"Наконец стали действовать грамотно".
Что происходит в Соледаре
Российские силы, по заявлению властей ДНР, заняли Соледар. За город бились с начала лета — ВСУ цеплялись за каждый дом. О том, как брали населенный пункт, — в репортаже РИА Новости.
Опасный маршрут
Грузовик "Урал" вязнет в глинистой донбасской почве, за полчаса проезжая лишь километр. Пространство открытое: машина — легкая мишень для боевых беспилотников и артиллерии, поэтому бойцов перебрасывают на позиции в темное время суток.
В грязи застревают даже "Уралы"
"Поскольку кругом все заминировано, ехать стараюсь по накатанной колее, — ловко выкручивая руль, объясняет водитель. — На днях дважды напоролся на "Лепестки". Первый раз обошлось, во второй шину все же пробило. Добирался на спущенном колесе, а это очень рискованно — можно застрять".
© РИА Новости / Виктор ЗванцевПовсюду такие знаки
© РИА Новости / Виктор ЗванцевДорога к восточным окраинам Соледара
В пластиковом баке в углу кузова плещется солярка, на полу лежат ящики с боекомплектом и пакеты с продуктами, на раскладных деревянных скамейках сидят бойцы 204-го стрелкового полка армии ЛНР. Новый год и Рождество они встретили в окопах. Вместо дома — врытая в землю строительная бытовка. Оливье здесь заменяет солдатский паек, а фейерверки — залпы "Градов".
Замок отвечает в полку за связь
"В ночь на 1 января по нам работал танк, — говорит командир взвода связи с позывным Замок. — Неприятно сидеть в вагончике и слышать свист летящих в твою сторону снарядов. Особенно когда падает все ближе. К счастью, не попали".
"Скрипим, но едем"
Соледар — сплошной укрепрайон. Тут много промзон, заводов, подземных путей сообщения. В город войска вошли с востока и юго-востока.
Мины на обочине
"Скрипим, но едем", — шутят солдаты. Вэсэушники заминировали все, что можно: дороги, обочины, поля, лесопосадки. На каждом шагу — противотанковые мины советского образца. Одни раскиданы наспех, другие тщательно замаскированы в траве.
"Также попадаются "Лепестки", — проводит "экскурсию" по прифронтовой зоне командир первой роты 204-го полка с позывным Черкес. — Причем разной раскраски: под асфальт, траву, песок. Их раскидывают с кассетных боеприпасов".
Постоянно слышны артиллерия, минометы, танки. Порой происходят скоротечные стрелковые бои. Несколько раз в день работают самолеты. ВСУ на это отвечают залпами "Градов".
Черкес рассказывает про мины
"Бои ожесточенные, — Черкес указывает на стертую с лица земли деревню. — Мирные разбежались давно. Но, например, во Врубовке остался лишь один человек. Мы его уговаривали уехать — бесполезно".
Сам боец родом из Старого Оскола. Работал во вневедомственной охране. В 2019-м уволился и приехал в Донбасс.
"Сначала один друг ушел в ополчение, потом второй, третий, ну и я следом, — объясняет он. — Не жалею: люди здесь очень близки мне по духу".
ДОТ на Соледарском направлении
Спасая жизни
Полк сформирован полностью из добровольцев, мотивации им не занимать. Поэтому работают слаженно. С раннего утра выдвигаются в разведку, оборудуют огневые гнезда, настраивают связь.
"Лично я не понимаю тех, кто жалуется: "Нет того, нет этого", — помогая связистам прикручивать спутниковую антенну к деревянной доске, признается командир взвода медиков с позывным Док. — Купите сами. У нас в полку тоже много чего не было. Скидывались на "буханку", ноутбук и даже медикаменты. Сейчас получше: увеличили и жалование, и довольствие".
Связист устанавливает антенну
Док очно учился на пятом курсе медакадемии и заочно — в институте гражданской защиты (МЧС). На фронте с конца февраля. Недавно получил звание лейтенанта. А также возможность демобилизоваться — как студент. Отказался.
"Не могу бросить пацанов, — объясняет он. — Конечно, и мама, и жена были против, но что поделать. Надеюсь, все это поскорее закончится — и я вернусь к учебе".
Док мог демобилизоваться, но отказался
"Постоянно огрызаются"
Но наступление продолжается. Продвинуться мешает еще и погода: из-за постоянных дождей танки и БМП вязнут в грязи. Морозы ударили лишь на днях.
Как только передовые части занимают новые позиции, военную технику сменяет строительная. А вместо боеприпасов привозят бетонные плиты и деревянные доски.
Одна из позиций вблизи Соледара
"Наш полк бился в том числе под Изюмом и Купянском, откуда отступили в сентябре. Там никто толком не окапывался. А здесь действуем по уму: заняли новые позиции и сразу закрепились, — говорит боец с позывным Прапор. — С помощью тракторов и кранов роем траншеи, ходы сообщений, устанавливаем блиндажи. Затем идем вперед, оставляя за собой две-три линии обороны. Украинцы постоянно огрызаются, кидая в контратаки по одному-два взвода. Иногда даже без артподдержки. Ощущение, будто не берегут людей".
Прапор служил еще в СССР
Как заявил врио главы ДНР Денис Пушилин, освобождение Соледара "кратно увеличивает возможности" для штурма Артемовска и Северска. А оттуда прямая дорога на Славянск — главный опорник ВСУ в Донбассе.
Военная техника
08:00 11.01.2023
(обновлено: 13:23 11.01.2023)