Рейтинг@Mail.ru
Вы нас чем пугать вздумали: тенденции современного российского хоррора - РИА Новости, 25.09.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Вы нас чем пугать вздумали: тенденции современного российского хоррора

© Фото предоставлено режиссером Георгием СмирновымКадр из фильма "Душа на двоих"
Кадр из фильма Душа на двоих
Читать ria.ru в
МОСКВА, 25 сен — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. В Москве завершается кинофестиваль хорроров "Капля". Режиссеры и организаторы рассказали РИА Новости, как себя чувствует жанр ужасов в России и как он меняется со временем.

Три составляющие кино

Российский хоррор делится на два течения. Во-первых — высокобюджетное кино, известное широкому кругу зрителей. И во-вторых — авторские экспериментальные фильмы, снятые за минимальные деньги. Эти картины показывают на фестивалях и интернет-платформах, круг поклонников у них узкий.
«

"То, что попадает на большие экраны, — в основном калька с американского кино, — рассказывает организатор фестиваля "Капля" Виктор Буланкин. — Из современных режиссеров только Святослав Подгаевский пытается снимать фильмы, которые базируются на российском фольклоре и местных обычаях".

© QS FILMS (2020)Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"
Кадр из фильма Яга. Кошмар темного леса
Кадр из фильма "Яга. Кошмар темного леса"
По словам режиссера Георгия Смирнова, есть три уровня восприятия.
«

"Визуальный — красивая эффектная картинка, — перечисляет он. — Логический — как выстроено повествование, насколько оно связно, адекватно и небанально. И философский — уровень символов, которые делают ленту интересной интеллектуальному зрителю".

На большом экране мы чаще всего видим красивую картинку и дорогие спецэффекты, а вот оригинальность сюжета и смысловое наполнение провисают. И в этом, по словам Смирнова, виноваты продюсеры.

По лекалу Америки

«

"Когда режиссер приносит продюсеру сценарий, первое, что он слышит — "а какие у вашего фильма референсы?", — объясняет Смирнов. — Продюсеры хотят видеть что-то уже знакомое зрителю. К экспериментам они не готовы".

Результат — клишированность, что разрушительно для жанра ужасов. Ведь пугает именно неизвестность. Если можно предсказать развитие сюжета, просмотр становится скучным.
Еще одна проблема — российский зритель не ассоциирует себя с героями, которые носят иностранные имена и действуют в условиях, далеких от реалий России.
«

"Взять современный фильм ужасов, — говорит режиссер Иван Качалин. — Где живут герои? В лофтах. У нас страна в лофтах не живет. Ну, может, кто-то и живет, но явно не среднестатистический зритель. Уже с первых кадров он чувствует фальшь".

© Lizard Cinema Trade (2006)Кадр из фильма "Ведьма"
Кадр из фильма Ведьма
Кадр из фильма "Ведьма"
1 из 3
© Мосфильм (1967)Кадр из фильма "Вий"
Кадр из фильма Вий
Кадр из фильма "Вий"
2 из 3
© Маринс Групп Интертеймент (2014)Кадр из фильма "Вий 3D"
Кадр из фильма Вий 3D
Кадр из фильма "Вий 3D"
3 из 3
Кадр из фильма "Ведьма"
1 из 3
Кадр из фильма "Вий"
2 из 3
Кадр из фильма "Вий 3D"
3 из 3
Пример клишированного фильма — "Ведьма" 2006 года режиссера Олега Фесенко. Это история гоголевского "Вия", пересказанная на американский манер. Фильм получил низкие оценки и от критиков, и от зрителей. Его обвиняли в потере гоголевского колорита, скучности и нелогичности сюжета. Примерно то же говорили о картине Подгаевского 2015 года "Пиковая дама: Черный обряд" .

Но есть и хорошее

«

"В популярных российских хоррорах есть новаторские приемы, — отмечает Качалин. — В фильме "Яга. Кошмар темного леса" отличный момент, где мальчик по видео видит призрака. Прекрасная идея фильма "Невеста" — про фотографирование покойников. Да, ее использовал Алехандро Аменабар в фильме "Другие", но там был эпизод, а наш режиссер это развернул".

© Ленфильм, Продюсерская компания "Среда" (2017)Кадр из фильма "Гоголь. Начало"
Кадр из фильма Гоголь. Начало
Кадр из фильма "Гоголь. Начало"
Популярные хорроры интересно экспериментируют с жанрами. Например, трилогия "Гоголь" Егора Баранова снята на стыке ужасов, детектива и комедийного китча. Не все зрители и критики это оценили положительно, хотя смешение страшного и смешного, логичного и абсурдного — вполне в духе Гоголя.
По словам Смирнова, сейчас в Америке и Европе возник запрос на умные фильмы, которые заставляют замечать детали и метафоры. Пример — "Солнцестояние" Ари Астера. Постепенно эти тренды приходят и в российское кино.

Чем пугает экспериментальное кино

Участники "Капли" разные, но у них есть общие тенденции. Во-первых, стремление сделать ленты глубокими, наполнить их символизмом и поэзией. Во-вторых, режиссеры пытаются быть "ближе к народу" — жуткие события происходят в обычных русских городах, в подворотнях и подъездах.
«

"В российском фестивальном кино много психологизма, — считает
Буланкин. — Оно более философское".

© Фото предоставлено режиссером Георгием Смирновым

Герой короткометражного фильма "Душа на двоих"

Кадр из фильма Душа на двоих

Герой короткометражного фильма "Душа на двоих"

1 из 3
© Фото предоставлено режиссером Георгием Смирновым

Кадр из фильма "Душа на двоих"

Кадр из фильма Душа на двоих

Кадр из фильма "Душа на двоих"

2 из 3
© Фото предоставлено режиссером Георгием Смирновым

"Душа на двоих"

Кадр из фильма Душа на двоих

"Душа на двоих"

3 из 3

Герой короткометражного фильма "Душа на двоих"

1 из 3

Кадр из фильма "Душа на двоих"

2 из 3

"Душа на двоих"

3 из 3
Распространено обращение к теме психических расстройств. Это противоречивая тенденция — с одной стороны, она может стигматизировать подобные заболевания. С другой — в некоторых фильмах душевнобольных людей изображают, как наделенных даром видеть скрытые от обычных глаз, но существующие явления.
Недостатки авторских хорроров типичны для низкобюджетного кино — дешевые спецэффекты, некачественная операторская работа, плохой свет, слабая цветокоррекция. Превратить эти минусы в плюсы помогает обращение к жанру мокьюментари — псевдодокументальному кино — как будто снятому случайно на любительскую камеру или камеры слежения. В этом жанре, кстати, созданы такие мировые хиты, как "Ведьма из Блэр" и "Паранормальное явление".
© Фото : Фото предоставлено режиссером Денисом Зарубиным

Фильм "Дорогая, я дома!"

Кадр из фильма Дорогая, я дома!

Фильм "Дорогая, я дома!"

1 из 3
© Фото предоставлено режиссером Денисом Зарубиным

Кадр из фильма "Дорогая, я дома!"

 Кадр из фильма Дорогая, я дома!

Кадр из фильма "Дорогая, я дома!"

2 из 3
© Фото : Фото предоставлено режиссером Денисом Зарубиным

Сцена из фильма "Дорогая, я дома!"

 Кадр из фильма Дорогая, я дома!

Сцена из фильма "Дорогая, я дома!"

3 из 3

Фильм "Дорогая, я дома!"

1 из 3

Кадр из фильма "Дорогая, я дома!"

2 из 3

Сцена из фильма "Дорогая, я дома!"

3 из 3
«

"Появилось много вертикального кино, снятого на айфон, — уточняет Буланкин. — В стиле видео, которые выкладывают в социальных сетях".

Есть постановщики, которых интересует тема космоса, — например, Стефан Чаповский снял короткометражку "Ген Войны" о группе солдат, похищенных пришельцами.
«

"Космос всегда манил человечество таинственностью, — говорит Чаповский. — Такие старые фильмы, как "Нечто"(1982) и "Чужой" (1979), я считаю эталонами жанра. Космохоррор — достаточно редкий "товар" в кинематографе, отчего становится еще более ценным".

В поисках формулы идеального ужастика снимают документальные фильмы о создании такого кино. "Каплю" 2022 года открыла лента "Андрей Дударенко. Лицо с портрета" — видеоинтервью Ивана Качалина с актером "Прикосновения", пионера в этом жанре в России.

Прикосновение к хоррору 90-х

В поисках самобытности и у зрителей, и у режиссеров растет интерес к фильмам эпохи перестройки. Иван Качалин рассказал, что сейчас снимает ремейк "Прикосновения". Этот фильм 1992 года не имел успеха в прокате, но через 30 лет стал культовым. В нем следователь Андрей Крутицкий расследует дело о череде странных самоубийств, которые связаны с покойным Николаем Мальцевым (его сыграл Андрей Дударенко) и некоей мистической организацией Форзи.
© Транс Ф (1992)Кадр из фильма "Прикосновение"
Кадр из фильма Прикосновение
Кадр из фильма "Прикосновение"
«

"Сценарий мы адаптируем под наше время, — поясняет Иван Качалин. — И подробнее расскажем, кто такие форзи, откуда они взялись".

Другая значимая лента того времени — "Господин оформитель" Олега Тепцова, драма с элементами ужасов. Несмотря на низкий бюджет, у нее есть все составляющие качественного кино. Красивые виды Петербурга и легендарных кладбищ Васильевского острова, атмосфера начала XX века, небанальный запутанный сюжет. Идея картины перекликается с философией символистов Владимира Соловьева и Александра Блока.
© Ленфильм (1988)Кадр из фильма "Господин оформитель"
Кадр из фильма Господин оформитель
Кадр из фильма "Господин оформитель"
«

"Замыкая тройку интересных фильмов 90-х годов, не могу не вспомнить фильм "Паутина", — обращает внимание Качалин. — О матери, которая отдает душу дьяволу за талант скрипача для сына. Там играет Михаил Тихонов, один из лучших актеров русского дубляжа".

Не "Пищеблоком" единым

Производство сериалов в жанре ужасов и триллеров, по словам Качалина, пока в зачаточном состоянии. Самый известный — "Пищеблок" Подгаевского, где авторы обращаются к популярной теме советской пионерии. Его, как и "Топи", высоко оценивает режиссер Денис Зарубин, отмечая "приятную ламповую атмосферу страшилок из детства".
© Продюсерская компания "Среда" (2021) Кадр из сериала "Пищеблок"
Кадр из сериала Пищеблок
Кадр из сериала "Пищеблок"
1 из 4
© Продюсерская компания "Среда" (2021)

Герои сериала "Пищеблок"

Кадр из сериала Пищеблок

Герои сериала "Пищеблок"

2 из 4
© Продюсерская компания "Среда" (2021)

Сериал "Пищеблок"

Кадр из сериала Пищеблок

Сериал "Пищеблок"

3 из 4
© Sreda (2021)Кадр из трейлера к сериалу "Пищеблок"
Кадр из трейлера к сериалу Пищеблок
Кадр из трейлера к сериалу "Пищеблок"
4 из 4
Кадр из сериала "Пищеблок"
1 из 4

Герои сериала "Пищеблок"

2 из 4

Сериал "Пищеблок"

3 из 4
Кадр из трейлера к сериалу "Пищеблок"
4 из 4
«

"Хочу еще отметить "Пансион" Подгаевского, — добавляет Качалин. – Про закрытую девичью школу в 1905 году. На мой взгляд, он любопытнее "Пищеблока". Не хоррор, но остросюжетный сериал, который впечатлил меня как зрителя —"Игра на выживание" Карена Оганесяна. Я смотрел до потери пульса, не мог отойти от экрана".

Востребован ли вообще русский хоррор?

«

"Говорят, у нас нет культуры смотрения фильмов ужасов. Это ошибочное суждение. Многие любят мистику, — уверен Качалин. — За каждым застольем, где собирается больше пяти человек, начинаются разговоры о мистическом. Я сам тому свидетель".

Русский авторский хоррор интересен и за рубежом — например, "Ген Войны" Чаповского уже собрал несколько международных наград на кинофестивалях США и Европы. Ремейком "Прикосновения" Качалина заинтересовались две крупные киностудии.
У режиссеров "Капли" на будущее большие планы. Если все получится, возможно, мы скоро увидим самобытный отечественный ужастик — осмысленный, но беспощадный.
Кадр из сериала Игра в кальмара
Не только "Игра в кальмара": почему дорамы популярны в России
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала