Шедевры в красивом доме: что показывают в открывшемся центре "Зотов"
Шедевры в красивом доме: что показывают в открывшемся центре "Зотов" - РИА Новости, 24.11.2022
Шедевры в красивом доме: что показывают в открывшемся центре "Зотов"
Новое арт-пространство центр "Зотов" открылось выставкой о конструктивизме — направлении, которое за десять лет изменило быт и творчество всего XX века... РИА Новости, 24.11.2022
МОСКВА, 24 ноя — РИА Новости, Анна Нехаева. Новое арт-пространство центр "Зотов" открылось выставкой о конструктивизме — направлении, которое за десять лет изменило быт и творчество всего XX века. Экспозиция размещена в уникальном историческом здании: работы Кандинского, Ларионова, Гончаровой, Экстер, Лисицкого "звучат" здесь по-новому. О том, какую загадку нужно отгадать при входе, откуда появился саунд-дизайн и что такое пролетарская мистерия, — в материале РИА Новости.Уникальный домБолее 300 работ представлено в двух круглых залах бывшего хлебозавода № 5. Этот дом из красного кирпича — памятник архитектуры конструктивизма.Построили его в 1931-м. Основой стал кольцевой конвейер, который позволил автоматизировать процесс выпекания хлеба.Здание назвали в честь одного из организаторов массового строительства московских хлебозаводов Василия Зотова — наркома пищевой промышленности.Особую выразительность дому придают врезанные башенные пристройки: в них — лестничные клетки. Во время реставрации оригинальную конструктивистскую архитектуру сохранили.Переделки и дополнения разных лет показывают, как трансформировалось строение при сменах эпох.Например, на первом этаже осталась "родная" кирпичная кладка. Местами ее дополняет силикатный кирпич 1990-х годов. Бетонный потолок — с многочисленными "заплатками".Центральная ось — барабан бывшего конвейера, вокруг которого на первом этаже располагается лекторий, а на следующих — выстраивается экспозиция. Есть и кинотеатр.Центр открывается выставкой и просветительской программой: экскурсии по зданию, тематические занятия для детей, лекции об архитектуре, дизайне, моде, искусстве, кино — с показами фильмов 1920-30-х годов и новинок.Суперзвезды в залахЛогично, что первым выставочным проектом в таком доме стала выставка о начале конструктивизма в России. Но уже на входе в экспозицию — интрига. Здесь не строгость, геометричность и лаконичность, а самый настоящий авангард."Когда мы слышим слово "конструктивизм", возникают определенные ассоциации и ожидания, — говорит куратор Полина Стрельцова. — Они трансформируются при входе: там представлено целое созвездие авангардной живописи".Проект рассказывает о конструктивизме не как о чем-то обособленном. Здесь есть и его предшественники — картины и графика соседствуют с макетами и экранами, на которых транслируют отрывки фильмов.Но ставка все же — на живопись и имена художников, известные всему миру. Полотна Гончаровой, Кандинского, Поповой, Лисицкого уходят на аукционах за шестизначные суммы. Картины развешаны на стендах так, чтобы можно было изучать задники. На них — отметки из тех мест, где побывало произведение."Это редкие экспонаты-гастролеры, которые обычно ездили в турне за границу, — поясняет Стрельцова. — На обороте работ — приметы их долгого бытования: печати из музея Гуггенхайма или китайских собраний. Москвичи давно не видели этих "суперзвезд" в выставочных залах".Первый раздел посвящен поискам идей, конструктов. Здесь — создание нового языка искусства, воплотившееся в футуристической опере "Победа над Солнцем", над которой работали Казимир Малевич, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Михаил Матюхин (их подготовительные работы, эскизы — в экспозиции).Другие свидетельства таких поисков — контррельефы Владимира Татлина (он наклеивал предметы на холст, делая произведение объемным), абстрактные композиции Александра Веснина, конструкции Александра Родченко (он по-новому интерпретировал линии, создавая собственную философию пространства). Эту же тему исследуют "Композиция" Александры Экстер, рисунки Любови Поповой.Воплощение всех изысканий — "Звездная азбука" Велимира Хлебникова в исполнении Петра Митурича."Это метафора: во время авангардного периода будущие конструктивисты выработали постулаты того, как воспринимают цвет, работу с линиями, — рассказывает куратор Анна Замри. — Они искали уникальный язык, который можно перенести не только на искусство, но и на организацию жизни".Практическое исполнениеВторой этаж — уже практическое воплощение идей конструктивизма. Эти приемы и достижения и сейчас используют в кино, печати, музыке, моде, в быту.Театральные конструкции-декорации, зарисовки к тому, что после стало советским дизайном, дополняются чертежами для временных архитектурных строений (оформление городских пространств к праздникам) и коллаборациями по конструированию звука.В разных частях выставки есть своеобразные музыкальные точки, которые переносят в особую звуковую среду того времени. Надев наушники, можно погрузиться в исполнение "Победы над Солнцем", изучить "Завод. Музыка для машин" Александра Мосолова.Экспозиция показывает, что современный саунд-дизайн родом из 1920-х. Самый интригующий раздел посвящен перформансу "Симфония гудков". В 1922-м в Баку и в 1923-м в Москве Арсений Авраамов поставил урбанистическое музыкальное произведение — основой стали заводские гудки, свист пара, пушечные залпы, шум автомобилей и самолетов. Они сливались в узнаваемую мелодию "Интернационала". Получилась своеобразная пролетарская мистерия.Выставка — не только экскурс в прошлое, но и размышление о творчестве, его прикладном аспекте. В частности, на примере авангардных режиссеров и того, как они перестраивали отношение к актерам, монтажу. Главные фигуры здесь — Дзига Вертов и Лев Кулешов."Мы рассказываем, как режиссер изобрел "эффект Кулешова", который до сих пор используют в фильмах, — отмечает Анна Замри. — По сути, эти эксперименты определили современный кинематограф".Здесь же — первая режиссерская работа Сергея Эйзенштейна: фильм о спектакле, своеобразная предтеча популярных "behind the scenes".Эйзенштейн снял картину о постановке "На всякого мудреца довольно простоты", которую транслировали во время спектакля. Современные театральные режиссеры часто применяют этот прием.Выставка продлится до 12 марта.
сергей эйзенштейн, велимир хлебников, казимир малевич, москва, василий кандинский, дзига вертов, александр родченко, музеи, куда сходить , что посмотреть
Сергей Эйзенштейн, Велимир Хлебников, Казимир Малевич, Москва, Василий Кандинский, Культура, Дзига Вертов, Александр Родченко, Музеи, куда сходить , что посмотреть
Шедевры в красивом доме: что показывают в открывшемся центре "Зотов"
МОСКВА, 24 ноя — РИА Новости, Анна Нехаева. Новое арт-пространство центр "Зотов" открылось выставкой о конструктивизме — направлении, которое за десять лет изменило быт и творчество всего XX века. Экспозиция размещена в уникальном историческом здании: работы Кандинского, Ларионова, Гончаровой, Экстер, Лисицкого "звучат" здесь по-новому. О том, какую загадку нужно отгадать при входе, откуда появился саунд-дизайн и что такое пролетарская мистерия, — в материале РИА Новости.
Уникальный дом
Более 300 работ представлено в двух круглых залах бывшего хлебозавода № 5. Этот дом из красного кирпича — памятник архитектуры конструктивизма.
Построили его в 1931-м. Основой стал кольцевой конвейер, который позволил автоматизировать процесс выпекания хлеба.
Здание назвали в честь одного из организаторов массового строительства московских хлебозаводов Василия Зотова — наркома пищевой промышленности.
Особую выразительность дому придают врезанные башенные пристройки: в них — лестничные клетки. Во время реставрации оригинальную конструктивистскую архитектуру сохранили.
Переделки и дополнения разных лет показывают, как трансформировалось строение при сменах эпох.
Например, на первом этаже осталась "родная" кирпичная кладка. Местами ее дополняет силикатный кирпич 1990-х годов. Бетонный потолок — с многочисленными "заплатками".
Центральная ось — барабан бывшего конвейера, вокруг которого на первом этаже располагается лекторий, а на следующих — выстраивается экспозиция. Есть и кинотеатр.
Центр открывается выставкой и просветительской программой: экскурсии по зданию, тематические занятия для детей, лекции об архитектуре, дизайне, моде, искусстве, кино — с показами фильмов 1920-30-х годов и новинок.
Суперзвезды в залах
Логично, что первым выставочным проектом в таком доме стала выставка о начале конструктивизма в России. Но уже на входе в экспозицию — интрига. Здесь не строгость, геометричность и лаконичность, а самый настоящий авангард.
"Когда мы слышим слово "конструктивизм", возникают определенные ассоциации и ожидания, — говорит куратор Полина Стрельцова. — Они трансформируются при входе: там представлено целое созвездие авангардной живописи".
Проект рассказывает о конструктивизме не как о чем-то обособленном. Здесь есть и его предшественники — картины и графика соседствуют с макетами и экранами, на которых транслируют отрывки фильмов.
Люди у иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского "Про это" на выставке "1922. Конструктивизм. Начало" в центре "Зотов" на территории бывшего хлебозавода в Москве
Но ставка все же — на живопись и имена художников, известные всему миру. Полотна Гончаровой, Кандинского, Поповой, Лисицкого уходят на аукционах за шестизначные суммы.
Картины развешаны на стендах так, чтобы можно было изучать задники. На них — отметки из тех мест, где побывало произведение.
«
"Это редкие экспонаты-гастролеры, которые обычно ездили в турне за границу, — поясняет Стрельцова. — На обороте работ — приметы их долгого бытования: печати из музея Гуггенхайма или китайских собраний. Москвичи давно не видели этих "суперзвезд" в выставочных залах".
Первый раздел посвящен поискам идей, конструктов. Здесь — создание нового языка искусства, воплотившееся в футуристической опере "Победа над Солнцем", над которой работали Казимир Малевич, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Михаил Матюхин (их подготовительные работы, эскизы — в экспозиции).
Другие свидетельства таких поисков — контррельефы Владимира Татлина (он наклеивал предметы на холст, делая произведение объемным), абстрактные композиции Александра Веснина, конструкции Александра Родченко (он по-новому интерпретировал линии, создавая собственную философию пространства). Эту же тему исследуют "Композиция" Александры Экстер, рисунки Любови Поповой.
"Звездная азбука" Велимира Хлебникова в кубиках Петра Митурича (1919-1921), представленная на выставке "1922. Конструктивизм. Начало" в центре "Зотов" в Москве
Воплощение всех изысканий — "Звездная азбука" Велимира Хлебникова в исполнении Петра Митурича.
«
"Это метафора: во время авангардного периода будущие конструктивисты выработали постулаты того, как воспринимают цвет, работу с линиями, — рассказывает куратор Анна Замри. — Они искали уникальный язык, который можно перенести не только на искусство, но и на организацию жизни".
Посетители выставки "1922. Конструктивизм. Начало" в центре "Зотов" в Москве
Второй этаж — уже практическое воплощение идей конструктивизма. Эти приемы и достижения и сейчас используют в кино, печати, музыке, моде, в быту.
Театральные конструкции-декорации, зарисовки к тому, что после стало советским дизайном, дополняются чертежами для временных архитектурных строений (оформление городских пространств к праздникам) и коллаборациями по конструированию звука.
В разных частях выставки есть своеобразные музыкальные точки, которые переносят в особую звуковую среду того времени. Надев наушники, можно погрузиться в исполнение "Победы над Солнцем", изучить "Завод. Музыка для машин" Александра Мосолова.
Эскиз декораций к спектаклю "Уриэль Акоста" Карла Гуцкова (1921) художника Натана Альтмана, представленного на выставке "1922. Конструктивизм. Начало" в центре "Зотов" в Москве
Эскиз декораций к спектаклю "Уриэль Акоста" Карла Гуцкова (1921) художника Натана Альтмана, представленного на выставке "1922. Конструктивизм. Начало" в центре "Зотов" в Москве
Эскиз декораций к спектаклю "Уриэль Акоста" Карла Гуцкова (1921) художника Натана Альтмана, представленного на выставке "1922. Конструктивизм. Начало" в центре "Зотов" в Москве
Экспозиция показывает, что современный саунд-дизайн родом из 1920-х. Самый интригующий раздел посвящен перформансу "Симфония гудков". В 1922-м в Баку и в 1923-м в Москве Арсений Авраамов поставил урбанистическое музыкальное произведение — основой стали заводские гудки, свист пара, пушечные залпы, шум автомобилей и самолетов. Они сливались в узнаваемую мелодию "Интернационала". Получилась своеобразная пролетарская мистерия.
Выставка — не только экскурс в прошлое, но и размышление о творчестве, его прикладном аспекте. В частности, на примере авангардных режиссеров и того, как они перестраивали отношение к актерам, монтажу. Главные фигуры здесь — Дзига Вертов и Лев Кулешов.
Посетители выставки "1922. Конструктивизм. Начало" в центре "Зотов" в Москве
«
"Мы рассказываем, как режиссер изобрел "эффект Кулешова", который до сих пор используют в фильмах, — отмечает Анна Замри. — По сути, эти эксперименты определили современный кинематограф".
Здесь же — первая режиссерская работа Сергея Эйзенштейна: фильм о спектакле, своеобразная предтеча популярных "behind the scenes".
Афиша спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" Александра Островского, представленная на выставке "1922. Конструктивизм. Начало" в центре "Зотов" в Москве
Эйзенштейн снял картину о постановке "На всякого мудреца довольно простоты", которую транслировали во время спектакля. Современные театральные режиссеры часто применяют этот прием.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.