Призрак покойного "Шаттла"
Проблемная ракета стартует к Луне
Человечество делает первый шаг к возвращению на Луну. НАСА запускает корабль к естественному спутнику Земли — правда, пока без прилунения и без людей. Сверхтяжелая ракета, которая должна вывести капсулу с манекенами на орбиту, — прямой наследник программы Space Shuttle. Ее создание — результат гигантских денежных вливаний и усилий множества людей. Американские эксперты подозревают, что эффективность космических исследований была не единственной целью этой масштабной работы.
И снова третье сентября
Самую большую и самую мощную в истории ракету-носитель SLS запустят с мыса Канаверал 3 сентября. Двухчасовое окно для старта открывается в 19:17 по московскому времени. Это первый полет в рамках лунной программы Artemis, которая предполагает в том числе пилотируемые путешествия в космос.
В ходе предстоящей 42-дневной миссии "Артемида-1" космический корабль "Орион" облетит вокруг Луны и вернется домой, приводнившись в Тихом океане у берегов Калифорнии. Основная цель — проверить, сможет ли теплозащитный экран капсулы корабля выдержать температуру при входе в атмосферу Земли.
Траектория полета космического аппарата Orion
© ESA
Есть и несколько сопутствующих задач. Например, вывод в межпланетное пространство небольших спутников, разработанных образовательными учреждениями.
Изначально старт ракеты планировали на 2016-й. По разным причинам его многократно переносили, пока наконец не назначили на 29 августа 2022-го. Инженеры так торопились успеть хотя бы к этой дате, что не проверили как следует работу датчиков. Во время охлаждения двигателей RS-25 центральной ступени примерно до минус 250 градусов Цельсия один из них показал слишком высокую температуру. По мнению инженеров, проблема была именно в сенсорной системе. В субботу процесс охлаждения хотят начать примерно на 45 минут раньше — это должно исключить некорректные показания.
Но теперь помешать может погода. С вероятностью 60 процентов в указанное время Космический центр Кеннеди во Флориде зальет дождем. В таких условиях запуск запрещен. Но метеорологи оптимистичны: ливни ожидаются кратковременные, так что в течение двух часов должна появиться возможность для старта. В случае отмены запуск SLS могут перенести на 5 сентября. А если не получится снова, то следующее окно откроется только в октябре.
Space Launch System — американская двухступенчатая сверхтяжелая ракета-носитель
Дороже дорогого
Космический челнок "Колумбия" разрушился при посадке в 2003-м. Семь астронавтов погибли. Важный научный груз был потерян. Это стало приговором для программы Space Shuttle. У "космического самолета" имелось множество недостатков. Среди них — отсутствие спасательных систем (которые есть, например, на российских "Союзах"), а также невозможность беспилотных полетов (в отличие от советского "Бурана").
Запуски шаттлов постепенно свернули. На какое-то время американская космонавтика лишилась средств доставки людей на орбиту. Но огромная индустрия по производству главной космической транспортной системы США осталась. Она успела изготовить элементы для "челноков", которые пока не использовались. Кроме того, двигатели, на которых шаттлы летали в космос, сохранили работоспособность, их можно применять еще раз.
Параллельно с этим провалилась инициированная Джорджем Бушем — младшим программа "Созвездие" (Constellation), которая предполагала создание ракет-носителей сверхтяжелого класса "Арес". Девять миллиардов долларов потратили, прежде чем Барак Обама свернул ее, признав слишком дорогой и неэффективной.
Американская ракета-носитель Ares I перед испытательным полетом (2009 год)
© NASA/Kim Shiflett
В 2011-м началась разработка альтернативного проекта — "Системы космического запуска" (Space Launch System, SLS). Идея была простой: создать сверхтяжелую ракету на базе носителя шаттлов с использованием уже готовых элементов (включая двигатели, твердотопливные ускорители, стартовую инфраструктуру, испытательные стенды).
Таким образом планировали сэкономить. Не вышло: в ходе работы над проектом размеры первой ступени и устанавливаемые по бокам ускорители значительно выросли в размерах, что потребовало гигантских денежных вливаний. Хотя конструктивно и визуально топливные баки похожи на те, что использовали при выводе на орбиту космических челноков, на деле конструкции довольно сильно отличаются. Правда, двигатели, уже применявшиеся на шаттлах, действительно пойдут в ход.
На создание SLS за десять лет ушли миллиарды долларов, что намного превышает "слишком дорогой" проект бушевского "Созвездия". Каждый полет ракеты — а их планируют несколько — обойдется более чем в четыре миллиарда. На программу Artemis, для которой создают ракету, до 2025-го потратят 93 миллиарда долларов.
SLS отстает по характеристикам от межпланетной ракеты Starship Илона Маска. Она меньше, способна летать не так далеко, не умеет приземляться на другие планеты и возвращаться с них. Ее элементы, за исключением капсулы "Ориона", одноразовые. Единственное преимущество в том, что SLS уже готова: первый экземпляр на стартовом столе, еще несколько — на подходе. Тогда как "звездный корабль" Маска только на стадии испытаний.
Сверхтяжелые ракеты-носители
© Иллюстрация РИА Новости
"Самооблизывающийся рожок мороженого"
Производство новой ракеты имеет для США важное внутриполитическое значение. В книге "Побег от гравитации" (2022) бывший заместитель администратора НАСА Лори Гарвер описывает "симбиотические" отношения между американским конгрессом и аэрокосмической промышленностью как "самолизающийся рожок мороженого". SLS помогла сохранить рабочие места на предприятиях, строивших шаттлы. Кроме того, в создании ракеты участвует широкая партнерская сеть, включающая подрядчиков в каждом штате США и еще более 20 из Европы. Так, космический корабль "Орион" во время облета вокруг Луны будут снабжать энергией, водой и кислородом от европейского служебного модуля.
Как отмечает американский научный журналист Джош Диннер, столь широкое участие в создании ракеты делает ее по-настоящему народным проектом — неслучайно посмотреть на ее первый (отмененный) запуск собрались сотни тысяч людей.
"Когда НАСА говорит: "Мы летим", агентство имеет в виду не какую-то группу элитных астронавтов. Оно говорит о нас. Это мы запускаем людей в глубокий космос, мы отправляем их на Луну. Мы. Все мы. И мы делаем это вместе", — пишет он.
"Первая женщина, первый цветной"
В случае успеха первой миссии SLS в различных модификациях совершит несколько запусков, доставляя к Луне людей и полезные грузы. В базовой версии ракета может довезти 27 тонн, в улучшенных конфигурациях — более 40. Таскать придется много: миссия Artemis предполагает создание базового лагеря на планетоиде и модульной станции на его орбите.
Первый пилотируемый полет "Ориона" на сверхтяжелом носителе намечен на май 2024-го — планируется, что астронавты просто облетят вокруг спутника Земли. Высадка должна состояться в ходе миссии "Артемида-3" (не ранее 2026-го). Четыре астронавта доберутся на орбиту Луны, где их будет ждать посадочный модуль — масковский Starship. Его и пилотируемый корабль могут состыковать с окололунной космической станцией Gateway. Два астронавта останутся на орбите, а двое других проведут шесть с половиной суток на поверхности Луны.
Космический корабль Orion
Презентуя миссию, НАСА делает акцент на гендерном и расовом разнообразии астронавтов. Одной из тех, кому предстоит топтать реголит впервые с 1972 года, станет женщина. Также аэрокосмическое агентство обещает отправить на Луну первого цветного человека.
Инклюзивный десант астронавтов высадится в районе Южного полюса Луны, где ранее обнаружили залежи воды. Хотя изучение спутника Земли и его освоения человеком интересны науке сами по себе, основная цель "Артемиды" — создание технологической основы для пилотируемой миссии на Марс. Но на Красную планету SLS уже не долетит.
Устройство ракеты SLS
08:00 03.09.2022
(обновлено: 08:09 03.09.2022)