кулинкин.
Артисты на экранах и восковые фигуры изображают туляков времен Великой Отечественной, слышна стрельба, в эвакуационном поезде топится буржуйка. Девочка с забинтованным пальцем греет руки, а вагоновожатая трамвая, на котором перевозили боеприпасы и раненых, подкладывает под ноги раскаленные кирпичи: в ту осень морозы достигали 50 градусов.
В госпитале идет операция. Врач Борис Петровский научил медперсонал зажимать порванную артерию, чтобы довезти воина без потери крови. "Девяносто процентов выживали, 75 — возвращались в строй", — подчеркивает гид.
А вот класс. В парты вмонтированы дисплеи, на которых предлагают "собрать" ребенка войны в школу, нажимая на предметы. Карандаш с ластиком — неверный выбор. Зато рогатка обязательна.
Напоследок заглянем в Музей станка. Виртуальный гид Маша Роботова и ее помощник Снегирь рассказывают много интересного о тульских оружейниках. Например, что Сергей Мосин весь гонорар за разработку винтовки отдал мужу возлюбленной — откуп за развод. А это было 50 тысяч рублей: цена двух усадеб!
Прогуляемся по модному городскому пространству "Искра" и симпатичной пешеходной улице Металлистов с множеством кафе. Среди фонарей и купеческих особнячков цвета яблочного и грушевого повидла продают сбитень на березовом соку — со стаканчиком напитка в руках ходить теплее.
И, конечно, как не купить домой сладости и жамки — маленькие мягкие пряники округлой формы без начинки! Их можно приобрести в кремлевских лавках или магазине при Музее пряника.
Благодарим "Интурист" и Агентство по развитию туризма Тулы за помощь в подготовке материала