Петр Фоменко: как его идеи повлияли на русский театр
Петр Фоменко: как его идеи повлияли на русский театр - РИА Новости, 13.07.2022
Петр Фоменко: как его идеи повлияли на русский театр
Один из главных режиссеров русского театра конца ХХ века Петр Фоменко сформировал особый сценический язык. Сегодня ему исполнилось бы 90, и для многих он до сих РИА Новости, 13.07.2022
МОСКВА, 13 июл — РИА Новости, Павел Сурков. Один из главных режиссеров русского театра конца ХХ века Петр Фоменко сформировал особый сценический язык. Сегодня ему исполнилось бы 90, и для многих он до сих пор наставник. О том, чьи спектакли становились легендой еще до премьеры, — в материале РИА Новости."Противопоказанные" идеиФоменко попал в театральную сферу через музыку, и то не сразу. Сначала консервативные преподаватели Школы-студии МХАТ отчислили его "за хулиганство". Они считали, что идеи амбициозного ученика противопоказаны школе русского театра.Юный Фоменко не сдался, поступил в ГИТИС и на филфак МГПИ. Там он ставил капустники, на которые стремилась попасть вся интеллектуальная Москва. В студенческих компаниях и сформировался первый дружеский круг Фоменко: обсуждали творческие планы, стихи, музыку, книги, фильмы… Визбор, Ким, Коваль — те, кто составил литературную и бардовскую богему 1960-х, "великие самоучки".Музыка всегда была важным персонажем в постановках режиссера (в свое время он окончил Гнесинку и училище имени Ипполитова-Иванова по классу скрипки).Театральный кочевникПервые его работы сложно назвать успешными. Фоменко намеренно выбирал проблемные вещи, с внутренним конфликтом, за которые мало кто из старших коллег был готов браться. Его "Смерть Тарелкина" показали в театре имени Маяковского пятьдесят раз, а потом запретили.Вскоре Фоменко поставил "Новую Мистерию-буфф" по мотивам пьесы Маяковского в Ленинграде — комиссия принимала спектакль шесть раз. В последний из зала выгнали всех случайных зрителей, чтобы никто не стал свидетелем сценического вольнодумства. Режиссер вспоминал, что ленинградские критики советовали ему собирать вещи и уезжать.В итоге вердикт попросили вынести Николая Акимова. "Я не люблю Маяковского, но то, что я вижу, — это не Маяковский", — сказал он.ФоменкиФоменко отправился в странствия: не разрешают ставить в Москве и Ленинграде — он едет в Тбилиси.Поработав в Грузии, вернулся в Ленинград. И почти десять лет проработал в Театре комедии (на его спектакли билеты раскупали буквально за минуты).Тогда же, в начале 1980-х, начинается путь Фоменко как театрального педагога: его пригласили в родной ГИТИС. Он преподавал больше 30 лет. Среди его учеников — и Сергей Женовач, и Сергей Пускепалис, и, конечно же, десятки великолепных актеров, с гордостью именующих себя фоменковцами или, что проще и душевнее, — фоменками.В Москве режиссер сотрудничал с театрами Маяковского и Вахтангова, но затем все же сосредоточился на собственном деле. В столице чувствовалась мода на студийность и экспериментальность. И в 1990-е Фоменко удалось официально оформить не просто мастерскую, а полноценный театр."Но" и "хотя"Главным в его подходе была любовь. Он из тех редких режиссеров, кто не позволяет себе подавлять артиста. Фоменко попросту не работал с теми, кем не восхищался, к кому не чувствовал доверия. Ему не был нужен сиюминутный результат, достигнутый с позиции силы, — как педагог он старался все объяснить, добиться от актера взаимопонимания, создать атмосферу сотворчества.При этом перевернуть произведение с ног на голову — не проблема, Фоменко с легкостью на это шел. Как вспоминали ученики, его любимыми словами были "но" и "хотя": он всегда пытался отыскать в пьесе что-то нестандартное, новый план или угол, под которым на нее еще никто не смотрел.Полноценное признание пришло к Фоменко уже в зрелые годы, в 1990-2000-х. Но ему и не были нужны награды, ордена и премии, ему был нужен театр — с его актерами, учениками, которых он так любил и которые и были его главным сокровищем. Маленькая сцена у Кутузовского проспекта разрослась до одной из лучших театральных площадок города и стала точкой притяжения думающего и чувствующего зрителя. В зале не было случайных людей, а после спектакля зрители выходили оттуда чуть-чуть другими.В этом была цель Петра Фоменко — сделать нас лучше: не поразить, не шокировать, а заставить задуматься, но при этом дать надежду. Задача, которую его театр выполняет до сих пор.
МОСКВА, 13 июл — РИА Новости, Павел Сурков. Один из главных режиссеров русского театра конца ХХ века Петр Фоменко сформировал особый сценический язык. Сегодня ему исполнилось бы 90, и для многих он до сих пор наставник. О том, чьи спектакли становились легендой еще до премьеры, — в материале РИА Новости.
"Противопоказанные" идеи
Фоменко попал в театральную сферу через музыку, и то не сразу. Сначала консервативные преподаватели Школы-студии МХАТ отчислили его "за хулиганство". Они считали, что идеи амбициозного ученика противопоказаны школе русского театра.
Юный Фоменко не сдался, поступил в ГИТИС и на филфак МГПИ. Там он ставил капустники, на которые стремилась попасть вся интеллектуальная Москва. В студенческих компаниях и сформировался первый дружеский круг Фоменко: обсуждали творческие планы, стихи, музыку, книги, фильмы… Визбор, Ким, Коваль — те, кто составил литературную и бардовскую богему 1960-х, "великие самоучки".
Музыка всегда была важным персонажем в постановках режиссера (в свое время он окончил Гнесинку и училище имени Ипполитова-Иванова по классу скрипки).
Театральный кочевник
Первые его работы сложно назвать успешными. Фоменко намеренно выбирал проблемные вещи, с внутренним конфликтом, за которые мало кто из старших коллег был готов браться. Его "Смерть Тарелкина" показали в театре имени Маяковского пятьдесят раз, а потом запретили.
Московский государственный академический театр имени Моссовета (сцена "Под крышей"). Сцена из спектакля "Калигула" режиссера Петра Фоменко по пьесе Альбера Камю
Московский государственный академический театр имени Моссовета (сцена "Под крышей"). Сцена из спектакля "Калигула" режиссера Петра Фоменко по пьесе Альбера Камю
Московский государственный академический театр имени Моссовета (сцена "Под крышей"). Сцена из спектакля "Калигула" режиссера Петра Фоменко по пьесе Альбера Камю
Вскоре Фоменко поставил "Новую Мистерию-буфф" по мотивам пьесы Маяковского в Ленинграде — комиссия принимала спектакль шесть раз. В последний из зала выгнали всех случайных зрителей, чтобы никто не стал свидетелем сценического вольнодумства. Режиссер вспоминал, что ленинградские критики советовали ему собирать вещи и уезжать.
«
В итоге вердикт попросили вынести Николая Акимова. "Я не люблю Маяковского, но то, что я вижу, — это не Маяковский", — сказал он.
Фоменки
Фоменко отправился в странствия: не разрешают ставить в Москве и Ленинграде — он едет в Тбилиси.
Поработав в Грузии, вернулся в Ленинград. И почти десять лет проработал в Театре комедии (на его спектакли билеты раскупали буквально за минуты).
Тогда же, в начале 1980-х, начинается путь Фоменко как театрального педагога: его пригласили в родной ГИТИС. Он преподавал больше 30 лет. Среди его учеников — и Сергей Женовач, и Сергей Пускепалис, и, конечно же, десятки великолепных актеров, с гордостью именующих себя фоменковцами или, что проще и душевнее, — фоменками.
В Москве режиссер сотрудничал с театрами Маяковского и Вахтангова, но затем все же сосредоточился на собственном деле. В столице чувствовалась мода на студийность и экспериментальность. И в 1990-е Фоменко удалось официально оформить не просто мастерскую, а полноценный театр.
"Но" и "хотя"
Главным в его подходе была любовь. Он из тех редких режиссеров, кто не позволяет себе подавлять артиста. Фоменко попросту не работал с теми, кем не восхищался, к кому не чувствовал доверия. Ему не был нужен сиюминутный результат, достигнутый с позиции силы, — как педагог он старался все объяснить, добиться от актера взаимопонимания, создать атмосферу сотворчества.
Сцена из спектакля режиссера Петра Фоменко "Триптих", основанного на пушкинских "Графе Нулине", "Каменном госте" и "Сцене из Фауста". Премьера состоялась на новой Малой сцене театра "Мастерская П. Фоменко" (фото предоставлено театром "Мастерская П. Фоменко")
Сцена из спектакля режиссера Петра Фоменко "Триптих", основанного на пушкинских "Графе Нулине", "Каменном госте" и "Сцене из Фауста". Премьера состоялась на новой Малой сцене театра "Мастерская П. Фоменко" (фото предоставлено театром "Мастерская П. Фоменко")
Сцена из спектакля "Бесприданница" в постановке режиссера Петра Фоменко в новом здании "Мастерской Петра Фоменко". Артисты Полина Агуреева в роли Ларисы Дмитриевны (слева), Наталия Курдюбова в роли вдовы Хариты Огудаловой и Евгений Цыганов в роли Карандышева
Сцена из спектакля "Бесприданница" в постановке режиссера Петра Фоменко в новом здании "Мастерской Петра Фоменко". Артисты Полина Агуреева в роли Ларисы Дмитриевны (слева), Наталия Курдюбова в роли вдовы Хариты Огудаловой и Евгений Цыганов в роли Карандышева
Сцена из спектакля "Пиковая дама" в постановке режиссера Петра Фоменко на сцене Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. В роли графини — народная артистка РСФСР Людмила Максакова (слева)
Сцена из спектакля "Пиковая дама" в постановке режиссера Петра Фоменко на сцене Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. В роли графини — народная артистка РСФСР Людмила Максакова (слева)
Народный артист России, режиссер Петр Фоменко после вручения ему ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени на 75-летии Государственного академического театра имени Е. Вахтангова
Народный артист России, режиссер Петр Фоменко после вручения ему ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени на 75-летии Государственного академического театра имени Е. Вахтангова
Сцена из спектакля режиссера Петра Фоменко "Триптих", основанного на пушкинских "Графе Нулине", "Каменном госте" и "Сцене из Фауста". Премьера состоялась на новой Малой сцене театра "Мастерская П. Фоменко" (фото предоставлено театром "Мастерская П. Фоменко")
Сцена из спектакля "Бесприданница" в постановке режиссера Петра Фоменко в новом здании "Мастерской Петра Фоменко". Артисты Полина Агуреева в роли Ларисы Дмитриевны (слева), Наталия Курдюбова в роли вдовы Хариты Огудаловой и Евгений Цыганов в роли Карандышева
Сцена из спектакля "Пиковая дама" в постановке режиссера Петра Фоменко на сцене Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. В роли графини — народная артистка РСФСР Людмила Максакова (слева)
Народный артист России, режиссер Петр Фоменко после вручения ему ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени на 75-летии Государственного академического театра имени Е. Вахтангова
При этом перевернуть произведение с ног на голову — не проблема, Фоменко с легкостью на это шел. Как вспоминали ученики, его любимыми словами были "но" и "хотя": он всегда пытался отыскать в пьесе что-то нестандартное, новый план или угол, под которым на нее еще никто не смотрел.
В столичном отеле "Балчуг-Кемпински" состоялось вручение Международной премии Станиславского за 2000 год. Согласно решению авторитетного жюри во главе с Олегом Табаковым, лучшим режиссером признан Петр Фоменко, поставивший спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня"
В столичном отеле "Балчуг-Кемпински" состоялось вручение Международной премии Станиславского за 2000 год. Согласно решению авторитетного жюри во главе с Олегом Табаковым, лучшим режиссером признан Петр Фоменко, поставивший спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня"
В столичном отеле "Балчуг-Кемпински" состоялось вручение Международной премии Станиславского за 2000 год. Согласно решению авторитетного жюри во главе с Олегом Табаковым, лучшим режиссером признан Петр Фоменко, поставивший спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня"
Полноценное признание пришло к Фоменко уже в зрелые годы, в 1990-2000-х. Но ему и не были нужны награды, ордена и премии, ему был нужен театр — с его актерами, учениками, которых он так любил и которые и были его главным сокровищем. Маленькая сцена у Кутузовского проспекта разрослась до одной из лучших театральных площадок города и стала точкой притяжения думающего и чувствующего зрителя. В зале не было случайных людей, а после спектакля зрители выходили оттуда чуть-чуть другими.
В этом была цель Петра Фоменко — сделать нас лучше: не поразить, не шокировать, а заставить задуматься, но при этом дать надежду. Задача, которую его театр выполняет до сих пор.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.