Рейтинг@Mail.ru
Играть — естественно, говорить — честно: душевный реализм Олега Ефремова - РИА Новости, 03.10.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Играть — естественно, говорить — честно: душевный реализм Олега Ефремова

© РИА Новости / В. Нисанов | Перейти в медиабанкГлавный режиссер МХАТ им. М. Горького Олег Ефремов
Главный режиссер МХАТ им. М. Горького Олег Ефремов - РИА Новости, 1920, 01.10.2022
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 1 окт — РИА Новости, Павел Сурков. Если когда-нибудь поставят аллегорический памятник Человеку Театра, то у него, безусловно, должна быть внешность Олега Ефремова — актера и режиссера, не мыслившего себя без сцены. Для него она была и творческой лабораторией, и пространством для реализации идей, и способом диалога со зрителем, да, собственно, — с жизнью. В чем новаторство создателя "Современника" и звезды советского кино, как он воспринял раскол любимого МХАТа — в материале РИА Новости к 95-летию мастера.

Первые шаги и ориентиры

Его первые творческие шаги в Центральном детском театре уже обсуждала искушенная публика: спектакль "Димка-невидимка" стал легендой. Вроде бы сказка с примесью советской пионерской сатиры, но Ефремов сразу же выдал необычную форму: постановка из нравоучительного морализаторства превратилась в легкий и яркий мюзикл, на который толпами шли и взрослые, и дети.
Как вспоминал сам актер, для него главным ориентиром были великие мхатовские старики. Он все время мысленно примерял на себя их образы, думал, что может перенять у каждого из них.
© РИА Новости / Галина Кмит | Перейти в медиабанкГлавный режиссер Московского театра "Современник", актер Олег Ефремов гримируется перед выходом на сцену
Главный режиссер Московского театра Современник, актер Олег Ефремов гримируется перед выходом на сцену  - РИА Новости, 1920, 30.09.2022
Главный режиссер Московского театра "Современник", актер Олег Ефремов гримируется перед выходом на сцену
Несмотря на то что у молодых режиссеров в середине 50-х классический подход системы Станиславского был не в чести, Ефремова, напротив, интересовала возможность возрождения студийного духа, из которого когда-то возникла труппа МХАТа. Оставалось сплотить вокруг себя единомышленников.

Единомышленники

И они нашлись. Студия, которая впоследствии назвала себя "Современником", практически мгновенно обрела популярность, а молодые артисты стали кумирами шестидесятых годов. Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Галина Волчек, Олег Табаков — о них говорили все, кто хоть немного интересовался современным театром.
© РИА Новости / Анатолий Гаранин | Перейти в медиабанк

Советская и российская актриса, режиссер, народная артистка СССР, главный режиссер театра "Современник" Галина Борисовна Волчек и актер, режиссер, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов (1927-2000).

Главный режиссёр театра Современник Галина Волчек и народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов

Советская и российская актриса, режиссер, народная артистка СССР, главный режиссер театра "Современник" Галина Борисовна Волчек и актер, режиссер, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов (1927-2000).

1 из 6
© Фото : архив театра Современник

Игорь Кваша, Лилия Толмачева и Олег Ефремов в спектакле "Вечно живые" театра "Современник".

Игорь Кваша, Лилия Толмачева и Олег Ефремов в спектакле Вечно живые

Игорь Кваша, Лилия Толмачева и Олег Ефремов в спектакле "Вечно живые" театра "Современник".

2 из 6
© РИА Новости / Михаил Озерский | Перейти в медиабанк

Актеры Евгений Евстигнеев (слева) в роли Куропеева и Олег Ефремов (справа) в роли Лямина в спектакле "Назначение" Московского театра "Современник" по пьесе Александра Володина.

Актеры Евгений Евстигнеев в роли Куропеева и Олег Ефремов в роли Лямина в спектакле Московского театра Современник Назначение по пьесе Александра Володина

Актеры Евгений Евстигнеев (слева) в роли Куропеева и Олег Ефремов (справа) в роли Лямина в спектакле "Назначение" Московского театра "Современник" по пьесе Александра Володина.

3 из 6
© РИА Новости / Олег Ласточкин | Перейти в медиабанк

Международный симпозиум "Станиславский в меняющемся мире", проходивший в Москве с 27 февраля по 10 марта 1989 года. Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (ныне МХТ имени А. П. Чехова). Художественный руководитель театра, народный артист СССР, актер и режиссер Олег Ефремов на встрече с участниками симпозиума.

Актер и режиссер Олег Ефремов

Международный симпозиум "Станиславский в меняющемся мире", проходивший в Москве с 27 февраля по 10 марта 1989 года. Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (ныне МХТ имени А. П. Чехова). Художественный руководитель театра, народный артист СССР, актер и режиссер Олег Ефремов на встрече с участниками симпозиума.

4 из 6
© РИА Новости / Мирослав Муразов | Перейти в медиабанк

Руководитель и режиссер Московского театра "Современник" Олег Николаевич Ефремов на репетиции.

Руководитель и режиссер московского театра Современник Олег Николаевич Ефремов на репетиции

Руководитель и режиссер Московского театра "Современник" Олег Николаевич Ефремов на репетиции.

5 из 6
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкВид на здание Московского театра "Современник".
Вид на здание Московского театра Современник
Вид на здание Московского театра "Современник".
6 из 6

Советская и российская актриса, режиссер, народная артистка СССР, главный режиссер театра "Современник" Галина Борисовна Волчек и актер, режиссер, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов (1927-2000).

1 из 6

Игорь Кваша, Лилия Толмачева и Олег Ефремов в спектакле "Вечно живые" театра "Современник".

2 из 6

Актеры Евгений Евстигнеев (слева) в роли Куропеева и Олег Ефремов (справа) в роли Лямина в спектакле "Назначение" Московского театра "Современник" по пьесе Александра Володина.

3 из 6

Международный симпозиум "Станиславский в меняющемся мире", проходивший в Москве с 27 февраля по 10 марта 1989 года. Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (ныне МХТ имени А. П. Чехова). Художественный руководитель театра, народный артист СССР, актер и режиссер Олег Ефремов на встрече с участниками симпозиума.

4 из 6

Руководитель и режиссер Московского театра "Современник" Олег Николаевич Ефремов на репетиции.

5 из 6
Вид на здание Московского театра "Современник".
6 из 6
Когда о спектакле по пьесе Розова "Вечно живые" написали, что спектакль замечательный, но это — "всего лишь хороший МХАТ", Ефремов воспринял такую оценку как высочайшую похвалу. Если даже скептики увидели в его работе продолжение духа труппы Станиславского и Немировича-Данченко, то это означало, что режиссер попал в цель.

Главный театр 60-х

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкСоветский и российский актер, режиссер и театральный деятель, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов
Советский и российский актер, режиссер и театральный деятель, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов  - РИА Новости, 1920, 30.09.2022
Советский и российский актер, режиссер и театральный деятель, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов
"Современник", бесспорно, был главным московским театром времен "оттепели" — каждый спектакль становился событием. Ефремов и другие актеры труппы появлялись и на киноэкране, порой не боясь демонстрировать и откровенную самоиронию. Достаточно вспомнить, например, картину Рязанова "Берегись автомобиля", где Олег Николаевич сыграл влюбленного в систему Станиславского следователя Максима Подберезовикова, а Евстигнеев и Волчек отлично выступили в ярчайших эпизодических ролях.
© РИА Новости /  | Перейти в медиабанкКадр из кинофильма "Берегись автомобиля" (режиссер Эльдар Рязанов, киностудия "Мосфильм"). Иннокентий Смоктуновский (слева) в роли Деточкина и Олег Ефремов (справа) в роли Подберезовикова.
Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов в фильме Берегись автомобиля
Кадр из кинофильма "Берегись автомобиля" (режиссер Эльдар Рязанов, киностудия "Мосфильм"). Иннокентий Смоктуновский (слева) в роли Деточкина и Олег Ефремов (справа) в роли Подберезовикова.
1 из 4
© РИА Новости | Перейти в медиабанкИннокентий Смоктуновский (в центре справа) в роли Юрия Деточкина, Олег Ефремов в роли следователя Подберезовикова (лежит на диване) и другие артисты в фильме режиссера Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
Кадр из фильма Берегись автомобиля
Иннокентий Смоктуновский (в центре справа) в роли Юрия Деточкина, Олег Ефремов в роли следователя Подберезовикова (лежит на диване) и другие артисты в фильме режиссера Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
2 из 4
© РИА Новости | Перейти в медиабанкОлег Ефремов (справа) в роли следователя Подберезовикова, Андрей Миронов (слева) в роли Димы Семицетова и Татьяна Гаврилова в роли жены Семицветова в фильме режиссера Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
Кадр из фильма Берегись автомобиля
Олег Ефремов (справа) в роли следователя Подберезовикова, Андрей Миронов (слева) в роли Димы Семицетова и Татьяна Гаврилова в роли жены Семицветова в фильме режиссера Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
3 из 4
© РИА Новости | Перейти в медиабанк

Олег Ефремов (справа) в художественном фильме "Берегись автомобиля".

Олег Ефремов в художественном фильмеБерегись автомобиля

Олег Ефремов (справа) в художественном фильме "Берегись автомобиля".

4 из 4
Кадр из кинофильма "Берегись автомобиля" (режиссер Эльдар Рязанов, киностудия "Мосфильм"). Иннокентий Смоктуновский (слева) в роли Деточкина и Олег Ефремов (справа) в роли Подберезовикова.
1 из 4
Иннокентий Смоктуновский (в центре справа) в роли Юрия Деточкина, Олег Ефремов в роли следователя Подберезовикова (лежит на диване) и другие артисты в фильме режиссера Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
2 из 4
Олег Ефремов (справа) в роли следователя Подберезовикова, Андрей Миронов (слева) в роли Димы Семицетова и Татьяна Гаврилова в роли жены Семицветова в фильме режиссера Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
3 из 4

Олег Ефремов (справа) в художественном фильме "Берегись автомобиля".

4 из 4
Ефремов умело управлял театром как в творческом, так и в общественном плане. Задачей всей труппы стали возрождение на сцене "естественного человека", борьба с наигрышем и лицедейством, воплощенный "душевный реализм". В этом и заключался феномен Ефремова — он решил отказаться от вертикальной структуры управления: будущий спектакль создавали все, как равные единомышленники, без каких-либо регалий и должностей.

Мастерство

В кино он тоже мгновенно "укладывал на лопатки" и зрителя, и творческую группу. Именно благодаря выдающемуся актерскому мастерству. Например, Александра Пахмутова отказывалась писать музыку для фильма "Три тополя на Плющихе", пока не увидела уже отснятый эпизод с "большой паузой" Ефремова, где он просто молчит и долго смотрит в камеру.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНародный артист СССР Олег Ефремов в роли шофера такси (справа) и народная артистка СССР Татьяна Доронина в роли Нюры (слева) в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе".
Кадр из фильма Три тополя на Плющихе
Народный артист СССР Олег Ефремов в роли шофера такси (справа) и народная артистка СССР Татьяна Доронина в роли Нюры (слева) в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе".
1 из 6
© РИА Новости | Перейти в медиабанк

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе" режиссера Татьяны Лиозновой. Нюра — Татьяна Доронина, Саша — Олег Ефремов. Киностудия имени М. Горького, 1967 год.

Кадр из фильма Три тополя на Плющихе

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе" режиссера Татьяны Лиозновой. Нюра — Татьяна Доронина, Саша — Олег Ефремов. Киностудия имени М. Горького, 1967 год.

2 из 6
© РИА Новости | Перейти в медиабанк

Народный артист СССР Олег Ефремов в роли шофера такси в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе".

Народный артист СССР Олег Ефремов в роли Шофера такси в фильме Татьяны Лиозновой Три тополя на Плющихе

Народный артист СССР Олег Ефремов в роли шофера такси в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе".

3 из 6
© РИА Новости / Ю. Родкин | Перейти в медиабанкКадр из кинофильма "Айболит-66". Режиссер Ролан Быков. В роли Айболита Олег Ефремов. Киностудия "Мосфильм", 1966 год.
Кадр из кинофильма Айболит-66
Кадр из кинофильма "Айболит-66". Режиссер Ролан Быков. В роли Айболита Олег Ефремов. Киностудия "Мосфильм", 1966 год.
4 из 6
© РИА Новости | Перейти в медиабанк

Кадр из кинофильма "Айболит-66" (режиссер Ролан Быков). Актеры (слева направо) Лидия Князева в роли обезьянки Чичи, Евгений Васильев в роли собаки Аввы и Олег Ефремов в роли доктора Айболита.

Кадр из кинофильма Айболит-66

Кадр из кинофильма "Айболит-66" (режиссер Ролан Быков). Актеры (слева направо) Лидия Князева в роли обезьянки Чичи, Евгений Васильев в роли собаки Аввы и Олег Ефремов в роли доктора Айболита.

