Рейтинг@Mail.ru
"В первый раз, что ли?" С чем столкнулись мобилизованные - РИА Новости, 29.11.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Боец на позициях артиллеристов несет дрова в полевую баню

“В первый раз, что ли?”

С чем столкнулись мобилизованные
Андрей Коц
Пока фронт замер в ожидании морозов, десятки тысяч мобилизованных из России обучаются непосредственно на передовой. В том числе артиллеристы, которым приходится вступать в бой почти каждый день. Об их быте в очень непростых условиях — в репортаже РИА Новости.
Солдатские будни
Добраться до позиций артиллеристов — задача нетривиальная. От дороги до "зеленки" всего сто метров, но путь занимает около часа. Резиновые сапоги вязнут в раскисшем жирном донбасском черноземе, застревают — то и дело приходится неловко балансировать на одной ноге, чтобы не нырнуть в грязь с головой. Землю еще не подморозило.
Дорога к позициям артиллеристов на сватовском рубеже
Дорога к позициям артиллеристов на Сватовском рубеже
Быт в лесопосадке спартанский. Несколько армейских палаток, сколоченный из снарядных ящиков и обтянутый прозрачной пленкой кубрик (столовая), прибитые к деревьям самодельные умывальники, блиндаж.
Тут же самодельная баня под туристическим тентом. Туда спешит боец с охапкой дров. Гигиену надо соблюдать. Грязный солдат может и вшей подцепить, и дизентерию. Поэтому чистой воды много — чуть поодаль стоит армейский КамАЗ с огромным баком в кузове.

"Никто парням быт не обустроит, все зависит от них самих. Первые дни они воюют в основном пилами и лопатами, — поясняет сопровождающий офицер. — Вы не смотрите, что здесь все так простенько выглядит. Позиция обустроена по всем правилам военной науки. Палатки — на расстоянии, чтобы не накрыло одним снарядом. Техника тоже рассредоточена, замаскирована".

"Борьба за живучесть"
На веревке, натянутой меж двумя деревьями, сушится нательное белье. Выглядит это в насквозь сыром лесу и под моросящим дождем несколько сюрреалистично. Но бойцы, видя реакцию журналистов, смеются: "Вы что, мужики, в армии не служили? Это не сушка — это стирка".
Сушка одежды под проливным дождем на позициях российских артиллеристов
Сушка одежды под проливным дождем на позициях российских артиллеристов
С юмором здесь все в порядке. Без этого на фронте тяжело. Сами солдаты говорят, что тяготы и лишения службы — возможность проверить себя.
Мобилизованные уверяют, что одеты, обуты и накормлены. Единственное, на что жалуются, — не хватает новостей с "большой земли". Информационный голод вдали от дома всегда усиливается.
Дождь превращается в ливень, по склону бегут ручьи. "Палатки-то не смоет?" — интересуемся у дневального. "А мы их переставим, в первый раз, что ли?" — флегматично отвечает тот. И без лишних слов берется за дело — борется "за живучесть корабля".
Палатки артиллеристов на сватовском рубеже
Палатки артиллеристов на Сватовском рубеже
Высший пилотаж
Шум дождя заглушается ревом моторов. В лесопосадку вкатываются 240-миллиметровый самоходный миномет 2С4 "Тюльпан" — самый мощный в мире — и 203-миллиметровая пушка 2С7 "Пион", способная стрелять даже снарядами с ядерной боевой частью.
Эту технику применяют для уничтожения хорошо укрепленных фортификационных сооружений и взлома мощной линии обороны. "Тюльпаны", к примеру, били по бункерам "Азовстали" в мариупольской операции. Экипажи обоих орудий — полностью из мобилизованных.
"Повестку получил сразу, — говорит боец с позывным Орел, призвавшийся из Котовска (Тамбовская область). — Жена, конечно, плакала, но косить я не стал, иначе потерял бы к себе всякое уважение. Служил срочную в 2009-2010-м в ВВС. Потом работал строителем. А тут попал в артиллерию".
Мобилизованный с позывным Орел рассказывает о фронтовых буднях
"Ювелира" — так назвали эту пушку — новобранец освоил быстро. Самое тяжелое — заряжать, "ведь один снаряд весит под 120 килограммов".
"Убойная штука, лупит на 50 километров. Целей полно", — поясняет он.
Его земляк с позывным Золотой — в том же расчете. Рассказывает, как недавно помогали группе спецназа в Харьковской области. Бойцы долго бодались с забетонированными укреплениями ВСУ, но продвинуться так и не могли. Вышли на артрасчет по закрытой связи, передали координаты. Орел и Золотой уничтожили вражескую позицию одним снарядом. От запроса на огонь до поражения цели прошло меньше трех минут. В артиллерии такой результат — высший пилотаж.
Артиллеристы из Котовска Орел и Золотой
Артиллеристы из Котовска — Орел и Золотой
Работы хватает
Расчетам самоходных минометов "Тюльпан" посложнее. Орудие бьет осколочно-фугасным боеприпасом на девять километров, активно-реактивным — на девятнадцать. То есть риск "ответки" больше.
Заряжающий самоходного миномета "Тюльпан" рассказывает о боевой работе своего расчета
Бойцы работают каждый день, но под контрбатарейный огонь еще не попадали. И это не везение — профессионализм.
"Максимум выпускали десять мин в день, — объясняет заряжающий с позывным Женек. — Хотелось бы, конечно, побольше, но и этого хватает с головой. Стреляем часто, уже освоились, хотя поначалу было страшновато. К тому же нас неплохо подготовили на полигонах. Сюда попал уже со знанием матчасти".
Российский артиллерист Женек у своего Тюльпана
Артиллерист Женек у своего "Тюльпана"
Артиллеристы прерывают разговор и убегают пополнять боекомплект. Где-то неподалеку на "передке" разведка вновь запросила огневую поддержку.
Пока фронт стоит в ожидании заморозков, основная тяжесть войны — на плечах пушкарей. И они продолжают набивать руку, совершенствуют мастерство.
А оно пригодится. Рубеж Сватово — Кременная — одно из направлений возможного наступления ВСУ. Если атакуют, именно артиллеристы первыми вступят в бой.
Позиции российских артиллеристов
Позиции артиллеристов
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала