"Среди нас есть и украинцы".
Зачем футбольные фанаты едут в Донбасс
Участники околофутбольного движения тоже отправляются добровольцами в Донбасс — в том числе в батальон "Эспаньола", созданный видными болельщиками. Об уникальном боевом подразделении — в репортаже РИА Новости.
Живой талисман
С утра в казарме оживленно: одни бойцы возвращаются с передовой, другие собираются на учебный полигон. В углу — настольный футбол, на стенах — плакаты российских клубов. А на кровати, уткнувшись мордочкой в подушку, спит маленький львенок.
Настольный футбол в казарме
"Это наш символ по кличке Киа. Нашли в Мариуполе, — нежно поглаживая котенка по голове, говорит основатель и командир подразделения "Эспаньола" Сергей Орлов с позывным Испанец. — Он еще маленький и очень любит играть. Но кусается и царапается уже до крови".
Официально батальон он создал около трех месяцев назад, хотя сам на фронте с 2014-го. Командовал горловской разведротой "Череп и кости", участвовал во многих операциях. А в мирное время был активистом старейшей фанатской группировки ЦСКА Red-Blue Warriors.
Испанец и львица Киа
Именно поэтому костяк нового подразделения составили участники околофутбольного движения. Немало фанатов воевали с Испанцем и восемь лет назад. С конца февраля, уверяет он, число добровольцев увеличилось в разы.
"Сначала встретился с командиром батальона "Восток" Александром Ходаковским, — вспоминает Орлов. — Мы составили программу курса молодого бойца, решили вопрос с обмундированием и материальной базой, нашли грамотных инструкторов. После обучения парни оправляются на передовую".
Плакаты российских футбольных клубов
"Драки остались в прошлом"
Боец с позывным Крейзи только что вернулся с "передка". Он из фанатской группировки ЦСКА Shady Horse. Постоянно участвовал в драках. На самом деле — улыбчивый, вежливый, с грамотной речью.
"Я был не столько поклонником футбола, сколько околофутбольной движухи, — объясняет 30-летний доброволец. — Бился за друзей, а не за клуб. Тогда все было по-честному: после замеса жал сопернику руку и мог спокойно пойти с ним в бар. Лично я зла никогда ни на кого не держал, относился к стычкам как к спорту".
Зрительские трибуны перед матчем 1/4 финала чемпионата мира по футболу между сборными России и Хорватии
Но с этим он давно завязал — "перестал получать эмоции". А в сентябре поехал в Донбасс.
"Хотя в армии не служил, уже многому научился и вчера на передовой даже помогал навести АГС-17, — продолжает боец. — В штурмах пока не участвовал, но под обстрелы попадал".
Через три месяца собирается съездить в Москву — проведает маму и вернется. Его старший брат, к слову, тоже скоро отправится на фронт — мобилизовали. Сейчас занимается на одной из тренировочных баз.
"Очень надеюсь, что повидаемся с ним, — добавляет Крейзи. — Вообще встретил здесь много знакомых из других группировок".
Эмблема фанатской группировки Shady Horse
На боевые задачи поклонник ЦСКА ходит с болельщиком "Зенита" Андреем.
"В движении состоял несколько лет, объездил всю страну, — рассказывает он. — В Донбасс собирался еще в феврале, но в армию с ее уставами и маршами не хотелось. Хватило этого, когда служил "срочку" в ВДВ. Летом от знакомых узнал об "Эспаньоле". Тут все близки по духу. Есть даже два бывших сотрудника ОМОНа, тоже в прошлом фанаты".
В казарме батальона
Визит футболиста
Вспомнить приобретенные на срочной службе навыки помогли в "Эспаньоле". У подразделения есть собственный учебный полигон. Готовят стрелков, саперов, минометчиков, гранатометчиков, снайперов, операторов БПЛА и систем ПВО.
"Все, что имеем, куплено на деньги фанатов, — уверяет Испанец. — Мы не получаем средств ни от государства, ни от олигархов. Хотя, конечно, хотелось бы поддержки от футболистов".
В планах — приобрести больше беспилотников. Это сейчас самая нужная вещь на фронте, спасает жизни многих бойцов.
Военнослужащие с ручными гранатометами на полигоне
Здесь готовят и военных медиков. Ими занимается в том числе 31-летний фанат тульского "Арсенала" с позывным Орел. Он много лет проработал на скорой, потом — в операционном отделении местной больницы.
"Меня отпустили, сохранив рабочее место. Более того, коллеги постоянно присылают различные медикаменты, — говорит санинструктор. — Кроме меня, в подразделении еще несколько врачей и студентов медакадемий, взявших академический отпуск".
Раненых с поля боя выносят и собаки.
"Это тоже наш боец, — Испанец обнимает девятимесячного алабая со шлейкой на груди — к ней крепится карабин. — Пес может отыскать раненого по запаху. И тот, если в сознании, прицепится. Для 120-килограммового тренированного пса вытащить даже полностью экипированного солдата нетрудно".
Алабая готовят для эвакуации раненых
Брат на брата
Каждую неделю в батальон прибывают новобранцы. Некоторые даже с Украины.
"Я родом из Каменского Днепропетровской области, — рассказывает 50-летний боец с позывным Камеон. — В 2014-м воевал в бригаде "Призрак". Был в Дебальцево, потом перебрался в Краснодарский край. Местные казаки приняли очень хорошо: кормили, предоставили жилье. Там и остался".
Теперь опять на фронте. Пару месяцев назад в разведке его группу с беспилотника забросали гранатами. Серьезно ранило осколком. Как только восстановился в госпитале, сразу вернулся.
"Приходится нелегко, — признается доброволец. — Я служил в украинской армии, и могу смело сказать, что за эти восемь лет они отлично подготовились".
Его родные по-прежнему в Каменском. А брат, тоже болельщик со стажем, весной добровольно записался в ВСУ — хотя Камеон долго отговаривал. Надеется, что им не доведется встретиться лицом к лицу на поле боя.
Добровольцы стреляют из автоматов Калашникова
08:00 22.12.2022
(обновлено: 11:58 22.12.2022)