Рейтинг@Mail.ru
Уникальные выставки узбекского искусства в Париже - РИА Новости, 02.12.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Экспонаты выставок узбекского искусства в Париже
Экспонаты выставок узбекского искусства в Париже

Знакомство с Узбекистаном

Уникальные выставки узбекского искусства в Париже
Европейская публика открывает для себя уникальное искусство древнего Узбекистана. В Париже впервые представлены более 300 экспонатов из девяти крупнейших музеев страны.
Во время официального визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева во Францию по приглашению президента республики Эммануэля Макрона, главы двух государств открыли во французской столице две большие выставки: в Лувре — "Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей", и в Институте арабского мира — "Дорога в Самарканд. Чудеса шёлка и золота". Вставка в Лувре будет открыта до начала марта 2023 года, в Институте арабского мира – до июня 2023 года.
Обе экспозиции посвящены истории и культуре Узбекистана. Выставка в Лувре охватывает период V—VI веков до нашей эры до эпохи правления Темуридов, а в Институте представлены экспонаты XIX – середины XX веков, а также картины туркестанского авангарда из коллекции государственных музеев Узбекистана.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев рассказывает президенту Франции Эммануэлю Макрону об абровых тканях на выставке Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота в Институте арабского мира в Париже
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев рассказывает президенту Франции Эммануэлю Макрону об абровых тканях на выставке "Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота" в Институте арабского мира в Париже.
Вглубь веков
История подготовки этих двух важных и масштабных проектов началась больше десяти лет назад. В 2009 году французский археолог и исследователь Рокко Ранте возглавил археологическую миссию в Бухаре, проходившую в сотрудничестве с командой Института археологии Самарканда Академии наук Узбекистана. Два года спустя по приглашению Ранте в страну приехал искусствовед Анри Луаретт, возглавлявший Лувр. Именно тогда было принято решение о проведении выставки во Франции, к формированию которой специалисты приступили в 2017 году.
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана в лице исполнительного директора Гаянэ Умеровой и музей Лувр заключили партнёрское соглашение и началась подготовительная работа, которую возглавила заместитель председателя Совета Фонда Саида Мирзиёева.
Саида Мирзиёева, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства при кабинете министров Республики Узбекистан в Лувре
Саида Мирзиёева, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства при кабинете министров Республики Узбекистан в Лувре.
Одновременно с подготовкой выставки на раскопках, проходивших в Самаркандской области Узбекистана также совместно с французскими специалистами, было найдено уникальное зороастрийское резное панно – это было открытие мирового значения. Скорее всего, на месте раскопок располагался загородный дворец правителей доисламского периода.
При раскопках цитадели Кафыр-кала археологи обнаружили парадно-монументальный комплекс, богато украшенный росписями и деревянными деталями. Цитадель была разрушена сильным пожаром, который случился здесь, как предполагается, между 712 и 738 годами, в ходе завоевания арабами. Деревянное панно было обуглено. Однако, после тщательной реставрации, продолжавшейся с 2019 по 2022 годы, оно находится в стабильном состоянии.
Резное панно из городища Кафыр-кала на выставке в Лувре

Специалисты подчеркивают, что деревянное панно – уникальный шедевр согдийского искусства (искусства, созданного иранским народом, проживавшим на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии – прим. ред).

На досках с лицевой стороны вырезана композиция из 46 человеческих фигур, размещённых в четырёх ярусах. Основной сюжет композиции — массовый ритуал поклонения божеству. В центре двух верхних ярусов помещена крупная фигура богини Нана в виде лежащего льва.
Научный куратор выставки в Лувре Рокко Ранте считает, что показ узбекского искусства позволит "европейцам и американцам лучше понять, что из себя представляет Узбекистан".

Выставка ставит перед собой две основные цели. Во-первых, показать цивилизацию и культуру Центральной Азии в Европе. И Париж для этого самое лучшее место, поскольку здесь находится один из ведущих музеев мира — Лувр. Вторая цель — продемонстрировать тесную историческую связь Центральной Азии и Европы. Ведь у этих двух регионов есть очень много общих исторических моментов.

Рокко Ранте
Научный куратор выставки "Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей"
Помимо этого, подчеркивает Ранте, выставка несёт образовательный смысл – так европейское общество лучше сможет узнать Центральную Азию. “Ведь ее культура занимает важное место в человеческой цивилизации и богата значимыми историческими личностями”, – подчеркивает искусствовед.
Организаторы выставки с посетителями выставки Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота
Слева направо: Элоди Буфард, куратор выставки "Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота" в Институте арабского мира; Гаянэ Умерова, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства при кабинете министров Республики Узбекистан; Лоренс де Кар, президент музея Лувра; Жак Ланг, президент Института арабского мира; Саида Мирзиёева, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства при кабинете министров Республики Узбекистан; Яффа Ассулин, генеральный куратор выставки "Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота" в Институте арабского мира
Обе парижские выставки готовила специальная комиссия во главе с премьер-министром Узбекистана. В нее также вошли директор Института искусствознания и консультант проекта Шокир Пидаев, директор Центра исламской цивилизации Шоазим Миноваров, министры, ученые, археологи, а также директора и кураторы музеев – участников.
Показу экспонатов предшествовали масштабные реставрационные работы. Специально для выставки, начиная с 2018 года, были отреставрированы более 70 предметов. К проекту была привлечена команда из более, чем 40 реставраторов по бумаге, дереву, металлу, скульптуре, стеклу и настенной живописи из Франции и Узбекистана.
Специалист Лувра реставрирует экспонаты для выставок узбеского искусства в Париже
Специалист Лувра реставрирует экспонаты для выставок узбеского искусства в Париже.
Еще один уникальный экспонат, представленный в парижской столице, – уникальный рукописный Катталангарский Коран VIII века. Эта книга имеет огромное религиозное значение для ислама.
Ее реставрация длилась три года, во многом она стала возможна благодаря личной поддержке Саиды Мирзиёевой, которая на тот момент занимала должность заместителя директора Агентства информации и массовых коммуникаций. Первоначально планировалось восстановить лишь две страницы рукописи, но по настоянию Саиды Мирзиёевой были восстановлены все 13 страниц корана.
Уникальный рукописный Коран из Катта Лангара на выставке в Париже

К реставрации уникальной книги были привлечены Национальная библиотека Узбекистана имени А. Навои, Фонд развития и культуры при министерстве культуры, Управление мусульман Узбекистана. Работы выполнены реставраторами музея Лувр Аксель Делё и Аурелией Стрети.

Выставка в Лувре
Выставка "Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей" охватывает период с V—VI веков до нашей эры до эпохи правления Темуридов (государство, существовавшее в 1370—1507 годах – прим.ред). Экспозиция рассказывает об истории Великого шелкового пути, который проходил через южную часть нынешнего Узбекистана. На ней представлены предметы монументального искусства, настенные росписи, резные детали дворцов, предметы декоративно-прикладного искусства и другие.
© Фото предоставлено Андреем Аракеляном, из личного архиваГолова Дакшита – бога зла – на выставке в Париже. Найдена при раскопках буддийского храма в Ферганской долине.
Голова Дакшита – бога зла – на выставке в Париже. Найдена при раскопках буддийского храма в Ферганской долине
Голова Дакшита – бога зла – на выставке в Париже. Найдена при раскопках буддийского храма в Ферганской долине.
© Фото предоставлено Андреем Аракеляном, из личного архива Посетитель на выставке "Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота" в Париже.
Посетитель на выставке Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота в Париже
Посетитель на выставке "Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота" в Париже.
© Фото предоставлено Андреем Аракеляном, из личного архива Ритуальное платье каракалпакской невесты на выставке в Париже .
Ритуальное платье каракалпакской невесты на выставке в Париже
Ритуальное платье каракалпакской невесты на выставке в Париже .
1.
Голова Дакшита – бога зла – на выставке в Париже. Найдена при раскопках буддийского храма в Ферганской долине.
2.
Посетитель на выставке "Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота" в Париже.
3.
Ритуальное платье каракалпакской невесты на выставке в Париже .
Как отметила Саида Мирзиёева, Узбекистан всегда был местом культурного обмена и торговли, а Великий шёлковый путь стал, в некотором смысле, первым глобальным экономическим проектом. Охватывая около двух тысяч лет, выставка в Лувре позволяет составить многостороннее представление о культуре различных цивилизаций, существовавших на территории нынешнего Узбекистана, а также покажет уникальное наследие страны в мировом культурном контексте.

Всего на выставке можно увидеть 169 экспонатов, большая часть привезена из 16 музеев Узбекистана. Их дополняет 31 предмет из ведущих музеев мира, в том числе из Лувра, Британского музея, Музея Виктории и Альберта.

Помимо Катталангарского Корана и панно и из городища Кафыр-кала, на выставке можно увидеть поистине уникальные вещи: статую Будды "Гирляндоносца", голову кушанского принца из городища Дальверзин-тепе, знаменитую настенную роспись VII века из древнего поселения Варахша в Бухарской области, копию книги Марко Поло XIV века о его странствиях по Азии.
Часть предметов показывается публике впервые – ведь некоторые экспонаты были найдены или отреставрированы в последние три года.

Выставка "Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей" уникальна. Впервые во Франции и вообще в Европе мы выставляем такие редкие экспонаты из Узбекистана. Их более 130, причём некоторые из них были найдены совсем недавно. Эта экспозиция является плодом больших усилий и реставрационных работ, и научных изысканий. Думаю, что ближайшие 30 лет подобную выставку повторить не удастся.

Рокко Ранте
Научный куратор выставки "Великолепие оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей"
По словам Ранте, чтобы сделать выставку в Лувре экстраординарной, кураторы придумали спецэффекты, благодаря которым публика погружается в атмосферу экспозиции. При входе зрителей встречает настенное панно VII века из Варахши. На нем изображен слон с седоками, на которого нападают два тигра. Рассматривая экспонат, посетители слышат звуки ветра и рев животных. Свет в зале приглушен, а панно, напротив, подсвечено.
По-особенному представлены и монументальные исторические памятники архитектуры Самарканда, такие как мечеть Биби-ханум, мавзолей Амира Темура Гур-Эмир, мемориальный комплекс Шахи-Зинда, обсерватория Улугбека. Их изображения проецируются на стену, звучит фоновая музыка. Благодаря проекции, зритель может рассмотреть отдельные элементы построек: бирюзовую майолику и резные узоры.
Выставка в Институте арабского мира
Вторая экспозиция узбекского искусства, открытая сейчас в Париже, не менее масштабна. Она проходит в Институте арабского мира, на ней представлены более 300 экспонатов из девяти музеев республики, это предметы прикладного искусства, которые во многом определяют национальную самобытность страны. Посетителям представлены образцы национального текстиля, костюмы, головные уборы, украшения XIX – середины XX веков, золотошвейные чапаны эпохи Бухарского эмирата, ковры.
Экспонаты выставок узбекского искусства в Париже
Экспонаты выставок узбекского искусства в Париже.
Здесь можно увидеть тобелики — традиционный головной убор каракалпакской женщины XVII-XVIII веков. Он имеет цилиндрическую форму, собранную из серебряных пластин с вставками из кораллов и бирюзы. Считается, что тобелик служил дополнительным украшением, своеобразной короной, которая надевалась на саукеле — свадебный головной убор.
Рядом выставлены другие женские головные уборы – кимешеки. Они по форме напоминают капюшон: полностью покрывают голову, оставляя лицо открытым. Замужние женщины носили кимешеки определённых цветов, тем самым подчёркивая свой статус.
Еще один необычный аксессуар – аребеки, небольшие носовые кольца. Они делались из золота и украшались спиралевидными завитками, мелкими бирюзовыми и коралловыми бусинами. Аребеки носили в правом крыле носа молодые каракалпакские женщины. Больше на территории Узбекистана эти украшения нигде не встречаются.
Работы из коллекции Музея искусств имени Савицкого в Нукусе на выставке в Париже
Работы из коллекции Музея искусств имени Савицкого в Нукусе на выставке в Париже.
Особого внимания заслуживает живописная коллекция, привезенная во французскую столицу. Это 23 работы, среди которых есть произведения так называемого туркестанского авангарда из коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого в Нукусе.
Дело в том, что в период с 1917 по 1932 год Туркестан был особенно популярным географическим направлением среди художников русского авангарда. Подобно тому, как Матисс открывал для себя Марокко, художники-авангардисты находили местный колорит в Центральной Азии.
Известный советский реставратор и художник Игорь Савицкий, переехав в Нукус из Москвы в середине ХХ века, активно изучал этнографический материал, а также коллекционировал произведения авангарда. Именно его собрание русского и туркестанского авангарда стало основой музея, который теперь носит его имя.
© Фото предоставлены Мадином Нурманом, из личного архива Экспонаты выставок узбекского искусства в Париже.
Экспонаты выставок узбекского искусства в Париже
Экспонаты выставок узбекского искусства в Париже.
© Фото предоставлено Андреем Аракеляном, из личного архива Золотошвейные узбекские чапаны на выставке в Институте арабского мира.
Золотошвейные узбекские чапаны на выставке в Институте арабского мира.
Золотошвейные узбекские чапаны на выставке в Институте арабского мира.
1.
Экспонаты выставок узбекского искусства в Париже.
2.
Золотошвейные узбекские чапаны на выставке в Институте арабского мира.
Большинство представленных на выставке экспонатов никогда не покидали Узбекистан. Ценно и то, что представлены сразу все регионы республики. В целом, организаторы уверены, что выставки произведут огромное впечатление на публику.
По словам главы Центра исламской цивилизации в Узбекистане Шоазима Миноварова, тот факт, что страна представлена такими масштабными выставками, сделает ее более узнаваемой, повысит ее роль в культуре и истории. “Это послужит большой рекламой для развития туризма. Чем лучше люди узнают друг друга через выставки, взаимное общение, тем сильнее взаимное доверие. А доверие открывает двери для других областей сотрудничества”, – уверен Миноваров.
Один из самых интересных экспонатов выставки в Лувре – тобелик, традиционный головной убор каракалпакской женщины
 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала