Рейтинг@Mail.ru
Петр Фоменко: как его идеи повлияли на русский театр - РИА Новости, 13.07.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Петр Фоменко: как его идеи повлияли на русский театр

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкРежиссер и педагог, руководитель московского театра "Мастерская П. Н. Фоменко" Петр Наумович Фоменко
Режиссер и педагог, руководитель московского театра Мастерская П. Н. Фоменко Петр Наумович Фоменко - РИА Новости, 1920, 13.07.2022
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 13 июл — РИА Новости, Павел Сурков. Один из главных режиссеров русского театра конца ХХ века Петр Фоменко сформировал особый сценический язык. Сегодня ему исполнилось бы 90, и для многих он до сих пор наставник. О том, чьи спектакли становились легендой еще до премьеры, — в материале РИА Новости.

"Противопоказанные" идеи

Фоменко попал в театральную сферу через музыку, и то не сразу. Сначала консервативные преподаватели Школы-студии МХАТ отчислили его "за хулиганство". Они считали, что идеи амбициозного ученика противопоказаны школе русского театра.
Юный Фоменко не сдался, поступил в ГИТИС и на филфак МГПИ. Там он ставил капустники, на которые стремилась попасть вся интеллектуальная Москва. В студенческих компаниях и сформировался первый дружеский круг Фоменко: обсуждали творческие планы, стихи, музыку, книги, фильмы… Визбор, Ким, Коваль — те, кто составил литературную и бардовскую богему 1960-х, "великие самоучки".
Музыка всегда была важным персонажем в постановках режиссера (в свое время он окончил Гнесинку и училище имени Ипполитова-Иванова по классу скрипки).

Театральный кочевник

Первые его работы сложно назвать успешными. Фоменко намеренно выбирал проблемные вещи, с внутренним конфликтом, за которые мало кто из старших коллег был готов браться. Его "Смерть Тарелкина" показали в театре имени Маяковского пятьдесят раз, а потом запретили.
© РИА Новости / Вера Петрусова | Перейти в медиабанк

Московский государственный академический театр имени Моссовета (сцена "Под крышей"). Сцена из спектакля "Калигула" режиссера Петра Фоменко по пьесе Альбера Камю

Сцена из спектакля Калигула режиссера Петра Фоменка по пьесе Альбера Камю

Московский государственный академический театр имени Моссовета (сцена "Под крышей"). Сцена из спектакля "Калигула" режиссера Петра Фоменко по пьесе Альбера Камю

1 из 2
© РИА Новости / Вера Петрусова | Перейти в медиабанк

Режиссер Петр Фоменко благодарит артистов по окончании спектакля "Калигула" пьесы Альбера Камю

Режиссер Петр Фоменко благодарит артистов по окончании спектакля Калигула пьесы Альбера Камю

Режиссер Петр Фоменко благодарит артистов по окончании спектакля "Калигула" пьесы Альбера Камю

2 из 2

Московский государственный академический театр имени Моссовета (сцена "Под крышей"). Сцена из спектакля "Калигула" режиссера Петра Фоменко по пьесе Альбера Камю

1 из 2

Режиссер Петр Фоменко благодарит артистов по окончании спектакля "Калигула" пьесы Альбера Камю

2 из 2
Вскоре Фоменко поставил "Новую Мистерию-буфф" по мотивам пьесы Маяковского в Ленинграде ­— комиссия принимала спектакль шесть раз. В последний из зала выгнали всех случайных зрителей, чтобы никто не стал свидетелем сценического вольнодумства. Режиссер вспоминал, что ленинградские критики советовали ему собирать вещи и уезжать.
«

В итоге вердикт попросили вынести Николая Акимова. "Я не люблю Маяковского, но то, что я вижу, — это не Маяковский", — сказал он.

Фоменки

Фоменко отправился в странствия: не разрешают ставить в Москве и Ленинграде — он едет в Тбилиси.
Поработав в Грузии, вернулся в Ленинград. И почти десять лет проработал в Театре комедии (на его спектакли билеты раскупали буквально за минуты).
Тогда же, в начале 1980-х, начинается путь Фоменко как театрального педагога: его пригласили в родной ГИТИС. Он преподавал больше 30 лет. Среди его учеников — и Сергей Женовач, и Сергей Пускепалис, и, конечно же, десятки великолепных актеров, с гордостью именующих себя фоменковцами или, что проще и душевнее, — фоменками.

Сергей Пускепалис

1 из 2
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанк

Художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Сергей Женовач

Художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Сергей Женовач

Художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Сергей Женовач

2 из 2

Сергей Пускепалис

1 из 2

Художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Сергей Женовач

2 из 2
В Москве режиссер сотрудничал с театрами Маяковского и Вахтангова, но затем все же сосредоточился на собственном деле. В столице чувствовалась мода на студийность и экспериментальность. И в 1990-е Фоменко удалось официально оформить не просто мастерскую, а полноценный театр.

"Но" и "хотя"

Главным в его подходе была любовь. Он из тех редких режиссеров, кто не позволяет себе подавлять артиста. Фоменко попросту не работал с теми, кем не восхищался, к кому не чувствовал доверия. Ему не был нужен сиюминутный результат, достигнутый с позиции силы, — как педагог он старался все объяснить, добиться от актера взаимопонимания, создать атмосферу сотворчества.
© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанк

Режиссер Петр Фоменко поздравляет народную артистку СССР Юлию Борисову (в центре) с бенефисом, который прошел в Театре имени Вахтангова

Режиссер Петр Фоменко потздравляет народную артистку СССР Юлию Борисову (в центре) с бенефисом, который прошел в театре им. Вахтангова

Режиссер Петр Фоменко поздравляет народную артистку СССР Юлию Борисову (в центре) с бенефисом, который прошел в Театре имени Вахтангова

1 из 5
© РИА Новости / Лариса Герасимчук | Перейти в медиабанк

Сцена из спектакля режиссера Петра Фоменко "Триптих", основанного на пушкинских "Графе Нулине", "Каменном госте" и "Сцене из Фауста". Премьера состоялась на новой Малой сцене театра "Мастерская П. Фоменко" (фото предоставлено театром "Мастерская П. Фоменко")

Сцена из спектакля режиссера Петра Фоменко Триптих, основанного на пушкинских Графе Нулине, Каменном госте и Сцене из Фауста.

Сцена из спектакля режиссера Петра Фоменко "Триптих", основанного на пушкинских "Графе Нулине", "Каменном госте" и "Сцене из Фауста". Премьера состоялась на новой Малой сцене театра "Мастерская П. Фоменко" (фото предоставлено театром "Мастерская П. Фоменко")

2 из 5
© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанк

Сцена из спектакля "Бесприданница" в постановке режиссера Петра Фоменко в новом здании "Мастерской Петра Фоменко". Артисты Полина Агуреева в роли Ларисы Дмитриевны (слева), Наталия Курдюбова в роли вдовы Хариты Огудаловой и Евгений Цыганов в роли Карандышева

Сцена из спектакля Бесприданница в постановке режиссера Петра Фоменко в новом здании Мастерской Петра Фоменко

Сцена из спектакля "Бесприданница" в постановке режиссера Петра Фоменко в новом здании "Мастерской Петра Фоменко". Артисты Полина Агуреева в роли Ларисы Дмитриевны (слева), Наталия Курдюбова в роли вдовы Хариты Огудаловой и Евгений Цыганов в роли Карандышева

3 из 5
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк

Сцена из спектакля "Пиковая дама" в постановке режиссера Петра Фоменко на сцене Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. В роли графини — народная артистка РСФСР Людмила Максакова (слева)

Сцена из спектакля Пиковая дама в постановке режиссера Петра Фоменко на сцене Государственного академического театра им. Е. Вахтангова

Сцена из спектакля "Пиковая дама" в постановке режиссера Петра Фоменко на сцене Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. В роли графини — народная артистка РСФСР Людмила Максакова (слева)

4 из 5
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанк

Народный артист России, режиссер Петр Фоменко после вручения ему ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени на 75-летии Государственного академического театра имени Е. Вахтангова

Народный артист России, режиссер Петр Фоменко после вручения ему ордена За заслуги перед Отечеством IV степени

Народный артист России, режиссер Петр Фоменко после вручения ему ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени на 75-летии Государственного академического театра имени Е. Вахтангова

5 из 5

Режиссер Петр Фоменко поздравляет народную артистку СССР Юлию Борисову (в центре) с бенефисом, который прошел в Театре имени Вахтангова

1 из 5

Сцена из спектакля режиссера Петра Фоменко "Триптих", основанного на пушкинских "Графе Нулине", "Каменном госте" и "Сцене из Фауста". Премьера состоялась на новой Малой сцене театра "Мастерская П. Фоменко" (фото предоставлено театром "Мастерская П. Фоменко")

2 из 5

Сцена из спектакля "Бесприданница" в постановке режиссера Петра Фоменко в новом здании "Мастерской Петра Фоменко". Артисты Полина Агуреева в роли Ларисы Дмитриевны (слева), Наталия Курдюбова в роли вдовы Хариты Огудаловой и Евгений Цыганов в роли Карандышева

3 из 5

Сцена из спектакля "Пиковая дама" в постановке режиссера Петра Фоменко на сцене Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. В роли графини — народная артистка РСФСР Людмила Максакова (слева)

4 из 5

Народный артист России, режиссер Петр Фоменко после вручения ему ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени на 75-летии Государственного академического театра имени Е. Вахтангова

5 из 5
При этом перевернуть произведение с ног на голову — не проблема, Фоменко с легкостью на это шел. Как вспоминали ученики, его любимыми словами были "но" и "хотя": он всегда пытался отыскать в пьесе что-то нестандартное, новый план или угол, под которым на нее еще никто не смотрел.
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк

В столичном отеле "Балчуг-Кемпински" состоялось вручение Международной премии Станиславского за 2000 год. Согласно решению авторитетного жюри во главе с Олегом Табаковым, лучшим режиссером признан Петр Фоменко, поставивший спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня"

В столичном отеле “Балчуг-Кемпински” состоялось вручение Международной премии Станиславского за 2000 год

В столичном отеле "Балчуг-Кемпински" состоялось вручение Международной премии Станиславского за 2000 год. Согласно решению авторитетного жюри во главе с Олегом Табаковым, лучшим режиссером признан Петр Фоменко, поставивший спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня"

1 из 2
CC BY-SA 3.0 / Crystal Turandot Theatre Awards / Петр Фоменко, премия «Хрустальная Турандот»

Петр Фоменко, премия "Хрустальная Турандот"

Петр Фоменко, премия Хрустальная Турандот

Петр Фоменко, премия "Хрустальная Турандот"

2 из 2

В столичном отеле "Балчуг-Кемпински" состоялось вручение Международной премии Станиславского за 2000 год. Согласно решению авторитетного жюри во главе с Олегом Табаковым, лучшим режиссером признан Петр Фоменко, поставивший спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня"

1 из 2

Петр Фоменко, премия "Хрустальная Турандот"

2 из 2
Полноценное признание пришло к Фоменко уже в зрелые годы, в 1990-2000-х. Но ему и не были нужны награды, ордена и премии, ему был нужен театр — с его актерами, учениками, которых он так любил и которые и были его главным сокровищем. Маленькая сцена у Кутузовского проспекта разрослась до одной из лучших театральных площадок города и стала точкой притяжения думающего и чувствующего зрителя. В зале не было случайных людей, а после спектакля зрители выходили оттуда чуть-чуть другими.
В этом была цель Петра Фоменко — сделать нас лучше: не поразить, не шокировать, а заставить задуматься, но при этом дать надежду. Задача, которую его театр выполняет до сих пор.
Зрители на концерте в Ботаническом саду МГУ Аптекарский огород в Москве. Архивное фото - РИА Новости, 1920, 10.07.2022
Лето в России: лучшие музыкальные фестивали под открытым небом
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала