Рейтинг@Mail.ru
"Они выходят из лесов": о чем предупредили жителей ДНР - РИА Новости, 06.07.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вокзал

"Они выходят из лесов":

о чем предупредили жителей ДНР
Мария Марикян
Красный Лиман совсем рядом с линией фронта. В нескольких десятках километров — Славянско-Краматорская агломерация, где находится штаб всей донбасской группировки ВСУ. Местные до сих пор ночуют в подвалах и не выходят из домов. Тем не менее в городе пытаются навести порядок и наладить мирную жизнь. О ситуации на северо-западе ДНР — в репортаже РИА Новости.
Обстрелы жилых кварталов
"Месяц назад снаряд упал прямо у подвала. Одну женщину тяжело ранило, другую убило. Воронку засыпали, но дом держится на честном слове", — тяжело вздыхает Сергей из пятиэтажки на улице Константина Гасиева. Это южная часть Красного Лимана, куда союзные войска вошли в конце мая.
Сергей рассказывает об обстрелах жилых домов
Здесь по-прежнему неспокойно. Недавно снаряд влетел прямо в квартиру на пятом этаже. Хозяев, к счастью, в тот момент не было. В крыше зияет огромная дыра, фасад посечен осколками. Жить там невозможно.
Поэтому люди в основном в убежище. Рядом соорудили летнюю кухню. Сколотили из шифера забор. Из глины и металла собрали печку. Есть большая плита — готовят на всех.
"Украина объявляла гуманитарный коридор. Я уезжать не хотел. Теперь киевские власти объявили нас сепаратистами, — разводит руками Сергей. — С апреля сюда прилетали кассетные боеприпасы. По северным районам разъезжали украинские минометчики и обстреливали город. Хотя русской армии здесь еще не было".
Разрушения в северной части Красного Лимана
Разрушения в северной части Красного Лимана
Через улицу — спортзал, туда свозили украинскую гуманитарную помощь. "Выдавали только пенсионерам и семьям с маленькими детьми. Остальные перебивались как могли. Когда ВСУ отступали, уничтожили все продовольствие, чтобы никому не досталось".
Больше 20 лет Сергей проработал на железнодорожной станции. Это градообразующее предприятие: Красный Лиман еще называют северными воротами Донбасса. "Начальство сбежало, документы сожгли. Зарплату не выдали. Нас, кто остался, задним числом уволили. Бог с ними, — отмахивается он. — Скорее бы стихло. Мы народ трудолюбивый — все восстановим".
"Угрозы с той стороны"
Спортзал теперь охраняет Юрий. С середины апреля он вместе с семьей ночует в бомбоубежище. Больше негде: дом разбомбили.
"Весной творилось страшное, — рассказывает он. — Дроны летали над головой. Как только замечали скопление людей — обстреливали".
Охранник Юрий рассказывает об обстрелах
Охранник Юрий рассказывает об обстрелах
В город из лесопосадок наведываются украинские диверсанты, переодетые в гражданское, — ищут "предателей". Поэтому местные порой неохотно идут на контакт.
"Мне приходят угрозы от бывшего руководства из-за того, что я просто говорил то, что видел. В наш дом попал снаряд. Не разорвался — он все еще там. Детей предупреждаем, чтобы не лезли", — говорит Анатолий (имя изменено по его просьбе).
Досталось сильно и больнице. Врачи отсюда эвакуировались в начале мая. Теперь тут за главного инженер Олег Пономарев. Пару недель назад вернулись к круглосуточному режиму. Принимают в терапевтическое и травматологическое отделения, в каждом по 30 коек. Персонал — из разных уголков ДНР, приезжают на недельную вахту. Помогают и добровольцы из России.
"Корпуса очень пострадали. Замки в кабинетах выбиты, сейфы вскрыты, лекарства разворовали, — объясняет Олег. — Толком нет света и воды. Оборудование запустили благодаря привезенным из Донецка генераторам".
Инженер Олег Пономарев
Инженер Олег Пономарев
Новые пациенты каждый день. Пенсионера Анатолия на днях ранило осколком. Во время активных боев он выехал на Украину из поселка Деброво. Потом вернулся — дома все верх дном, ценные вещи украли. В подвале — сухпайки ВСУ.
Пациенты больницы рассказывают об обстрелах со стороны ВСУ
"Потянул за ворота, не увидел растяжку. Взорвалась граната. Ребята из ДНР тут же подбежали, оказали первую помощь, донесли — уж не помню, как — до больницы. "Батька, держись", — говорили", — плачет пенсионер. За ним ухаживает жена Лариса. Об угрозах украинских солдат рассказывает не сразу.

"Не Донбасс, а Донетчина. Так нам велели называть. А мы — Донбасс. Раз вернулись, значит, "коллаборанты", — она тоже не сдерживает слез. — Они и не скрывали, что перед уходом сровняют наш город с землей".
Мирная жизнь
На севере Красного Лимана спокойнее. Коммунальщики убирают мусор, люди разбирают завалы. В самом центре — рынок. Ассортимент небольшой, но хоть что-то.
Дом культуры уцелел чудом. Со всех сторон воронки. В середине марта там организовали пункт раздачи гумпомощи. Провиант и воду волонтеры развозили по укрытиям. Когда ситуация обострилась, военные забрали продукты себе.
"Вскрывали уцелевшие магазины, брали что хотели", — вспоминает директор Дома культуры Виктория.
Ее тетя погибла. Справиться с пережитым ужасом помогает работа. В городе действует штаб общественной приемной главы ДНР, и Виктория помогает решать разные вопросы. Первостепенная задача — открыть медпункт. До больницы, что на южной стороне, не каждый сможет дойти.
В планах также специальный центр для лежачих больных, их порядка 30. Пока добровольцы выезжают адресно. Кроме того, ведут перепись населения, помогают воссоединиться родственникам, потерявшим друг с другом связь. "Еще одна серьезная проблема — восстановление поврежденного жилья, — отмечает Виктория. — До холодов нужно заменить пленки на стекла и залатать дыры в домах".
Виктория о том, как раздавали гуманитарную помощь
Трудности и с водой. Снабжение наладили в 60 процентах домов, но сети сильно устарели. Аварии каждый день.
"На южной стороне и это пока не получится. Нужно разминировать территорию. Обстрелы мешают. Подвозим туда техническую воду", — поясняет директор водоканала Александр Токарчик.
"Все заминировано"
В окрестностях Красного Лимана много пионерлагерей — некогда в деревню Старый Караван приезжали отдыхать со всей Донецкой области. Аромат смолы в густом сосновом лесу перебивает запах гари — неподалеку вспыхнул пожар после очередного прилета.
"Здесь стояли ВСУ и нацбатальон "Торнадо". Вот казарма, столовая, хозяйственный корпус, — показывает Андрей, военнослужащий армии ДНР с позывным Фотограф. — На ферме оборудовали блиндаж".
Военнослужащий армии ДНР показывает место, где базировались украинские военнослужащие
Ему 59 лет, родом из Приморского края. Доброволец. Семья отпустила с трудом: дети грозились сжечь паспорт и военный билет.
"Никак не могу дозвониться жене Валентине. Видимо, в цифрах ошибаюсь. Жив, здоров. И обязательно вернусь", — пользуясь случаем, передает он привет родным.
На стенах одного из корпусов — памятные надписи отдыхающих конца девяностых и начала нулевых. Кто бы мог подумать, что спустя годы лагерь превратят в склад боеприпасов. Пылятся ящики из-под снарядов автоматического гранатомета, гильзы.
"Так же в Щурово, Святогорске, на окраинах Старого Каравана, — объясняет военный корреспондент народной милиции ДНР Павел Фоменко. — Схема одна: занимают лагерь, оборудуя какое-то помещение под личный состав. Так называемые лежки. И размещают боекомплект".
Военный корреспондент НМ ДНР Павел Фоменко об обстановке в лагере
Фотограф уточняет: на открытой местности у союзных войск преимущество — можно применить дальнобойную артиллерию, задействовать ракетное оружие и авиацию. "Они это прекрасно понимают, поэтому и жмутся к домам, садам, школам и больницам. А у нас прямой приказ: не стрелять по таким объектам и по населенным пунктам вообще".
В Старом Караване жили около 200 человек. Эвакуировались почти полностью. Тут мало что уцелело. Украинские военные пытались сжечь поселок зажигательными снарядами.
"Деревни разбиты, кругом неразорвавшиеся снаряды, все заминировано, — говорит командир минометной батареи "Барс 18" с позывным Кубань, который на одной из позиций под Славянском. — Саперы не могут полноценно работать из-за обстрелов. В воздухе постоянно украинские беспилотники".
Командир минометной батареи "Барс 18" рассказывает об обстановке на позиции
Его прерывает грохот — очередной прилет. "И так каждый день", — заключает он.
В последнее время обстрелы стали менее интенсивными. Но артиллерийские дуэли продолжаются. Окраины Красного Лимана — как и сам город — по-прежнему под угрозой.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала