150 лет музей был одной из главных площадок, где люди, независимо от возраста, достатка и уровня образования, узнавали о новинках науки и технологий. Политехническому удалось стать домом не только для физиков, но и для лириков.
Зарождение идеи
Вопрос повышения общего уровня образования граждан в Российской империи к 1861 году — времени отмены крепостного права — был очень актуален. В 1835 году 85% населения страны составляли крестьяне, при этом только 9,5% из них умели читать.
Российское образование в 1835 году
42 гимназии, 1100 уездных и приходских училищ
5 учащихся на 1000 человек
1 из 20 детей школьного возраста учится
14% всех учащихся — девочки и женщины
14 октября 1863 года при Императорском московском университете было организовано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Президентом был избран профессор Московского университета Григорий Щуровский, а идейным руководителем и основателем общества всегда оставался учёный-зоолог и антрополог Анатолий Богданов. Обществу удалось сделать невероятно много для становления и развития науки в России. Именно оно положило начало богатой библиотеке, которую не одно поколение читателей знает как Политехническую.
Анатолий Богданов призывал открыть в Москве доступный просветительский музей, который мог бы "служить для народа наглядною техническою школой по всем отраслям промышленности и по приложению к ним науки".
Но прежде чем открыть новый музей, необходимо было изучить передовой опыт других стран. К этому времени в Европе на фоне Промышленной революции начали появляться технические музеи. Первым, еще в XVIII веке, стала Conservatoire national des arts et métiers — Национальная Консерватория искусств и ремёсел в Париже. Затем в Лондоне на основе I Всемирной выставки 1851 года был создан Южно-Кенсингтонский музей, позже разделённый на Музей Виктории и Альберта, где собрано декоративно-прикладное искусство, и Музей науки.
Члены Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии посетили несколько европейских музеев, чтобы перенять передовые практики музейного дела. И по их опыту решили в качестве первого шага на пути к созданию музея организовать политехническую выставку.
Политехническая выставка — 11 июня 1872 года
Политехническая выставка 1872 года была не первой в Российской империи. Подобные мероприятия-смотры государство проводило уже 14 раз. Но эта выставка стала действительно особенной. Инициатива её создания исходила "снизу", от заинтересованных профессионалов, а не от государственных чиновников. Идею провести выставку в Москве горячо поддержало правительство и императорская семья. Масштабную Политехническую выставку приурочили к 200-летию со дня рождения Петра I, великого реформатора — это создавало перекличку с Великими реформами Александра II.
Выставка отличалась от своих профильных предшественниц также тем, что имела общеобразовательные и просветительские цели. Организаторы делали упор не просто на презентацию наук и достижений, но и на их практическое применение.
"Все выставляемые научные коллекции естественных предметов, промышленные продукты и учебные пособия должны располагаться в таком порядке, чтобы изучение их было наглядным для публики. Машины и аппараты должны быть по возможности в полном действии или же действие их должно быть подробно объясняемо желающим"
Из правил выставки
Открытие состоялось 30 мая — в день празднования юбилея Петра Великого. К торжеству композитор Пётр Чайковский написал кантату.
Это было по-настоящему грандиозное событие: выставка располагалась на площади 20 гектаров и занимала Манеж, Александровский сад и набережную Москвы-реки вдоль Кремлевской стены до Москворецкого моста.
24 отдела
более 80 павильонов
10 000 отечественных и 2000 зарубежных экспонентов — участников выставки
12 зарубежных уполномоченных представителей комитета выставки
К выставке в Москве был запущена "конка" — рельсовый общественный транспорт, своеобразный "трамвай" на конной тяге. Линия открылась 7 июля 1872 года и связывала центр города — нынешнюю площадь Революции — с площадью Брестского вокзала, который сейчас называется Белорусским. Маршрут проходил через Трубную и Страстную площади.
Фотография конки из Медиабанка РИА Новости
Выставка работала три месяца. За это время её посетили 750 тысяч человек — на 130 тысяч больше, чем жителей Москвы в то время. Из них около 100 тысяч рабочих и учащихся посетили выставку бесплатно. 25 железных дорог России и 9 пароходств ввели скидки на провоз экспонатов и билеты для командированных из разных регионов депутатов. На базе фондов Политехнической выставки образовалось целых три музея: Политехнический, Исторический и Центральный музей связи в Санкт-Петербурге.
Цитата: "Всякаго рода издѢлiя и продукты, добываемые на выставкѢ при помощи выставленныхъ машинъ, аппаратовъ, инструментовъ или орудiй, изъ матерiаловъ привозныхъ, но очищенныхъ пошлиной, или же изъ нашихъ отечественныхъ, дозволяется экспонентамъ, по усмотрѢнiю предсѢдателей отдѢлов выставки, свободно продавать публикѢ, безъ взноса за это какихъ бы то ни было въ пользу казны или города пошлинъ и безъ прiобрѢтенiя временнаго торговаго свидѢтельства".
Путеводитель по Москве и ее окрестностям, 1872
Галерея
Техническая мысль: мир меняется, технологии проникают в самые привычные сферы жизни, выставка собирает "срез" технических достиже
Музей прикладных знаний (1872–1919)
Политехническая выставка 1872 года планировалась как первый шаг на пути создания музея, её избранные экспонаты составили основу экспозиции. Это позволило открыть двери Московского музея прикладных знаний — такое название он получил почти сразу после завершения выставки. Сначала музей разместился во временном помещении, в частном доме на Пречистенке.
Музейная коллекция состояла из девяти отделов: технического, сельскохозяйственного, архитектурного, учебного, туркестанского (промышленной этнографии), прикладной физики, прикладной зоологии, торгового мореходства, почтовой техники.
В 1877 году фонды переехали в собственное здание музея на Лубянской площади, построенное по проекту академика Ипполита Монигетти. Планы и виды внутренних помещений здания проектировал архитектор Николай Шохин.
2300 м2 — площади под коллекции музея в новом здании
Музей уже работал, но здание продолжало достраиваться. В 1896 году площадь музейной экспозиции существенно расширилась за счёт пристройки правого крыла.
Левое же крыло открылось для публики в 1907 году — там разместилась Большая аудитория, крупнейшая на то время в Москве. Здесь проходили демонстрации опытов публике, диспуты, конференции и литературные вечера. Тут выступали Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Иван Бунин, дискутировали символисты, имажинисты и футуристы.
В новом здании, почти сразу после переезда, начались воскресные "объяснения коллекций" для посетителей. Это был своеобразный народный университет, придуманный одним из создателей музея Анатолием Богдановым. Учёные приносили музейные экспонаты в аудиторию — рассказывали о них и демонстрировали принцип действия. Занятия были бесплатными, проходили дважды в день и были настолько популярными, что самая большая аудитория музея на 450-500 мест с трудом вмещала всех желающих. Тексты этих "объяснений" публиковались отдельными изданиями.
Много лекций читал инженер и один из первых хранителей музея Пётр Петров. Он проводил объяснения более чем по 20 темам. Петров открыл в музее несколько новых отделов — например, отдел по оборудованию учебных заведений. В 1919 году он стал руководителем музея.
В 1906 году на крыше здания появилась физиологическая теплица — она относилась к сельскохозяйственному отделу музея. В ней сотрудники отдела изучали законы роста, развития и питания растений.
Во время Первой мировой войны, в 1914 году, в здании музея открылся лазарет на 60 коек. За пострадавшими ухаживали женщины — члены семей сотрудников музея. Здесь работал рентгеновский кабинет, обслуживающий пациентов не только из "музейного" лазарета, но и из других госпиталей.
Техническая мысль: внимание учёных обращено к масштабным амбициозным идеям — электрическому освещению, полётам, беспроводным средствам связи
Музей-школа (1920-е — 1934)
После революции музей несколько раз менял название. В 1919 году он стал называться Центральным институтом политехнических знаний. А уже через три года, к пятидесятилетию, попал в ведение Главнауки под именем Российский государственный политехнический музей.
В новую эпоху музей оставался научно-исследовательским и просветительским учреждением, но обрел новые направления: в те годы он должен был ориентироваться на ход развития хозяйства и производственные планы соответствующих наркоматов — народных комиссариатов, управляющих различными отраслями хозяйства в стране.
В 1923 году, в соответствии с новым уставом, закрылись несколько отделов, например учебный — за дореволюционные практики дошкольной и школьной работы. Зато при музее появились научно-вспомогательные учреждения и испытательные лаборатории. Действовавшая к этому времени химическая лаборатория была модернизирована. Отныне она использовалась не только для демонстрации опытов, но и для научных исследований по заданиям органов государственного управления и хозяйственных организаций. В основном — относящихся к топливной, текстильной и пищевой промышленности. Также музей предоставлял места в лаборатории сотрудникам заинтересованных учреждений.
В 1925 году в здании Политехнического музея открылась I Всесоюзная радиовыставка. Она была посвящена 30-летию изобретения радио и демонстрировала последние достижения советской радиотехники, а также продукцию нескольких европейских и американских фирм. Например, приёмник Сергея Шапошникова, стокиловаттную лампу Михаила Бонч-Бруевича и другие новинки техники.
50 тыс. человек посетили радиовыставку за 165 дней работы
С начала 1930-х годов Политехнический музей стал рупором производственно-технической пропаганды. Его основная задача — содействовать техническому просвещению масс. Экспонаты делились на три сектора: общий, фабрично-заводской и сельскохозяйственный. Лаборатории музея больше не занимались научными исследованиями и стали центрами по повышению квалификации рабочих.
Техническая мысль: технический прогресс набирает обороты, мир ускоряется благодаря двигателям внутреннего сгорания, кино становится цветным, развиваются междисциплинарные практики
Музей индустриализации (1934–1947)
В 1932–1933 годах по инициативе учёного секретаря и члена Правления музея Владимира Вильямса в подвалах южного крыла здания появилась показательная каменноугольная шахта. Она знакомила посетителей с условиями труда горняков. Здесь можно было посмотреть на манекены в форме забойщиков, на механизированную лаву, понаблюдать за доставкой угля санками, действием отбойных молотков и аппаратуры, приводимой в движение как сжатым воздухом, так и электричеством. Посетители воочию видели разницу между ручной и механизированной работой горняков.
В 1934 году в Политехническом музее открылась всесоюзная выставка "Наши достижения", приуроченная к началу работы XVII съезда ВКП(б). Она была призвана продемонстрировать достижений советской индустриализации. Экспонаты выставки положили начало новым постоянным отделам музея, их состав отражал представление о том, какие отрасли экономики страны наиболее важны.
20 000 м2
5000 экспонатов отдела тяжёлой промышленности
по 1000 экспонатов в отделах чёрной металлургии и точной индустрии
В том же году прошла I Всесоюзная выставка контрольно-измерительных приборов и лабораторного оборудования. 23 мая её посетил лауреат Нобелевской премии датский физик Нильс Бор — и вечером того же дня выступил в Большой аудитории с публичной лекцией о новейших достижениях в современной физике.
В 1941 году после воздушной бомбардировки здание музея серьезно пострадало. Часть экспонатов была уничтожена или серьёзно повреждена. Но уже в сентябре 1943 года восстановленный музей вновь открылся для посетителей. Работали основные отделы, кроме строительного — из-за требований секретности, так как основу экспозиции составляли материалы по строительству метро и Дворца Советов.
Техническая мысль: в кино и на телевидении появляется звук, развиваются исследования в области атомной физики, на заводах запускаются автоматические линии
Музей академиков (1947–1980-е)
В 1947 году музей вошёл во Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которое позже преобразовалось во Всесоюзное общество "Знание". Политехнический остался рупором научно-технической пропаганды, а членами правления стали академики Сергей Вавилов, Иван Артоболевский, Пётр Ребиндер.
В 1951 году в музее прошли две выставки: "Промышленность средств связи СССР" и "Электропромышленность СССР". На их основе в Политехническом открылись новые постоянные отделы. В 1958 году появился зал атомной энергетики и большой раздел химии полимеров, в 1960-х годах — отделы автоматики, телемеханики и вычислительной техники, в 1970-х — отдел космонавтики. Сменные выставки по актуальным направлениям проходили 10-12 раз в год. Политехнический расширял связи с зарубежными музеями и представлял посетителям передовые достижения мировой науки и техники.
Техническая мысль: новый вектор технической мысли — кибернетика: умные машины, изобретение интегральных схем и микропроцессоров; человек покоряет космос; появление атомной промышленности позволяет СССР укрепить энергосистему страны
Музей настоящего (1980-е — 2000-е)
В 1988 году Политехнический музей стал головным музеем истории науки и техники СССР. С этого момента он начал координировать работу музеев научно-технического профиля, помогая им находить, сохранять и изучать памятники науки и техники. Оценка исторической ценности экспонатов из российских музеев в 1992 году была выделена в отдельную программу "Памятники науки и техники", которая продолжается и по сей день.
~1500 предметов из 120 музеев в 47 российских городах получили сертификаты историко-культурной значимости
Спустя три года Политехнический музей получил статус особо ценного объекта национального наследия и достояния народов России. Его "коллегами" оказались Кремль, Эрмитаж, Большой театр и другие крупнейшие культурные институции.
Многие выставки Политехнического в это время раскрывали историю российского инженерного и научного творчества, рассказывали об изобретателях и ученых. А некоторые исследовали отношения искусства и технологий, их взаимное обогащение. Всего за этот период в Политехническом музее было организовано около 330 выставок. Посетители познакомились с технологией изобразительной голографии, цветной фотографии, увидели легендарные игровые автоматы, макет первой атомной бомбы и многое другое.
В Большой аудитории продолжались творческие вечера. А в 1995 году директор Политехнического музея Гурген Григорян предложил Евгению Евтушенко "договор": в течение последующих 25 лет поэт мог проводить ежегодные чтения в честь своего дня рождения. Всего состоялось 18 чтений — последнее прошло в 2012 году, потом здание музея закрылось на реконструкцию.
Техническая мысль: появляются персональные ЭВМ, техника становится компактной и умной
Музей любопытства (2010-е — настоящее время)
Музей остаётся ведущей площадкой популяризации науки и технологий в России.
Историческое здание пока закрыто для посещения, но музей работает — и работает активно. На разных площадках столицы и других городов России Политехнический проводит выставки, встречи, лекции, дискуссии и множество других мероприятий. Только в 2022 году прошло 11 выставок в Москве, Красноярске, Выксе, Серпухове, Салехарде и Ноябрьске. А мультимедийную экспозицию "Жизнь с вирусами" показали в 20 регионах страны.
В 2023 основным пространством музея станет павильон "Зерно" на ВДНХ. Там будут проводиться мультимедийные, иммерсивные выставки, а также познавательные программы для всей семьи.
Научные дискуссии, лекции, кинопоказы, мастер-классы в различных форматах для взрослых и детей — это публичная программа Политехнического музея. Она интересна всем, кто увлекается наукой и технологиями. Например, флагманские проекты "Бранч с учёным" и "Интеллектуальная среда", где в неформальной обстановке посетители общаются с экспертами из разных областей науки, регулярно собирают полные залы в уютных кафе и ресторанах Москвы. А студентами "Университета детей" за девять лет работы проекта уже стали более 7 тысяч юных исследователей.
Увлекательная наука от Политехнического доступна каждому в любом уголке мира, благодаря онлайн-проектам. Подкаст "Большая аудитория" об истории музея, радиосериал для детей "Тася ищет ответы" о замечательных изобретениях человечества, оцифрованная коллекция экспонатов и цифровая библиотека, видеоверсии просветительских мероприятий, образовательные ролики для школьников — всё это можно найти 24/7 на сайте и страницах музея в соцсетях.
"Мы выстраиваем доверительные отношения с аудиторией, не учим, а увлекаем, и вместе с посетителями ищем ответ на вопрос "Каким мир станет завтра?". И предлагаем всем, кого интересует прошлое, настоящее и будущее науки, присоединиться к этим поискам"
Елена Проничева, генеральный директор Политехнического музея
Источники
Изображения: пресс-служба Политехнического музея, медиабанк РИА Новости, Википедия
Проект РИА Новости при участии Политехнического музея, 2022 год
17:07 15.12.2022
(обновлено: 16:03 06.03.2024)