Сибири нужны люди и дороги
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкАвтомобильная дорога "Чуйский тракт" в Республике Алтай. На дальнем плане - Северо-Чуйский хребет
Читать ria.ru в
Сибирь может стать главным экспортным макрорегионом России - она богата всем, что требуется соседнему емкому азиатскому рынку. Однако на пути к простору бизнес-возможностей находятся узкие проливы, среди них - неразвитая инфраструктура и нехватка людей. Сейчас этому Сибири требуются миллионы рабочих рук, в том числе специалистов в передовых областях.
Как кадры и дороги завязались в один узел
Чтобы создать новую инфраструктуру Сибири нужны высококлассные специалисты. Чтобы их привлечь, необходимы дополнительные средства, которые регион может заработать только на экспорте, для которого, в свою очередь, требуется инфраструктура. Круг замкнулся, а разорвать его могут только по-настоящему инновационные стратегии. "По неофициальным данным, средний отток населения из Сибири превышает 40 тысяч человек в год, что эквивалентно населению небольшого города", - констатировал зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле красноярец Александр Дроздов. "При этом именно люди должны стать основным драйвером реализации крупных инфраструктурных проектов," - уверен он. Еще немного статистики: в доковидный период Росстат зафиксировал небольшой прирост населения в крупных городах Сибири. В Новосибирске, например, оно выросло на 30 тысяч. По мнению Елены Ерохиной, профессора кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Плеханова, прирост произошел за счет миграции низкоквалифицированных кадров и вымывания населения из моногородов и малых населенных пунктов в пользу более крупных. Ерохина отметила, что проблема с квалифицированными кадрами сказалась на КПД региона по выработке передовых производственных технологий (ППТ). Так, в 2019 году в СФО было разработано 120 ППТ. Для сравнения: в Москве – 233 ППТ. Довольно низок (16,4%) оказался удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации. Объем инновационных товаров, работ и услуг, в процентах от их общего объема, составил всего 2,6%. Кадровый кризис сказался и на индексе промпроизводства (агрегированного показателя роста по всем отраслям). Так, согласно данным Росстата, в январе 2022 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил всего 2,7%.
Образование в Сибири: смелость духа и перспективы
15 апреля 2022, 14:16
Проблема насыщения региона трудовыми ресурсами столь актуальна для Сибири, что она нашла отражение буквально во всех основополагающих документах, которые определяют сегодня вектор развития регионов России. В том числе в федеральной "Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", в комплексном инвестиционном проекте "Енисейская Сибирь". О ней также говорилось на Петербургском международном и Красноярском экономических форумах. В частности, в выступлении вице-премьера Виктории Абрамченко на КЭФе-22 отмечалось, что Сибири на реализацию нового экономического курса требуется не менее 450 тысяч человек. Нельзя исключать, что эта цифра существенно вырастет в случае реализации планов строительства новых городов в рамках проекта "Русский ковчег". Тогда она составит не менее пяти миллионов человек. При этом пока мало кто оценивал потребности в кадрах для сопутствующей социальной сферы: в преподавателях и воспитателях, врачах и работниках общественного транспорта, в сотрудниках коммунальных служб и т.д. По сути дела, речь идет о масштабах трудовой миграции времен индустриализации и великих строек СССР. Далеко не все инструменты привлечения людей, которые были тогда в руках у советского государства, сегодня доступны и уместны. Однако, эксперты единодушны относительно необходимости одного из них. В конечном итоге, как и во времена советского БАМа, кадровый вопрос будет во многом решаться с помощью достойной зарплаты, учитывающей суровые условия труда. Сегодня, согласно данным портала "Работа в России", государство обязуется компенсировать затраты на переезд, поддерживать с переобучением и повышением квалификации, помогает с жильем на первых порах и со льготной ипотекой в дальнейшем. Оно также обязуется выплачивать региональные надбавки к зарплате и компенсировать затраты на питание. По поводу надбавок: сейчас в СФО действуют коэффициенты и надбавки к зарплате, в том числе традиционная для отдаленных уголков "плата за вредность". Они увеличиваются по мере продвижения на север и достигают своего максимального значения в Норильске. Однако, даже там речь идет не более чем о 80-процентном увеличении дохода от труда. Не будет лишним в этой связи напомнить, что в СССР речь порой шла об увеличении зарплаты в разы. Например, согласно данным Евразийского союза ученых, средняя зарплата строителей БАМа в 1980 году на ряде участков приблизилась к 400 рублям в месяц, в то время как в среднем по стране она едва дотягивала до 200 рублей. "В Советское время люди ехали в Сибирь не только за песнями у костра и таежной романтикой, но и, в первую очередь, за возможностью улучшить материальное положение", - справедливо заметил депутат.
En+ Group даст стипендии медикам и педагогам
8 июня 2022, 18:55
Дать ход экспортному потенциалу Сибири
По мнению Геннадия Гусельникова, председателя исполкома Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС), экспорт переведет ключевые отрасли сибирской экономики на безубыточную основу. Достигнув этого, можно будет расширяться и с кадровой составляющей. Сибирь могла бы продавать гораздо больше зерна, леса, руды и продукции высокого передела в соседние густонаселенные страны азиатско-тихоокеанского региона. Спрос просто огромен. "При нынешнем состоянии инфраструктуры регионы Сибири способны отгрузить через свои экспортные коридоры продукции на 9 миллиардов долларов в год. На складах лежит уголь, пшеница, минеральные удобрения, а Сибирь не может их выпустить. В то время как мы могли бы экспортировать не менее чем на 42 миллиарда долларов в год", - подчеркнул Геннадий Гусельников.
© РИА Новости / Илья Наймушин | Перейти в медиабанкТоварный поезд дальнего следования на Транссибирской железнодорожной магистрали в Березовском районе Красноярского края
Товарный поезд дальнего следования на Транссибирской железнодорожной магистрали в Березовском районе Красноярского края
Наши восточные соседи готовы покупать миллионами тонн, но масштабы экспорта пока остаются скромными, а проектов как "Сила Сибири" можно по пальцам сосчитать. "Без развития внутренней инфраструктуры невозможно наладить экспорт. В то же время, реализация экспортных проектов может стать инструментом развития внутренней инфраструктуры и экономического роста регионов Сибири", - уверен Александр Дроздов. В качестве примера депутат привел строительство газопровода "Сила Сибири-2". "Его строительство газопровода позволит газифицировать несколько сибирских регионов, в том числе Красноярский край. Это не только решит огромный пласт вопросов с экологией, но и даст мощный импульс к промышленному росту региона. В том числе за счет привлечения в регион новых специалистов", - уверен депутат.
Эксперты назвали, какие технологии помогут экономике России
6 июля 2022, 19:56
Сибирские экспортные коридоры
В интересах развития экспорта сибирских регионов МАСС разработала проект "Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров" (ЭОТК). Согласно ему, в 21 веке Великий шелковый путь через Ангаро-Енисейский и Обь-Иртышские бассейны дотянется до Северного Ледовитого океана, где он перейдет в Севморпуть. МАСС разработала 11 ЭОТК, которые включают и 2 энергомоста. Маршруты автомобильных экспортных коридоров планируется провести так: один из Красноярска пойдет на Урумчи (КНР); другой из Бийска – на Кош-Агач на границе с Монголией. Ещё один пройдет из Новосибирска – тоже на Урумчи (КНР), а там повернет на Казахстан. На севере и юге коридоры будут соединятся хордами. Прежде всего, конечно, Транссибом. А также автомагистралью М51, соединяющей Челябинск и Новосибирск. И еще одной хордой станет т.н. "Северный широтный коридор", то есть трасса, которая известна водителям как дорога Пермь – Томск. В ряде ключевых точек этой сети планируется построить логистические хабы. Они будут обслуживать караваны грузовых фур, везущих сибирские товары на экспорт и в обратном направлении. Один из таких хабов реконструируется сейчас в Республике Тыва, в 5 километрах от монгольской границы в местечке Хандагайты. Железная дорога: планируется продлить до Китая через Монголию ж/д маршрут Курагино – Кызыл. А также расширить смешанный железнодорожно-автомобильный коридор Омск-Урумчи, построив ответвление на казахстанский Усть-Каменогорск. Одновременно планируется увеличить пропускную способность пограничных железнодорожных пунктов в Забайкальском крае, Республике Бурятии и Приморском крае.
Секрет молодости императрицы: что нужно попробовать в Сибири
17 июня 2022, 08:00
Кто же будет строить новый Чуйский тракт?
Глава МАСС уверен, что расширение экспорта решит проблемы и с трудоустройством местного населения, и с привлечением новых кадров в Сибирь. "Тува, например, могла бы освоить 625 тысяч гектаров пахотной земли. Это в десятки раз больше площадей, на которых она выращивает зерновые сегодня. Но большие объемы она просто не может вывезти: республику связывает с большим рынком зерна единственное узкое шоссе, петляющая по горному серпантину западных Саян", - пояснил он.
© РИА Новости / Александр Кряжев | Перейти в медиабанкАвтомобильная дорога "Чуйский тракт" в Онгудайском районе Республики Алтай
Автомобильная дорога "Чуйский тракт" в Онгудайском районе Республики Алтай
Сибири всегда не хватило людей, чтобы создать разветвленные сети дорог с хорошей пропускной способностью. Показателен исторический пример со строительством Чуйского тракта, главной автомобильной трассы в Монголию. Тракт начинается в Новосибирской области и фактически повторяет маршрут караванов Великого шелкового пути, пролегавшего по ущельям Горного Алтая и бескрайним степям Алтайского края и лесостепям южной Сибири. Лишь в начале 20 века тракт был переделан из тропы в колесную дорогу для телег, которую строили солдаты и местные крестьяне. И только в конце тридцатых годов прошлого века он превратился в гравийную дорогу для грузовиков. А полностью был покрыт асфальтом лишь в 2007 году. Построенные нашими предками, сибирские дороги не справляются с нагрузкой, которая востребована сегодня, нужны кадры, которые умеют делать современные коммерческие трассы для большегрузов.
Вадим Рынков: первые сибирские города выросли из крепостей-острогов
22 марта 2022, 11:41
Дополнительные инструменты привлечения людей
В рамках работы комиссии Госдумы по развитию Восточной Сибири депутат Дроздов предложил ввести на территории сибирского макрорегиона льготное кредитование на покупку жилья по аналогии с "Дальневосточной ипотекой". "Также не стоит забывать о практике предоставления жилищных сертификатов работникам наиболее востребованных и социально значимых отраслей, осуществляющих свою деятельность в пределах границ промышленных кластеров и агломераций, в Красноярском крае подобная практика уже 11 лет успешно применяется в Норильске", - предложил Дроздов. Он рассказал, что правительство недавно поддержало инициативу о субсидировании переезда молодых специалистов в сибирские регионы. "Согласно проекту Минтруда, при переезде из трудоизбыточных регионов специалисты получат единовременную выплату в размере 116 тысяч 800 рублей. Думаю, это первая ласточка в стимулировании притока кадров в Сибирь", - уверен Дроздов. Ряд мер, о которых говорит депутат, были внедрены сибирскими компаниями на корпоративном уровне. Так, например, En+ Group ввела для своих сотрудников корпоративную жилищную программу. Компания также позаботилась о будущем, договорившись с рядом сибирских вузов о поддержке перспективных будущих работников стипендиями, создала "Академию IT" для подготовки кадров в области информационных технологий.
Российский бизнес перед лицом нового кризиса: проблемы и решения
24 мая 2022, 10:31
Скорректировать законодательство для поддержки национального бизнеса
Дроздов считает, что сегодня сперва нужно разобраться, что попадает под понятия "российский производитель" и "российская продукция"? "Оба термина сегодня не закреплены в ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", - сказал он. "Из-за размытых критериев принятые правительством меры по повышению устойчивости экономики в равной степени распространяются как на действительно российских производителей, так и на российских дочек иностранных компаний", - считает депутат. Когда этот пробел в законодательстве будет устранен, по его мнению, будут в значительной мере защищены и интересы национального бизнеса. "Говоря о поддержке импортозамещения, необходимо не просто выделять бюджетные средства на субсидирование и льготное кредитование наших предприятий, а создать на внутреннем рынке благоприятные условия для малых с средних предприятий", - уверен Дроздов. Одним из инструментов, считает он, может стать совершенствование 44 и 223 федеральных законов в части закрепления приоритета российской продукции при прочих равных условиях. "По сути, это обяжет госкомпании закупать больше товаров у отечественных производителей, чем значительно стимулирует в том числе региональные рынки. Для понимания, общий объем закупок госкомпаний только в первом квартале 2022 составил более двух триллионов рублей", - напомнил замглавы комитета Госдумы по промышленности и торговле.