Рейтинг@Mail.ru
"Высокая музыкальная кухня": театр Новая Опера запускает новые программы - РИА Новости, 05.10.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сцена из спектакля Царская невеста
Перевернутый концерт в Новой Опере – музыканты и публика на сцене.

"Высокая музыкальная кухня":

театр Новая Опера запускает новые программы
Московский театр Новая Опера, открыв сезон премьерой малоизвестной оперы Верди "Стиффелио", продолжает удивлять зрителей. В текущем сезоне на этой сцене будут звучать редко исполняемые в Москве произведения, а публику на концертах посадят прямо на сцене. К тому же театр начал работать по системе абонементов. Об этих и других новшествах в интервью РИА Новости рассказал директор театра Новая Опера Антон Гетьман.
– Новая Опера – единственный сейчас в Москве музыкальный театр, который предлагает покупать абонементы. Что это дает зрителям и театру?
– Здесь есть несколько аспектов. Система абонементов придумана более 100 лет назад на Бродвее. Поскольку структура проката мюзиклов существенно отличается от работы репертуарного театра, это решение было продиктовано совершенно конкретной проблемой: отсутствием достаточных финансовых средств для выпуска спектакля. И наши коллеги поняли, что единственный путь – взять деньги у будущей аудитории. Система эта прижилась и работает до сегодняшнего дня.
Директор театра Новая Опера Антон Гетьман

Продавая билеты и получая деньги вперед, театр берет на себя определенные обязательства: не просто выпустить спектакль, а показать его в день и время, указанные в абонементе.

При кажущейся скованности, это очень дисциплинирует обе стороны процесса: и зрителя, и театр. И зрители, которые привыкли планировать свою жизнь, относятся к такой форме работы с театром положительно, потому что видят горизонт этого планирования.
– Действительно, эта система прекрасно работает в концертных организациях, почему бы не использовать этот принцип в театре?
– Это и было моим аргументом. Это еще и, безусловно, жест вежливости и уважения к публике, перед которой берутся обязательства. И это дисциплинирует театр, тот бэк-офис, который зритель не видит. Когда ты сживаешься с мыслью, что у тебя на конкретную дату стоит спектакль, то всевозможные творческие, производственные и иные планы начинают "танцевать" вокруг зафиксированного события, на которое частично уже проданы билеты.
© Фото предоставлено театром Новая Опера/Екатерина Христова Сцена из оперы "Риголетто"
Сцена из оперы Риголетто
Сцена из оперы "Риголетто"
© Фото предоставлено театром Новая Опера/Екатерина Христова Сцена из спектакля "Мертвый город"
Сцена из спектакля Мертвый город
Сцена из спектакля "Мертвый город"
© Фото предоставлено театром Новая Опера/Екатерина Христова Сцена из спектакля "Евгений Онегин"
Сцена из спектакля Евгений Онегин
Сцена из спектакля "Евгений Онегин"
1.
Сцена из оперы "Риголетто"
2.
Сцена из спектакля "Мертвый город"
3.
Сцена из спектакля "Евгений Онегин"
– Какую часть зала вы отдаете под абонементы?
– Это зависит от события. У нас есть "Перевернутые концерты", где зрители сидят на сцене, лицом в сторону зала – тут мы отдали практически все, только 20% билетов осталось для разовой продажи.
– Предлагая абонементы, вы ведь еще и предлагаете зрителю экономить? И театру это выгодно?
– Конечно. На сегодняшний день в Новой Опере те зрители, которые купили абонементы, сэкономили половину той стоимости, которую потратили бы, покупая билеты на спектакли того или иного абонемента по отдельности.
Здание московского театра Новая Операимени Е. В. Колобова в Москве
Здание московского театра Новая Опера"имени Е. В. Колобова в Москве
– В Москве нет недостатка в оперных площадках, но у Новой Оперы есть своя публика. Вы таким образом поддерживаете преданных зрителей или привлекаете новых?
– Конечно, поддерживаем наших зрителей, но и привлекаем новую аудиторию. Мы ведь предлагаем абсолютно новый продукт, он выгоден экономически. Это, согласитесь, существенный дисконт, он выгоден с точки зрения планирования жизни.

Например, когда мы планируем отпуск? Не накануне же, не утром в день отъезда. Конечно, кто-то за месяц планирует, кто-то за три, а кто-то за полгода или год. На самом деле перспективное планирование своей жизни – это признак серьезного подхода, в том числе, как мне кажется, и к финансам.

Антон Гетьман
Директор театра Новая Опера
За счет нашего предложения прирастает новая публика. В особенности, та публика, относительно молодая, которая вообще-то и привыкла многое планировать.
– Давайте поговорим о самих программах, их наполнении. Абонементы можно разделить на две условные категории: академические и инновационные. Например, у вас есть "Перевернутые концерты", когда вы сажаете публику на сцену. Для театра это ведь меньше проданных билетов и больше сложностей?
– Это даст нам новую аудиторию и укрепит интерес старой. "Перевернутые концерты" мы начали проводить еще в конце прошлого сезона, и уже понятно, что это работает. Во-первых, зрителя привлекает возможность оказаться на сцене, такое происходит далеко не каждый день.

В любом театре – драматическом, музыкальном, театре кукол – все самое интересное происходит за кулисами. "Перевернутые концерты" дают новые ощущения, новый зрительский опыт.

Во-вторых, такие концерты дают нам колоссальные возможности разнообразить репертуар. Музыкальных произведений для камерных составов, ансамблей и персонифицированного общения со зрителем написано очень много. Исполнять эту музыку в зале на 600 мест дело бессмысленное, потому что их обаяние и адресность тогда пропадает. Мы думали о том, как сделать так, чтобы больше камерной музыки звучало в театре, и решили посадить публику на сцену.
Касательно экономики. Иногда в театре приходится идти сознательно в минус – и это именно такой случай. Я считаю, что это серьезная инвестиция в аудиторию. И глобально размышляя на эту тему, я считаю, что наша театральная аудитория в масштабе всей страны достойна больших инвестиций со стороны театров, оркестров, филармоний. Публика заслужила большего внимания и вложений. Речь идет не просто о скидках. Есть огромное количество инструментов, к которым публика должна получить доступ. Это публику развивает и привязывает к театру.
– А вы считаете, что публика что-то недополучает? Ведь у нас огромное разнообразие программ и репертуара в театрах и концертных залах.
– Это может прозвучать абсурдно, но именно разнообразие, в особенности московское, наталкивает на мысль о том, что необходимо еще более активно "приручать" публику, делать адептами какого-то театра. В 1990-е было тяжелое время, но наполнить тогда зал петербургской филармонии ничего не стоило. Тогда была публика, которая выросла на великих дирижерах, Темирканове и Янсонсе, люди из поколения в поколение ходили на концерты: родители водили детей, а дети потом своих детей и так далее. Это была необходимость, норма жизни. А сейчас нет. Традиция прерывается, и понятно почему: разнообразие размывает публику.
© Фото предоставлено театром Новая Опера/Екатерина Христова Сцена из спектакля "Евгений Онегин"
Сцена из спектакля Евгений Онегин
Сцена из спектакля "Евгений Онегин"
© Фото предоставлено театром Новая Опера/Екатерина Христова Сцена из спектакля "Севильский цирюльник"
Сцена из спектакля Севильский цирюльник
Сцена из спектакля "Севильский цирюльник"
1.
Сцена из спектакля "Евгений Онегин"
2.
Сцена из спектакля "Севильский цирюльник"
– Говоря о магии театрального пространства: у вас есть еще абонементы "Хор для всех желающих" и "Сценическая речь", в рамках которых сотрудники театра делятся своими профессиональными секретами. Вы готовы открыть все секреты мастерства?
– Я думаю, что здесь окажусь среди моих коллег в меньшинстве. Есть люди, к которым я отношусь с бесконечным профессиональным и человеческим уважением, но которые считают, что этого делать нельзя, что тайну нужно хранить. А я считаю наоборот. Вообще, при появлении в нашей жизни интернета тайн становится все меньше. И нужно научиться этот занавес тайн приоткрывать, но делать это грамотно и со вкусом. Чем больше зритель будет знать о том, как устроен театр и как он функционирует, тем интереснее ему будет сюда приходить, потому что информация дает повод к размышлению.

Мы выбрали направления "Хор" и "Речь", потому что огромное количество людей хотят петь, даже не имея способностей. Когда в первый раз мы начали продавать билеты на хор, то они закончились за 15 минут.

Антон Гетьман
Директор театра Новая Опера
А потом еще три дня у нас разрывался телефон в отделе образовательных программ, и люди в самых разнообразных формах, даже приближающихся к истерике, говорили: "Ну как же так! Я не успела купить!". Но эта история работает при определенном количестве участников, в хор нельзя набрать тысячу человек.
– Этот абонемент строится по определенной программе занятий?
– Да, и итогом будет концерт этого хора в театре. С участниками занимаются профессиональные хормейстеры, главный хормейстер театра Новая Опера, режиссер по пластике – то есть те люди, которые занимаются с нашими артистами. В конце сезона мы организуем концерт, на который участники смогут пригласить, купив билеты, своих близких, друзей и соседей. И мне представляется, что это будет большой успех.
Сцена из спектакля Евгений Онегин
Сцена из спектакля "Евгений Онегин"
– У вас есть абонемент "Главный дирижер", в рамках которого пройдут не только оперные спектакли, но и симфонические концерты вашего оркестра. Вы хотите вывести музыкантов из оркестровой ямы, немного их встряхнуть?
– Да, обязательно. Я считаю, что оркестр в музыкальном театре, который постоянно проводит время в оркестровой яме, не развивается. Музыкант оркестра – точно такой же артист, как артист хора и оперы. Он обязан для поддержания своей профессиональной формы исполнять не только оперные сочинения – это повышает мастерство, дает разнообразие.
Сцена из спектакля Мертвый город

Благодаря постановке в Новой Опере российские меломаны впервые увидели оперу "Мертвый город" Эриха Корнгольда. Премьера состоялась в апреле 2022 года. Режиссер спектакля – Василий Бархатов. В сезоне 2022-2023 "Мертвый город" будет показан 8, 10 и 11 декабря.

– Но вы таким образом вступаете в конкуренцию с концертными площадками…
– Здесь очень важно точно выбирать программу. Выводя на сцену наш оркестр, хотим этого или нет, мы заходим на чужую территорию. В Москве много концертных залов и условия для таких концертов там предпочтительней. Публика, выбирая между Новой Оперой и Большим залом консерватории, выберет второе. Я это очень хорошо понимаю и не вижу ничего страшного. Чем мы можем отличаться? Есть сочинения, которые далеко не каждый день звучат в концертных залах, и их очень много. Привлекать нужно неожиданностью программ, новыми именами, солистами, дирижерами и ценой на билет.
– После симфонической музыки Прокофьева, которая прозвучит у вас 7 и 8 октября, есть уже какие-то планы?
– Да, в программе Крещенского фестиваля, который традиционно проходит в Новой Опере в конце января, прозвучит много новой для московских слушателей музыки. Это, например, и Джон Адамс, и очень интересное переложение для камерного состава симфонии Антона Брукнера. Иногда это называют "бутиком", такая высокая кухня. Я не боюсь этого совершенно, потому что при всем уважении ко Второй симфонии Рахманинова и Шестой симфонии Чайковского, которые я сам готов слушать бесконечно, есть огромный пласт музыки, которая тоже заслуживает быть сыгранной.
– У вас недавно вышел замечательный спектакль "Стиффелио" – малоизвестная опера Верди, которую в России поставили впервые. И при этом у вас в афише есть такой "джентльменский набор" названий для оперного театра. Как вы распределили спектакли по разным абонементам?
– Есть несколько методик, по которым действуют наши коллеги в филармониях. Можно идти от темы – например, все симфонии одного композитора. Или у нас есть абонемент "Все о Верди". Или абонемент "Belcanto" – для той публики, которую нужно уважать, ей нужно идти навстречу. Вы это любите – пожалуйста. При этом есть абонемент "Эксклюзивно в Новой Опере" – оперные постановки композиторов, которые идут только у нас, очевидный противовес. Там, в том числе, оперы Бриттена и Вагнера. Это для той публики, которая по-прежнему любит Верди, но хочет чего-то другого. Дальше мы смотрим на русскую музыку, которая тоже достойна своей темы, – это абонемент "Великая русская опера". Ведь есть люди, которые принципиально ходят на "Пиковую даму", "Онегина" или "Князя Игоря".
Второй метод формирования абонементов – заниматься экспериментами, пытаться соединить несоединимое. В следующем сезоне мы начнем это делать. Этот сезон по продажам абонементов первый, нужно многое понять. Мы в буквальном смысле слова ищем черную кошку в черной комнате, и не вполне уверены, что она там есть. Хотя продажи показывают, что формат работает. В самое сложное для продаж летнее время, в июле и августе, мы продали 700 абонементов из тысячи.
Сцена из оперы Севильский цирюльник
Сцена из оперы "Севильский цирюльник"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала