08:00 25.06.2022
(обновлено: 08:10 25.06.2022)
"Послание от древнего народа". В Пальмире расшифровали загадочные письмена
© РИА Новости / Михаил Алаеддин | Перейти в медиабанкИсторико-архитектурный комплекс Древней Пальмиры в сирийской провинции Хомс
![Историко-архитектурный комплекс Древней Пальмиры в сирийской провинции Хомс Историко-архитектурный комплекс Древней Пальмиры в сирийской провинции Хомс - РИА Новости, 1920, 25.06.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151595/39/1515953964_0:120:1280:840_1920x0_80_0_0_e94e7448795047153321d2ebbc8da3f9.jpg)
МОСКВА, 25 июн — РИА Новости, Никита Бизин. Ученые десятилетиями бьются над одной из загадок Пальмиры. На стенах древнего храма — сотни текстов с посланием неизвестному божеству на арамейском, языке Иисуса Христа. Но адресат неизвестен. Однако специалисты на днях выдвинули оригинальную версию.
Анонимный адресат
Пальмиру исследуют с конца XIX века. За это время у археологов накопилось огромное количество артефактов. Но и вопросов не убавилось.
Так, до сих пор неясно, кто основал Пальмиру. Древнееврейский историк I века Иосиф Флавий писал, что город построил царь Соломон. Но по мнению современных исследователей, изначально это была оборонительная крепость хурритов, древнего народа, некогда населявшего Месопотамию.
Не меньшая трудность — местные религиозные верования. Например, здесь нашли более 200 каменных плит с посвящениями "неизвестному богу". Тексты на арамейском языке датируются II-III веками нашей эры. Никаких изображений нет. А содержание примерно одно и то же: "Тот, чье имя благословенно навеки", "Владыка Вселенной", "Милостивый и милосердный".
Долгие годы специалисты пытались понять, кто был адресатом посланий. Высказывали версии, что это мог быть некий единый бог. А отсутствие имени и изображения указывало на связь с иудаизмом.
![Храм Бэла в исторической части Пальмиры Храм Бэла в исторической части Пальмиры - РИА Новости, 1920, 24.06.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/06/18/1797926594_0:0:3129:2048_1920x0_80_0_0_6cbc15e41565648eced044df8caf9833.jpg)
Храм Бэла в исторической части Пальмиры
Но все оказалось гораздо запутаннее.
На пересечении культур
В первые века своего существования город был небольшим перевалочным пунктом. Здесь останавливались караваны восточных купцов. Местное население чтило божеств Междуречья: Баала, Иштар, Мардука и Таммуза.
Захват Пальмиры римлянами в начале II столетия все изменил. Здесь пролегали важнейшие для империи торговые пути, и город стал настоящим мегаполисом. Пришла и античная культура. К восточным верованиям добавились олимпийские боги.
В Пальмире уживались разные религии. Например, святилище Бэла (верховного бога Вавилона) располагалось рядом с алтарем ханаанскому богу неба Баальшамину. А совсем недалеко от них стоял храм громовержцу Зевсу.
На самом деле, отмечают исследователи, божеств было гораздо больше. Для каждого — особый алтарь. Но мало что сохранилось.
© Государственный музей архитектуры имени А.В. ЩусеваРуины храма в Пальмире с западной стороны. 1770 год
![Руины храма в Пальмире с западной стороны 1770 г. Руины храма в Пальмире с западной стороны 1770 г.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/151597/63/1515976363_0:0:2999:2143_600x0_80_0_0_bf729c9c79ed8b927145b061d3faf9f2.jpg)
© Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Руины храма в Пальмире с западной стороны. 1770 год
Специалисты объясняют: в Средние века жители окрестных поселений превратили постройки римлян в большую каменоломню. Они растаскивали руины храмов и театров.
Далеко не всегда по остаткам можно установить принадлежность святилища конкретному богу. Так было и с теми посвящениями на арамейском.
Конкретные просьбы
Но польский археолог Александра Кубяк-Шнайдер, проанализировав все 200 текстов, недавно пришла к выводу: специфический способ обращения в них совпадает с тем, что произносили в храмах древней Месопотамии.
Словами "владыка Вселенной", "милостивый и милосердный" люди благодарили за помощь самых разных богов: это могли быть и Бэл, и Мардук, и Иштар. Кто же был адресатом пальмирских посланий? По мнению Кубяк-Шнайдер — все сразу.
"Так, формула "тот, чье имя вечно благословенно", может быть универсальной и относиться к любому божеству мужского пола, услышавшему молитвенную просьбу", — объясняет археолог.
CC BY-SA 3.0 / Bernard Gagnon / Temple of Baal-Shamin in Palmyra, SyriaХрам Баалшамина в Пальмире. 2010 год
![Храм Баалшамина в Пальмире. 2010 год Храм Баалшамина в Пальмире. 2010 год - РИА Новости, 1920, 24.06.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/155281/56/1552815626_0:0:1920:1327_1920x0_80_0_0_69c559f551572335920e07d38d89f181.jpg)
Храм Баалшамина в Пальмире. 2010 год
А отсутствие имени и изображения, продолжает специалист, не связано с религиозным запретом — в отличие от иудаизма. Пальмирийцы хорошо знали своих божеств, имя же не произносили в знак уважения. Кроме того, у небожителей было сразу несколько титулов.
"В зависимости от конкретной ситуации и просьбы использовали определенный эпитет. У каждого из божеств было много функций", — уточняет Кубяк-Шнайдер.
Таким образом, заключает польский археолог, не существовало никакого единого "анонимного бога". Речь идет об одном из представителей обширного пантеона Пальмиры. Но каждый отдельный случай еще предстоит исследовать.