Рейтинг@Mail.ru
Дмитрий Востриков: хлеб, соль и крупы в России не зависят от импорта - РИА Новости, 05.09.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дмитрий Востриков: хлеб, соль и крупы в России не зависят от импорта

© Фото : РуспродсоюзГлава Руспродсоюза Дмитрий Востриков
Глава Руспродсоюза Дмитрий Востриков - РИА Новости, 1920, 05.09.2022
Глава Руспродсоюза Дмитрий Востриков
Читать ria.ru в
Дзен
Потребители стали экономить и более чаще обращать внимание на ценники при выборе продуктов питания, говорит глава Руспродсоюза Дмитрий Востриков. В интервью РИА Новости в преддверии ВЭФ-2022 он рассказал, как отечественные производители продуктов справляются с нехваткой упаковки, чем российское сельское хозяйство отличается от времен СССР, и почему стабильность рубля для аграриев важнее валютного курса. Беседовала Елена Орехова.
Некоторые сейчас ищут аналогии с эпохой продуктового дефицита Советского Союза. Каковы риски этих прогнозов?
– По продуктам питания материализация таких прогнозов невозможна. Состояние агропромышленного комплекса существенно отличается от времен СССР. Тогда мы были импортерами зерна, а сейчас являемся ведущими мировыми экспортерами.
Экспортный потенциал является "подушкой безопасности" на случай снижения производства. Может измениться ассортимент, формат упаковки, внешний вид некоторых продуктов, но сейчас предложение опережает спрос, и это гарантия широкого предложения продовольственных товаров.
Картофель - РИА Новости, 1920, 02.09.2022
Агроном раскрыл уловку со "свежим" картофелем в магазинах
– Санкции и последовавшие за этим сложности в логистике обернулись трудностями с поставками импортного сырья. Как быстро удастся нормализовать ситуацию на продовольственном рынке без серьезного ущерба для потребителя по цене?
– Поиск альтернативной логистики и новых партнеров в условиях нестабильной и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка продолжается. В большинстве случаев отечественные производители перестроили поставки без существенных потерь для потребителя: продукты с полок не исчезли, дефицита избежать удалось. География такой "перестройки" сегодня совершенно разная. Например, краски для упаковки, которые раньше поставлялись из Европы, теперь закупают через Турцию и другие дружественные страны, расширяются прямые поставки альтернативной продукции из стран Азии. Но стратегической целью все равно является импортозамещение российскими товарами: необходимо обеспечить максимальную технологическую независимость хотя бы экспортоориентированных производств для возможности торговли с другими странами.
– Сможете назвать три полностью российских продукта, и три, для которых так или иначе всегда нужно импортное сырье?
– На Руси всегда встречали гостей хлебом и солью. Традиционно это российские продукты, практически независимые от зарубежных поставок, дополнить список можно практически всеми видами круп. А наиболее зависимыми от импорта традиционно являются категории чая, кофе и какао.
По всем основным продуктам питания Россия самообеспечена, а по многим даже входит в число крупнейших мировых экспортеров. Однако ориентация на международное разделение труда сказалась практически на всех видах товаров. Это проявляется либо в использовании оборудования, упаковки, ингредиентов, семенного или генетического материала, либо в зависимости от мирового ценообразования на биржевые товары.
Тележка с продуктами в магазине - РИА Новости, 1920, 05.03.2022
Госдума выработает механизмы по ограничению роста цен на товары
Наиболее высокая импортная составляющая в производстве овощей – за счёт импортных семян, удобрений, средств защиты растений и техники. Меньше всего она в производстве хлебной продукции, где от семян до готового продукта мы независимы по сырьевой составляющей.
– Вы упомянули упаковку, проблемы сохраняются, или удалось найти решения?
– Нерешенные вопросы остаются. Например, сейчас наиболее актуальна ситуация с недостатком белой жести для производства тары и крышек. Отечественные предприятия ее выпускают, но подходит она не для всех отраслей: в частности, жесть для плодоовощной консервации необходимой толщины сейчас везут из-за границы. В случае перекрытия данного канала альтернативой останется единственный завод в Белоруссии. Но так как он не способен покрыть запросы российских предприятий, такая ситуация может серьезно повлиять на отрасль переработки. Но сейчас по многим позициям тестируются поставки из других стран, также ведется работа с отечественными производителями упаковки.
– На каком уровне находятся взаимоотношения производителей с торговыми сетями, остаются ли спорные вопросы?
– Основным поводом для беспокойства являются штрафы за недопоставку товаров. Торговые сети фактически отказались от моратория на неустойки: то есть законодательно запретить взымать штрафы невозможно, а уйти от них поставщик может, лишь предоставив справку о форс-мажорных обстоятельствах из Торгово-промышленной палаты. Получить же такие подтверждения практически невозможно.
Поэтому единственное системное решение разрешить проблему штрафов, а они могут быть выставлены и за три года, – дать поставщику возможность согласовывать существенные условия договора поставки, а именно: заказ, поступивший от сети, который сегодня обязателен вне зависимости от того, есть ли товар у поставщика. В непростое время разрыва международных цепочек поставок и санкций необходимо восстановить права поставщика, это даст возможность сохранить производство, без которого полки были бы пусты.
– А какой курс рубля нужен бизнесу?
– Нужна стабилизация курса на определенном уровне, комфортном для государства, отечественных предприятий и экспортеров: тут есть разница интересов, но задача государства и экономистов в том и состоит, чтобы найти золотую середину. А колебания валют дают возможность заработка лишь валютным финансовым спекулянтам.
– Потребитель сейчас тоже ищет баланс – в данном случае между ценой и удобством – или просто старается сокращать расходы?
– COVID-19 дал сильный толчок развитию онлайн-продаж на товары повседневного спроса: например, на сегодня их доля в натуральном выражении уже превысила 6%. И эта тенденция сохраняется, сервисы сравнения цен и доставки товаров по-прежнему развиваются очень активно. Таким образом, поведение потребителей уже сильно трансформировалось в сторону дистанционных заказов. А сегодня они стали крайне внимательными и к ценам: так, доля покупателей, которые знают, какие продукты сколько стоят, и следят за изменением цен, с 2019 года выросла в три раза. И модели экономии стали более тщательными: ввиду того, что траты домохозяйств сведены к минимуму, на первый план выходит поиск более выгодных предложений и тщательный выбор места покупки.
– После весеннего резкого подорожания почти по всей продуктовой линейке сейчас мы видим минимальный рост цен и стабильное снижение в плодоовощном сегменте. Как долго может сохраняться такая тенденция?
– Текущий период – сезон наиболее низкой стоимости аграрной продукции. Сезонное ежегодное снижение цен традиционно мы наблюдаем с начала лета и до первых месяцев осени.
Замечу, что экономические условия в последние месяцы стабилизировались, хотя остаются риски их изменений, ведущих к росту себестоимости. Союзы производителей находятся в постоянном контакте с органами власти и делают все возможное для минимизации последствий как дополнительных ограничений на движение товаров между странами, так и других возможных изменений, которые могут привести к ухудшению экономического климата.
– Не ожидаете ли вы массовых банкротств производителей продуктов питания или сокращения производства?
– Рост себестоимости на фоне снижения реальных доходов населения – всегда большое испытание для бизнеса на прочность. Но массовых банкротств пищевых предприятий удалось избежать благодаря слаженной работе с правительством и торговыми операторами в период пиковых нагрузок на отрасль. А у крупного бизнеса "запас плавучести" всегда выше, да и сделки слияния-поглощения в текущей ситуации не новость. Более того, вектор укрупнения всех бизнесов продолжается, но от этого предложение продовольственных товаров не снижается, а скорее увеличивается.
– Власти в нынешних непростых условиях предложили бизнесу целый ряд мер поддержки, но и ограничения вводили, например, на экспорт определенных видов удобрений и сельхозпродукции. Какие меры оказались наиболее эффективными?
– Наиболее эффективными стали упрощенная система сертификации ввозимых товаров, субсидирование проектов, финансовая поддержка системообразующих предприятий и льготных кредитов для бизнеса. Напомню также про мораторий на проверки и перенос сроков маркировки. В целом благодаря оперативной работе производителей и государства удалось избежать дефицита в период пиковых нагрузок и спроса.
Вмешиваться в работу рынка внедрением тех или иных запретов, директивным регулированием цен и ограничением экспорта, на наш взгляд, не совсем правильно. Искусственные инструменты в долгосрочной перспективе имеют негативные эффекты. Поддержка производства, модернизация, стимулирование экспорта с более высокой степенью передела вкупе с обеспечением здоровой конкуренции давали всегда больше преимуществ и выгод для страны.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала