Рейтинг@Mail.ru
Иванов день - РИА Новости, 23.06.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иванов день

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкУчастники празднования Купалы в общине родноверов в Калужской области
Участники празднования Купалы в общине родноверов в Калужской области - РИА Новости, 1920, 23.06.2022
Читать ria.ru в
Дзен
Иванов день – праздник летнего солнцестояния у народов Европы, приуроченный к церковному празднику Рождества Иоанна Предтечи. Отмечается 24 июня, иногда продолжается до дня апостолов Петра и Павла (29 июня) или 4 июля. Во многих странах официальные празднования начинаются еще накануне, то есть вечером 23 июня.
У древних европейских народов существовал языческий ритуальный праздник, связанный с природным явлением – летним солнцестоянием. По преданию, самая короткая ночь в году считалась бесовской, и отпугнуть всяческую нечисть можно было только громким шумом и огнем. В языческой Финляндии этот праздник назывался в честь бога огня – "Укон юхла", a современное название Иваного дня Юханнус – устаревшая форма произношения имени Иоанна Крестителя. У латышей этот праздник известен как Янов день или Лиго, литовцы называют его Йонинис, эстонцы и сету – Яани.
Считается, что в Иванов день зацветают волшебные травы, светятся подземные клады, звезды спускаются на землю. Обряды праздника имеют в основном охранительный характер или связаны с символикой плодородия: они сопровождаются действиями с растительностью, водой, огнем.
Раньше накануне Иванова дня собирали травы, обычно в полночь или перед восходом солнца, так как считалось, что магической силой обладает только трава, которой не коснулись лучи солнца. Часто с праздником связывают определенные растения: папоротник, полынь, иван-да-марья, купальница, чертополох, зверобой, клевер, арника, рута, ароматические растения – лавр, лаванда, вербена.
В Латвии день накануне Ивановой ночи назывался "Зеленым днем" или "Травным днем". В этот день девушки плели из полевых цветов венки, которые вешали на рога коров, а в корм животных также добавляли травы и цветы, так как думали, что в этот день они обладают особой силой.
Вода на Иванов день воспринималась как целебная, было принято купаться и пить из источников. В Балтийском регионе девушки считали, что роса на Иванов день излечивает болезни кожи и делает лицо красивым. В ночь с 23 на 24 июня было принято пускать венки по воде и гадать. Если венок утонет – это плохой знак.
Один из основных ритуалов Иванова дня – разжигание костров. В деревнях костры обычно устраивали за околицей, часто на холмах, в Западной Европе – также в городах. Для зажигания костра часто использовался "живой", или "новый" огонь, то есть добытый трением. Считалось, что пламя обладает очистительным свойством и может сжечь все плохое. Сам по себе костер призван был "помочь" солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше. По этому поводу часто устраивались состязания – у кого выше и ярче пламя.
Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где все принимали участие в подготовке большого костра.
Кроме костров иногда зажигали огни на воде, сталкивали с гор горящие колеса и смоляные бочки.
В Латвии, Литве и Ингерманландии (историческая область на северо-западе Русского государства, на границе со Швецией) основой костра был высокий шест с укрепленными на нем смоляной бочкой или колесом от старой телеги. В Финляндии воздвигали фигурные костры в виде 7-10-метровых башен или колоколен, а также в виде поленницы дров, а в прибрежных деревнях остовом служили вертикально стоящие просмоленные старые лодки. Повсеместно вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь как можно выше, чтобы рожь и пшеница уродились высокими. Молодежь прыгала парами для обеспечения счастливого супружества. Головешки и угольки ритуальных костров наделялись сакральной силой, их хранили целый год, как оберег от молнии, пожара, града и других стихийных бедствий, угрожающих посевам. Магической силой наделялся и дым костра. Им окуривали поля, чтобы обеспечить плодородие, и растения, чтобы снять вредоносную силу с одних и усилить целебные свойства других. Сквозь этот дым прогоняли скот.
В Эстонии ни один праздник весенне-летнего цикла не обходился без веселого качания на качелях, сопровождаемого песнями и танцами, и Иванов день – не исключение. Сооружались качели еще на Пасху деревенскими парнями. Место для строительства, как правило, подбиралось на лесной опушке или пригорке. На Иванов день девушки украшали их букетами и венками из полевых цветов.
В Испании 23 июня, чтобы отметить наступление лета, жители Аликанте обычно отправлялись на ужин за город: ели традиционные блюда, а в полночь зажигали костры, танцевали вокруг них, запускали фейерверки и купались в море. Этот обычай сохранился, и в 1928 году был официально утвержден как праздник костров в Иванов день.
В праздник огня главными действующими лицами являются настоящие произведения эфемерного искусства: гигантские фигуры из дерева и картона. В полночь 24 июня наступает кульминация праздника – после фейерверков по всему городу зажигаются костры, в которых сгорают картонные фигуры, под сопровождение танцев и песен, в то время как пожарные поливают публику водой: это мероприятие называется "бания".
"Ивановский костер" часто интерпретировался как "сожжение ведьмы", которую могли символизировать шест с лошадиным или коровьим черепом, венком, метла, дерево, чучело (у восточных славян – Купала, Мара, Морена). Женщины, не пришедшие к костру или не перепрыгнувшие через него, подозревались в ведовстве. В Испании известен также обычай хождения босиком по горячим углям.
Обряды Иванова дня имеют много общего как со святочными (гадания, купание и кропление водой, ряжение), так и с троицкими: украшение домов травой и цветами, завивание венков, пускание их по воде, наряжение деревца (чаще березы – у уэльсцев она называлась летним деревом; у финнов в этой роли выступала "ивановская ель"). После Иванова дня обычно снимались запреты на купание, заготовку трав.
В наши дни многие из этих обычаев либо забываются, либо совершаются формально, однако праздник до сих пор популярен у европейцев и символизирует торжество лета и расцвет жизненных сил.
Другой праздник, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя, – это Иван Купала. Его отмечают славянские народы. В этот день принято собирать травы, плести венки, прыгать через костер, совершать обливания и гадать. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала отмечается в ночь на 7 июля.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала