Рейтинг@Mail.ru
Наследники Византии. Как Крым объединил нас с древней империей - РИА Новости, 24.08.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на собор Святого Владимира на территории национального заповедника Херсонес Таврический в Севастополе

Наследники Византии. Как Крым объединил нас с древней империей

Византия и Россия, как принято считать, — "родственные души" мировой истории, важнейшие "свидания" которых происходили в Крыму. О том, что на протяжении столетий полуостров значил для обеих цивилизаций, РИА Новости рассказал заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (КФУ им. В.И. Вернадского) Александр Герцен.
Крещальня. Херсонес Таврический в Севастополе
Крещальня. Херсонес Таврический в Севастополе
Форпост на границе миров
Наиболее крупным римским, а после и византийским центром Крыма был Херсонес, руины которого — одно из туристических мест современного Севастополя. Только он устоял во время нашествия готов, подчинивших себе полуостров в IV веке, а также в длительные периоды войн с тюрками, хазарами и другими кочевниками. Византийские императоры даже разрешили городу сохранить некоторые органы самоуправления и чеканить собственную монету.

"В Крыму, находившемся на границе степного и черноморско-средиземноморского миров, смешались разные народы и культуры. Херсонес, важнейший торговый город региона, играл большую роль в контактах Востока и Запада", — отметил Герцен.

По легенде, христианство в Крым принес апостол Андрей Первозванный, однако, как считают историки, лишь с IV века новая религия приобретает влияние на полуострове. Первые проповедники, согласно преданию, были убиты херсонитами, и только в 325 году отряд из Константинополя во главе с епископом смог переломить сопротивление язычников.
Отдаленное положение Крыма сделало его удобным местом ссылки, считают ученые. В 795 году сюда даже был выслан свергнутый император Юстиниан II. При поддержке болгар он смог вернуть себе престол, правда, ненадолго — его сместил другой ссыльный, поддержанным херсонитами армянин Вардан Филиппик.
В VIII-IX веках Крым стал прибежищем для тех, кто выступал против политики иконоборчества, проводимой императорами. Некоторые ученые считает, что именно беглецы-иконопочитатели основали в горах полуострова несколько монастырей, среди которых есть и знаменитые "пещерные города".
© РИА Новости / Михаил Мокрушин / Перейти в медиабанкРуины и сигнальный колокол на территории национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.
Руины и сигнальный колокол на территории национального заповедника Херсонес Таврический в Севастополе
Руины и сигнальный колокол на территории национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.
© РИА Новости / Владимир Астапкович / Перейти в медиабанкФрагмент национального заповедника "Херсонес Таврический" - руины древнего города Херсонес.
Фрагмент национального заповедника Херсонес Таврический - руины древнего города Херсонес
Фрагмент национального заповедника "Херсонес Таврический" - руины древнего города Херсонес.
© РИА Новости / Михаил Мокрушин / Перейти в медиабанкВид на Собор Святого Владимира через сигнальный колокол на территории национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.
Вид на Собор Святого Владимира через сигнальный колокол на территории национального заповедника Херсонес Таврический в Севастополе
Вид на Собор Святого Владимира через сигнальный колокол на территории национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.
1.
Руины и сигнальный колокол на территории национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.
2.
Фрагмент национального заповедника "Херсонес Таврический" - руины древнего города Херсонес.
3.
Вид на Собор Святого Владимира через сигнальный колокол на территории национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе.
Таинственная Тмутаракань
В 988 году неприступный прежде Херсонес был взят князем Владимиром Святославичем, причем, по легенде, ему помогли в этом сторонники среди горожан. Приняв крещение в подчинившемся городе, Владимир затем крестил и всю Русь. Развивая успех своего отца, громившего хазар, князь основал на Тамани новое княжество со столицей в Тмутаракани.
Ряд археологических находок указывает на то, что в земли княжества входила и восточная часть Крыма, Керченский полуостров. Об этом свидетельствуют обнаруженные в Керчи монеты князя Олега Святославовича и печати Ратибора, наместника тмутараканского князя Всеволода.
Косвенно о том же говорит и знаменитый Тмутараканский камень — найденная в конце XVIII века мраморная плита, на которой по-древнерусски было высечено сообщение, согласно которому в 1068 году князь Глеб, внук Ярослава Мудрого, пересек по льду Керченский пролив, чтобы измерить его ширину.
Новое княжество быстро стало довольно влиятельным и активно участвовало в междоусобных войнах. О влиянии русичей на полуострове в этот период говорит, например, тот факт, что жители Херсонеса расправились с византийским наместником города за то, что он отравил тмутараканского князя Ростислава.
"Население княжества было неоднородным, причем о славянах нет прямых письменных свидетельств. Согласно летописям, здесь жили хазары — вероятнее всего, под ними подразумеваются не сами кочевники, а находившиеся под их властью греки, евреи, адыги", — отметил Герцен.
Последний раз княжество упоминается в летописи от 1094 года в связи с уходом на Русь последнего князя Олега Святославовича, не выдержавшего давления новых хозяев степи — половцев.
Осколок Византии
Период XI-XIII веков для юго-западной, византийской части Крыма был временем благоденствия — вторжения кочевников предотвращала своевременная выплата дани. Однако к XIV веку ситуация изменилась: с севера наступали татары, а на южном побережье обосновались колонизаторы-католики, венецианцы и генуэзцы.
На фоне кризиса Византии поликультурное крымское население — греки, готы, армяне, аланы и другие народы — сплотились на почве общего для всех христианства. Этот процесс привел к образованию княжества Феодоро, столицей которого стал Мангуп — мощная крепость на одноименном плато, окруженном отвесными обрывами в десятки метров высотой.
CC BY-SA 3.0 / lya Voyager / Руины башни-донжона цитадели, крепость Мангуп
Руины башни-донжона цитадели, крепость Мангуп
Руины башни-донжона цитадели, крепость Мангуп
© РИА Новости / Артем Креминский / Перейти в медиабанкРаскопки в древнем городище Мангуп-Кале Бахчисарайского района Крымского полуострова.
Раскопки в древнем городище Мангуп-Кале Бахчисарайского района Крымского полуострова
Раскопки в древнем городище Мангуп-Кале Бахчисарайского района Крымского полуострова.
© РИА Новости / Алексей Мальгавко / Перейти в медиабанкКараимский некрополь на территории пещерного города Мангуп (Мангуп-Кале) в Бахчисарайском районе Крыма.
Караимский некрополь на территории пещерного города Мангуп (Мангуп-Кале) в Бахчисарайском районе Крыма
Караимский некрополь на территории пещерного города Мангуп (Мангуп-Кале) в Бахчисарайском районе Крыма.
1.
Руины башни-донжона цитадели, крепость Мангуп
2.
Раскопки в древнем городище Мангуп-Кале Бахчисарайского района Крымского полуострова.
3.
Караимский некрополь на территории пещерного города Мангуп (Мангуп-Кале) в Бахчисарайском районе Крыма.
"Княжеская семья связала себя брачными узами с византийской династией Палеологов, а в торговле княжество пыталось конкурировать на Черном море с самой Генуей. Прочные связи Феодоро поддерживало с Трапезундской империей — другим осколком Византии. Население княжества могло достигать 150 тысяч человек, а основным языком общения был греческий, как реликт сохранялся и готский", — сообщил Герцен.
В длительной борьбе с генуэзцами Феодоро зачастую помогало Крымское ханство. Войны продолжались до 1471 года, когда католики были вынуждены пойти на союз с Феодоро для совместной борьбы с османами.
Однако, напор турок было уже не остановить: в 1475 году они быстро захватили колонии итальянцев, а после полугодовой осады под залпами турецкой артиллерии пал и Мангуп. Тогда же в зависимость от османов попало и Крымское ханство.
На заре новой империи
Торговые и дипломатические связи русских земель с крымскими христианами всегда оставались довольно тесными, считают историки. Известно несколько знатных родов из Феодоро, выходцы из которых обосновались в Москве. Самый крупный из них — князья Головины, восходящие к крымскому армяно-византийскому роду Гаврасов.

"Сын Степана Головина, прибывшего в 1399 году ко двору великого князя Василия, основал в Москве знаменитый Симонов монастырь. Другой выходец из Крыма, князь Константин, принадлежавший к правящему дому Феодоро, перебрался на Русь при Иване III и стал монахом. Церковь почитает его как святого благоверного князя Константина Мангупа", — рассказал Герцен.

Иван III, впервые именовавший себя царем и активно собиравший русские земли вокруг Москвы, в 1472 году взял в жены Софью Палеолог, племянницу последнего императора Византии. Историки считают, что греки, прибывшие в свите невесты, подсказали государю идею династического брака между его сыном и наследницей Феодоро.
Успешные переговоры в 1474 году увенчались посольством во главе с боярином Беклимишевым, однако, браку не суждено было состояться. Русские послы прибыли к уже осажденному турками Мангупу. Среди погибших защитников города оказался и один из уже обрусевших Головиных — Степан Васильевич, правнук первого московского Головина, заехавший к родственникам по дороге на Святую землю.
Обработка материалов, найденных в ходе раскопок в древнем городище Мангуп-Кале Бахчисарайского района Крымского полуострова
Обработка материалов, найденных в ходе раскопок в древнем городище Мангуп-Кале Бахчисарайского района Крымского полуострова.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала