Дебют Кончаловского "Первый учитель" по повести Чингиза Айтматова — светлая, трагичная и искренняя кинолента.
По признанию режиссера, он снимал фильм под влиянием работ Акиры Куросавы, пытаясь представить, как бы японский мастер экранизировал произведение. В итоге получилось передать глубину литературного оригинала и сложность характеров героев.
![Клара Юсупжанова и Наталья Аринбасарова на съемках фильма Первый учитель режиссера Андрея Кончаловского Клара Юсупжанова и Наталья Аринбасарова на съемках фильма Первый учитель режиссера Андрея Кончаловского](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809675933_0:0:2622:2048_600x0_80_0_1_45e7edd6e2d6d8046d8df2a748600781.jpg)
Дебют Кончаловского "Первый учитель" по повести Чингиза Айтматова — светлая, трагичная и искренняя кинолента.
По признанию режиссера, он снимал фильм под влиянием работ Акиры Куросавы, пытаясь представить, как бы японский мастер экранизировал произведение. В итоге получилось передать глубину литературного оригинала и сложность характеров героев.
"Первый учитель" — история красноармейца Дюйшена, который приезжает в киргизский аул, чтобы открыть школу, и сталкивается с многовековым патриархальным укладом, непринятием прогресса. Главную героиню — девушку Алтынай — сыграла балерина Наталья Аринбасарова. За эту роль она получила приз Венецианского кинофестиваля. Дебютная картина Кончаловского предопределила идеи и смыслы его последующих проектов.
![Кадр из фильма Первый учитель Кадр из фильма Первый учитель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809677011_0:0:2756:2047_600x0_80_0_1_759e1fd5324be181b7001adac8150c7c.jpg)
"Первый учитель" — история красноармейца Дюйшена, который приезжает в киргизский аул, чтобы открыть школу, и сталкивается с многовековым патриархальным укладом, непринятием прогресса. Главную героиню — девушку Алтынай — сыграла балерина Наталья Аринбасарова. За эту роль она получила приз Венецианского кинофестиваля. Дебютная картина Кончаловского предопределила идеи и смыслы его последующих проектов.
Не менее важная работа в творческой карьере Андрея Кончаловского — "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". И снова режиссер показывает сложную женскую судьбу. В роли кроткой и гордой хромой поварихи Аси, которая любит непутевого шофера Степана (Александр Сурин), снялась молодая Ия Саввина. Несчастливая история отношений разворачивается на фоне пейзажей села в Горьковской области. Режиссер перемежает художественные кадры документальными: это творческий эксперимент, благодаря которому картина стала более убедительной, а герои — абсолютно правдивыми.
![Кадр из фильма История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж Кадр из фильма История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809682083_0:0:2909:2048_600x0_80_0_1_7debd88c15ff21c7a58f4b1e4a5737c7.jpg)
Не менее важная работа в творческой карьере Андрея Кончаловского — "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". И снова режиссер показывает сложную женскую судьбу. В роли кроткой и гордой хромой поварихи Аси, которая любит непутевого шофера Степана (Александр Сурин), снялась молодая Ия Саввина. Несчастливая история отношений разворачивается на фоне пейзажей села в Горьковской области. Режиссер перемежает художественные кадры документальными: это творческий эксперимент, благодаря которому картина стала более убедительной, а герои — абсолютно правдивыми.
Четырехсерийная сага "Сибириада" — о судьбах нескольких поколений исследователей Сибири. Эту работу Кончаловского удостоили Гран-при Каннского кинофестиваля. Картину называли "славянским вариантом "Унесенных ветром" и сравнивали с прозой Маркеса. В фильме звездный актерский состав: Виталий Соломин, Наталья Андрейченко, Никита Михалков, Людмила Гурченко.
![Актриса Наталья Андрейченко в фильме Сибириада Актриса Наталья Андрейченко в фильме Сибириада](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809684337_0:0:3054:2047_600x0_80_0_1_c3e15341c38a563636e79dbe55ba57b8.jpg)
Четырехсерийная сага "Сибириада" — о судьбах нескольких поколений исследователей Сибири. Эту работу Кончаловского удостоили Гран-при Каннского кинофестиваля. Картину называли "славянским вариантом "Унесенных ветром" и сравнивали с прозой Маркеса. В фильме звездный актерский состав: Виталий Соломин, Наталья Андрейченко, Никита Михалков, Людмила Гурченко.
В 1980 году Андрей Кончаловский уехал в США. Его полнометражным дебютом в Голливуде стал фильм "Возлюбленные Марии" по мотивам повести Андрея Платонова "Река Потудань". Только действие перенесли из России в провинциальную Америку: главный герой возвращается из японского плена в Пенсильванию, женится на Марии, но семейная жизнь складывается непросто. Главную женскую роль сыграла Настасья Кински. Кончаловский говорил, что именно она "сделала его снова режиссером": он долгое время был без работы, а ее согласие на участие в проекте позволило получить финансирование.
![Кадр из фильма Возлюбленные Марии Кадр из фильма Возлюбленные Марии](https://cdnn21.img.ria.ru/images/150061/28/1500612866_0:0:1024:685_600x0_80_0_1_163f5bf2146719931dbc34ed1f01e810.jpg)
В 1980 году Андрей Кончаловский уехал в США. Его полнометражным дебютом в Голливуде стал фильм "Возлюбленные Марии" по мотивам повести Андрея Платонова "Река Потудань". Только действие перенесли из России в провинциальную Америку: главный герой возвращается из японского плена в Пенсильванию, женится на Марии, но семейная жизнь складывается непросто. Главную женскую роль сыграла Настасья Кински. Кончаловский говорил, что именно она "сделала его снова режиссером": он долгое время был без работы, а ее согласие на участие в проекте позволило получить финансирование.
Умение показать на экране непростые судьбы и абсолютно точно подобрать актеров Андрей Сергеевич вновь продемонстрировал в драме "Дуэт для солиста".
Фильм — об известной скрипачке Стефани Андерсон (Джули Эндрюс), которая серьезно заболевает, а справиться с недугом ей помогают близкие люди: муж Дэвид (Алан Бейтс), ученик Константин (Руперт Эверетт), психиатр Льюис Фельдман (Макс фон Сюдов).
![Кадр из фильма Дуэт для солиста Кадр из фильма Дуэт для солиста](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809690493_0:0:1200:961_600x0_80_0_1_823ce8fb04290045dde15c35a1da6331.jpg)
Умение показать на экране непростые судьбы и абсолютно точно подобрать актеров Андрей Сергеевич вновь продемонстрировал в драме "Дуэт для солиста".
Фильм — об известной скрипачке Стефани Андерсон (Джули Эндрюс), которая серьезно заболевает, а справиться с недугом ей помогают близкие люди: муж Дэвид (Алан Бейтс), ученик Константин (Руперт Эверетт), психиатр Льюис Фельдман (Макс фон Сюдов).
Пейзаж, натура в картинах Андрея Кончаловского — не только место действия, но и отдельный герой. Например, луизианские топкие болота, раскидистые ивы и дикие кустарники в фильме "Стыдливые люди" сами по себе создают тревожную атмосферу.
![Кадр из фильма Стыдливые люди Кадр из фильма Стыдливые люди](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809693095_0:0:1200:765_600x0_80_0_1_b52a7b263b9b5efc24bf23cbf212a451.jpg)
Пейзаж, натура в картинах Андрея Кончаловского — не только место действия, но и отдельный герой. Например, луизианские топкие болота, раскидистые ивы и дикие кустарники в фильме "Стыдливые люди" сами по себе создают тревожную атмосферу.
В "Стыдливых людях" журналистка Диана (Джилл Клейберг) вместе с избалованной дочерью (Марта Плимптон) летит в другой штат к родственникам. Но отшельница-кузина с тремя сыновьями не жалует героиню, еще один ее ребенок живет в городе, и его считают в семье изгоем. В такой странной обстановке Диана чувствует себя некомфортно. А вот ее дочь — наоборот.
![Кадр из фильма Стыдливые люди Кадр из фильма Стыдливые люди](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809693073_0:0:1200:747_600x0_80_0_1_6596618086eecc572dbc7b624d5b3144.jpg)
В "Стыдливых людях" журналистка Диана (Джилл Клейберг) вместе с избалованной дочерью (Марта Плимптон) летит в другой штат к родственникам. Но отшельница-кузина с тремя сыновьями не жалует героиню, еще один ее ребенок живет в городе, и его считают в семье изгоем. В такой странной обстановке Диана чувствует себя некомфортно. А вот ее дочь — наоборот.
В исторической картине Андрея Кончаловского "Лев зимой" по пьесе Джеймса Голдмана средневековая история воспринимается как современная драма из-за интриг Алиеноры Аквитанской, любовницы короля Генриха II (Юлия Высоцкая), и сыновей монарха. При этом костюмы соответствуют той эпохе.
![Кадр из фильма Лев зимой Кадр из фильма Лев зимой](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809700376_0:0:2200:1522_600x0_80_0_1_85324920cec828e9548ba8838690fcb9.jpg)
В исторической картине Андрея Кончаловского "Лев зимой" по пьесе Джеймса Голдмана средневековая история воспринимается как современная драма из-за интриг Алиеноры Аквитанской, любовницы короля Генриха II (Юлия Высоцкая), и сыновей монарха. При этом костюмы соответствуют той эпохе.
Одна из самых трагичных, тяжелых ролей Юлии Высоцкой — музы и жены Кончаловского — в картине "Рай". Русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления Ольга большую часть фильма проводит в полицейских участках, тюрьмах, концлагере. Но эта история еще и о любви — трагедию героини оттеняют ее отношения с инспектором концлагеря Хельмутом. Хлесткая, эмоциональная черно-белая лента заставляет задуматься о многих важных для каждого человека вещах. Фильм получил "Серебряного льва" за режиссуру на Венецианском кинофестивале, несколько "Золотых орлов" и премий "Ника".
![Кадр из фильма Рай режиссера Андрея Кончаловского Кадр из фильма Рай режиссера Андрея Кончаловского](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809704923_0:0:2730:2048_600x0_80_0_1_eb59e1ba29fd7660f585c37a7aa48579.jpg)
Одна из самых трагичных, тяжелых ролей Юлии Высоцкой — музы и жены Кончаловского — в картине "Рай". Русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления Ольга большую часть фильма проводит в полицейских участках, тюрьмах, концлагере. Но эта история еще и о любви — трагедию героини оттеняют ее отношения с инспектором концлагеря Хельмутом. Хлесткая, эмоциональная черно-белая лента заставляет задуматься о многих важных для каждого человека вещах. Фильм получил "Серебряного льва" за режиссуру на Венецианском кинофестивале, несколько "Золотых орлов" и премий "Ника".
Масштабная, как и личность героя, картина "Грех" о художнике и скульпторе Микеланджело обязательна к просмотру не только ценителям истории и искусства. Это не просто рассказ о гении и его работах, а еще и экскурс в прошлое — со средневековой борьбой за власть между Медичи и Делла Ровере, непростыми поисками вдохновения творческого человека. И, конечно, этот фильм — о любви.
![Кадр из фильма Грех Кадр из фильма Грех](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809742277_0:0:2829:2048_600x0_80_0_1_9026b7795b5fbf753949ec1ab378ee38.jpg)
Масштабная, как и личность героя, картина "Грех" о художнике и скульпторе Микеланджело обязательна к просмотру не только ценителям истории и искусства. Это не просто рассказ о гении и его работах, а еще и экскурс в прошлое — со средневековой борьбой за власть между Медичи и Делла Ровере, непростыми поисками вдохновения творческого человека. И, конечно, этот фильм — о любви.
Кончаловский напоминает, что любовь можно испытывать не только к человеку, но и к произведению, а иногда и к чему-то совсем эфемерному. И хотя в "Грехе" главным героем становится великий Микеланджело, а женские персонажи появляются в кадре редко, они выполняют важную функцию: помогают лучше понять гениальность мастера.
![Кадр из фильма Грех Кадр из фильма Грех](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809742255_0:0:2830:2047_600x0_80_0_1_ebde596bae2cd8e2966b0bfe50770a67.jpg)
Кончаловский напоминает, что любовь можно испытывать не только к человеку, но и к произведению, а иногда и к чему-то совсем эфемерному. И хотя в "Грехе" главным героем становится великий Микеланджело, а женские персонажи появляются в кадре редко, они выполняют важную функцию: помогают лучше понять гениальность мастера.
Картина "Лена и справедливость" — дебют Екатерины Вещевой, которая работала с Кончаловским над "Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына" и монтировала фильм "Рай". Андрей Сергеевич выступил художественным руководителем ее самостоятельного проекта.
![Кадр из фильма Лена и справедливость Кадр из фильма Лена и справедливость](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809708850_0:0:3500:1464_600x0_80_0_1_1f18b1217b4911479a282fa6677f15eb.jpg)
Картина "Лена и справедливость" — дебют Екатерины Вещевой, которая работала с Кончаловским над "Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына" и монтировала фильм "Рай". Андрей Сергеевич выступил художественным руководителем ее самостоятельного проекта.
Фильм — о провинциальной продавщице Лене (Анна Уколова), которая решает все проблемы супруга и своих детей. В сильном характере Лены много глубины и энергии, которая становится катализатором всего действа. А в мытарствах простой российской женщины прослеживаются отсылки к героиням картин Андрея Кончаловского.
![Кадр из фильма Лена и справедливость Кадр из фильма Лена и справедливость](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/08/0f/1809708806_0:0:3500:1464_600x0_80_0_1_8380461941128fd4d411fd3a68fa7365.jpg)
Фильм — о провинциальной продавщице Лене (Анна Уколова), которая решает все проблемы супруга и своих детей. В сильном характере Лены много глубины и энергии, которая становится катализатором всего действа. А в мытарствах простой российской женщины прослеживаются отсылки к героиням картин Андрея Кончаловского.