5 из 6
© РИА Новости | Перейти в медиабанкОлег Ефремов в роли Долохова в фильме-эпопее режиссера С. Бондарчука "Война и мир".
Олег Ефремов в роли Долохова в фильме-эпопее режиссера Сергея Бондарчука Война и мир
Олег Ефремов в роли Долохова в фильме-эпопее режиссера С. Бондарчука "Война и мир".
6 из 6
Народный артист СССР Олег Ефремов в роли шофера такси (справа) и народная артистка СССР Татьяна Доронина в роли Нюры (слева) в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе".
1 из 6

Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе" режиссера Татьяны Лиозновой. Нюра — Татьяна Доронина, Саша — Олег Ефремов. Киностудия имени М. Горького, 1967 год.

2 из 6

Народный артист СССР Олег Ефремов в роли шофера такси в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе".

3 из 6
Кадр из кинофильма "Айболит-66". Режиссер Ролан Быков. В роли Айболита Олег Ефремов. Киностудия "Мосфильм", 1966 год.
4 из 6

Кадр из кинофильма "Айболит-66" (режиссер Ролан Быков). Актеры (слева направо) Лидия Князева в роли обезьянки Чичи, Евгений Васильев в роли собаки Аввы и Олег Ефремов в роли доктора Айболита.

5 из 6
Олег Ефремов в роли Долохова в фильме-эпопее режиссера С. Бондарчука "Война и мир".
6 из 6
Но при этом когда он играл не современников, а, например, сказочных или литературных персонажей, в них все равно возникали естественность и абсолютная реалистичность — будь то кутила и дуэлянт Долохов в "Войне и мире" Сергея Бондарчука или доктор Айболит в "Айболит-66" Ролана Быкова.

Раскол

Когда в 1970-м Ефремова позвали во МХАТ, труппа "Современника" отпустила своего создателя с сожалением, но вместе с тем и с добрым напутствием. Олег Николаевич шел к главной мечте — к театру, которым всегда восхищался и который безмерно любил. После этого его жизнь была уже неразрывно связана со сценой в Камергерском переулке.
© РИА Новости / Галина Кмит | Перейти в медиабанкХудожественный руководитель, главный режиссер, директор МХАТ им. А. П. Чехова Олег Ефремов
Художественный руководитель, главный режиссер, директор МХАТа им. А. П. Чехова Олег Ефремов  - РИА Новости, 1920, 30.09.2022
Художественный руководитель, главный режиссер, директор МХАТ им. А. П. Чехова Олег Ефремов
Но впереди ждали административные трудности. Управиться с огромной труппой было сложно, обстановка внутри гигантского коллектива накалялась. И в итоге в конце 1987-го произошел раскол МХАТа — на ефремовский и доронинский. Сам Олег Николаевич это воспринял стоически, ни единым словом не упрекнув коллег и фактически отпустив половину коллектива в свободное плавание.
© РИА Новости / Виталий Арутюнов | Перейти в медиабанкГлавный режиссер МХАТ имени М. Горького Олег Ефремов (в центре) руководит репетицией спектакля "Действующие лица".
Главный режиссер МХАТ имени М. Горького Олег Ефремов руководит репетицией спектакля Действующие лица
Главный режиссер МХАТ имени М. Горького Олег Ефремов (в центре) руководит репетицией спектакля "Действующие лица".
1 из 5
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк

Олег Николаевич Ефремов на старой сцене МХАТа.

Олег Николаевич Ефремов на старой сцене МХАТа. Московский Художественный академический театр имени Горького

Олег Николаевич Ефремов на старой сцене МХАТа.

2 из 5
© РИА Новости / Олег Ласточкин | Перейти в медиабанкЗдание Московского Художественного академического театра им. А. П. Чехова под руководством Олега Ефремова в Камергерском переулке в Москве.
Здание Московского Художественного академического театра им. А. П. Чехова под руководством Олега Ефремова в Камергерском переулке в Москве
Здание Московского Художественного академического театра им. А. П. Чехова под руководством Олега Ефремова в Камергерском переулке в Москве.
3 из 5
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкНародный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, главный режиссер МХАТа Олег Ефремов (слева) и заслуженный артист РСФСР, лауреат государственной премии СССР Александр Калягин (справа) в гримерной после спектакля "Так победим!".
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, главный режиссер МХАТа Олег Ефремов  и заслуженный артист РСФСР, лауреат государственной премии СССР Александр Калягин в гримерной после спектакля Так победим!
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, главный режиссер МХАТа Олег Ефремов (слева) и заслуженный артист РСФСР, лауреат государственной премии СССР Александр Калягин (справа) в гримерной после спектакля "Так победим!".
4 из 5
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк

Пятидесятилетие Школы-студии МХАТ (1943 год). На сцене выступают ректор Школы-студии МХАТ Олег Табаков и главный режиссер МХАТ им. А. П. Чехова Олег Ефремов.

50-летие Школы-студии МХАТ. На сцене выступают ректор Школы-Студии МХАТ Олег Табаков и главный режиссер МХАТ им. А.П. Чехова Олег Ефремов

Пятидесятилетие Школы-студии МХАТ (1943 год). На сцене выступают ректор Школы-студии МХАТ Олег Табаков и главный режиссер МХАТ им. А. П. Чехова Олег Ефремов.

5 из 5
Главный режиссер МХАТ имени М. Горького Олег Ефремов (в центре) руководит репетицией спектакля "Действующие лица".
1 из 5

Олег Николаевич Ефремов на старой сцене МХАТа.

2 из 5
Здание Московского Художественного академического театра им. А. П. Чехова под руководством Олега Ефремова в Камергерском переулке в Москве.
3 из 5
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, главный режиссер МХАТа Олег Ефремов (слева) и заслуженный артист РСФСР, лауреат государственной премии СССР Александр Калягин (справа) в гримерной после спектакля "Так победим!".
4 из 5

Пятидесятилетие Школы-студии МХАТ (1943 год). На сцене выступают ректор Школы-студии МХАТ Олег Табаков и главный режиссер МХАТ им. А. П. Чехова Олег Ефремов.

5 из 5
Ну а сам продолжал искать для собственной сцены современный драматургический материал. Но так и не нашел писателя, чьи пьесы показались бы ему адекватными текущему дню и ситуации. В итоге продолжал делать спектакли по классике — Чехову, Грибоедову, возвращал на сцену Булгакова, поставив "Кабалу святош" и сыграв в ней Мольера.

Безжалостное время

© РИА Новости | Перейти в медиабанкИннокентий Смоктуновский (слева) и Олег Ефремов (справа) в старом здании театра "Современник" на площади Маяковского
Иннокентий Смоктуновский (слева) и Олег Ефремов (справа) в старом здании театра Современник на площади Маяковского - РИА Новости, 1920, 30.09.2022
Иннокентий Смоктуновский (слева) и Олег Ефремов (справа) в старом здании театра "Современник" на площади Маяковского
Однако безжалостное время отнимало у него соратников. Ушел из жизни Иннокентий Смоктуновский, и эту потерю Ефремов воспринимал невероятно остро. Чувствовал он и те перемены, которые происходили в окружающем мире. И свою рефлексию так или иначе выносил на сцену, поставив пронзительных "Трех сестер", где вообще убрал из финала образ дома. А когда критики задали вопрос: где же тот дом, о котором герои говорят почти три часа, откуда взялся такой жуткий режиссерский пессимизм, — он ответил: "Почему пессимизм? Это жизнь".
© РИА Новости / Галина Кмит | Перейти в медиабанк

Олег Николаевич Ефремов, художественный руководитель, главный режиссер МХАТ имени Чехова. Празднование 100-летия Московского Художественного академического театра.

Олег Николаевич Ефремов, художественный руководитель, главный режиссер МХАТ имени Чехова

Олег Николаевич Ефремов, художественный руководитель, главный режиссер МХАТ имени Чехова. Празднование 100-летия Московского Художественного академического театра.

1 из 2
© РИА Новости / Борис Кауфман | Перейти в медиабанк

Режиссер и театральный деятель, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов (1927-2000) на репетиции во МХАТе.

Режиссер и театральный деятель, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов

Режиссер и театральный деятель, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов (1927-2000) на репетиции во МХАТе.

2 из 2

Олег Николаевич Ефремов, художественный руководитель, главный режиссер МХАТ имени Чехова. Празднование 100-летия Московского Художественного академического театра.

1 из 2

Режиссер и театральный деятель, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов (1927-2000) на репетиции во МХАТе.

2 из 2
Премьеру своего последнего спектакля — "Сирано де Бержерак" — Ефремов уже не успел увидеть. Его последнее пристанище — рядом с могилой Станиславского на Новодевичьем кладбище. Иного соседства и нельзя было предположить: учитель и ученик, которых разделило время, оказались навеки скреплены единым духом и верой в вечную силу театрального искусства.
Кадр спектакля Саша, привет! - РИА Новости, 1920, 18.09.2022
Мужской боевик, пародия, Пелевин: что смотреть в новом театральном сезоне
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала