Из Москвы в Азов. Чем закончился главный гидротехнический проект Петра I
Имя Петра I неразрывно связано для россиян с такими достижениями, как модернизация страны, преобразование ее в империю, строительство Санкт-Петербурга, победа в Северной войне. Однако в тени остается один из самых амбициозных проектов Петра, строительство первого гидротехнического сооружения в России – Ивановского канала, который должен был соединить водные системы рек Волги и Дона. В день 350-й годовщины со дня рождения первого российского императора мы вспоминаем этот незаслуженно забытый проект.
Масштабный проект
Ивановский канал – одна из самых ранних и наиболее масштабных попыток строительства гидротехнических сооружений начала 18 века, наряду с Ладожским каналом и Вышневолоцкой водной системой, считает заместитель по научной работе директора музея-заповедника "Куликово поле" Андрей Наумов.
"Идея о соединении Волги и Дона была собственным замыслом Петра I, он придавал ей большое значение. Осуществить эту идею удалось только в советское время, спустя 200 лет после первых попыток ее реализации", – рассказал Наумов.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"План Ивановского канала с показанием соединения рек Дона и Шати". Из Гидрографического атласа Российской империи, составленного при Главном управлении путей сообщения. 1832 г.
План Ивановского канала с показанием соединения рек Дона и Шати". Из Гидрографического атласа Российской империи, составленного при Главном управлении путей сообщения. 1832 г.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
© Public domain/Godfrey Kneller26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю.
26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"Устройство шлюзов. Гравюра из книги Буйе "Книга о способах, творящих водохождение рек свободное". 1708 г.
Устройство шлюзов. Гравюра из книги Буйе "Книга о способах, творящих водохождение рек свободное". 1708 г.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
1. 2.
План Ивановского канала с показанием соединения рек Дона и Шати". Из Гидрографического атласа Российской империи, составленного при Главном управлении путей сообщения. 1832 г.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю.
3. Устройство шлюзов. Гравюра из книги Буйе "Книга о способах, творящих водохождение рек свободное". 1708 г.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
Соединение Дона с Волжским бассейном понадобилось Петру I в связи с планами военных походов против Османской империи. В конце 17 века на воронежских верфях началось строительство военных кораблей и транспортных судов, которые должны были доставлять войска, боеприпасы, артиллерию и продовольствие к Азову.
Наиболее очевидным местом для соединения водных систем, по мнению Петра, стало Иван-озеро в окрестностях Епифани. Из этого озера берут исток реки Дон и Шат, воды которого последовательно текут в реки Упу, Оку и Волгу. Петр неоднократно приезжал в Воронеж и лично исследовал местность Иван-озера.
"План уездного города Епифани Тульской губернии съемки 1847 года". Хорошо видна выходящая к Дону западная часть города, незатронутая перестройкой на регулярной основе. Здесь он сохранил позднесредневековое обличье, которое имел в годы строительства Ивановского канала.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
Следует отметить, еще в 1697 году Петр I предпринимал попытку соединить Волгу с Доном через речки Камышинку (приток Волги) и Иловлю (приток Дона). Но это строительство окончилось неудачей в 1701 году. Тогда же были начаты канальные работы в районе Иван-озера. Трасса канала должна была пройти по территории Епифанского, Веневского, Дедиловского и Тульского уездов.
По свидетельствам современников, Петру I лично исследовал местность и почву, и даже проект канала, по мнению некоторых историков, принадлежал самому царю.
Большая стройка
Заготовка материалов для строительства Ивановского канала началась не позднее 1701 года, а само строительство — в 1702 году. Руководство работами было поручено московскому коменданту князю Матвею Петровичу Гагарину. Ему предстояло расширить и углубить естественные водоемы и водотоки, построить на них шлюзы и создать каналы, заменяющие участки естественного русла рек Шата и Дона.
© Public domain/Salvatore TonciКнязь Матвей Петрович Гагарин
Князь Матвей Петрович Гагарин
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"Строительство Ивановского канала. Картина художника В. А. Наумкина. 1961 г. Из собрания Историко-мемориального музейного комплекса "Бобрики".
Строительство Ивановского канала. Картина художника В. А. Наумкина. 1961 г. Из собрания Историко-мемориального музейного комплекса "Бобрики".
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"Первый шлюз Ивановского канала (в центре) на "Плане города Тулы и оружейных заводов" (фрагмент). 1740 г. РГАДА.
Под номерами:
6 — слободы разных жителей и оружейных мастеров; 28 — дворы подлежащих переселению "купецких" людей; 13, 14, 23, 39 — церкви, соответственно, Никиты мученика, Флора и Лавра, Обновления храма, Николая чудотворца.
Прочее: "21. План, где быть новому каменному двору". 22–28. Производственые и жилые постройки оружейного завода. "29. Большой Николской мост чрез реку Упу; 30. Мельница Фаминцова. 31. Слюз (как видим, он в 1740 г. еще существовал. — И. Ю.). 35. Перекоп из реки Тулицы в реку Упу. 36. Мост через перекоп. 38. Улицы и казенная оружейная слобода". Север приблизительно справа.
Первый шлюз Ивановского канала (в центре) на "Плане города Тулы и оружейных заводов" (фрагмент). 1740 г. РГАДА.
Под номерами:
6 — слободы разных жителей и оружейных мастеров; 28 — дворы подлежащих переселению "купецких" людей; 13, 14, 23, 39 — церкви, соответственно, Никиты мученика, Флора и Лавра, Обновления храма, Николая чудотворца.
Прочее: "21. План, где быть новому каменному двору". 22–28. Производственые и жилые постройки оружейного завода. "29. Большой Николской мост чрез реку Упу; 30. Мельница Фаминцова. 31. Слюз (как видим, он в 1740 г. еще существовал. — И. Ю.). 35. Перекоп из реки Тулицы в реку Упу. 36. Мост через перекоп. 38. Улицы и казенная оружейная слобода". Север приблизительно справа.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"Строительство канала между реками Камышинка и Иловля. Фрагмент карты из атласа К. Крюйса. Амстердам. Раскрашенная гравюра на меди. 1704 г.
Строительство канала между реками Камышинка и Иловля. Фрагмент карты из атласа К. Крюйса. Амстердам. Раскрашенная гравюра на меди. 1704 г.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
1. 3. 4.
Князь Матвей Петрович Гагарин
2. Строительство Ивановского канала. Картина художника В. А. Наумкина. 1961 г. Из собрания Историко-мемориального музейного комплекса "Бобрики".
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
Первый шлюз Ивановского канала (в центре) на "Плане города Тулы и оружейных заводов" (фрагмент). 1740 г. РГАДА.
Под номерами:
6 — слободы разных жителей и оружейных мастеров; 28 — дворы подлежащих переселению "купецких" людей; 13, 14, 23, 39 — церкви, соответственно, Никиты мученика, Флора и Лавра, Обновления храма, Николая чудотворца.
Прочее: "21. План, где быть новому каменному двору". 22–28. Производственые и жилые постройки оружейного завода. "29. Большой Николской мост чрез реку Упу; 30. Мельница Фаминцова. 31. Слюз (как видим, он в 1740 г. еще существовал. — И. Ю.). 35. Перекоп из реки Тулицы в реку Упу. 36. Мост через перекоп. 38. Улицы и казенная оружейная слобода". Север приблизительно справа.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
Строительство канала между реками Камышинка и Иловля. Фрагмент карты из атласа К. Крюйса. Амстердам. Раскрашенная гравюра на меди. 1704 г.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
За техническую сторону строительства отвечали голландские мастера. Как пишет историк Игорь Юркин, земляные работы выполняли мастера из 15 уездов, а также пленные шведы. В первый же год было построено семь шлюзов. Несколько раз, в том числе зимой 1703 года, по пути в Воронеж, осмотреть "епифанское слюзное дело и перекопную работу" заезжал на Иван-озеро Петр I.
"Близ Иван-озера некоторое время существовал выстроенный для царя небольшой путевой дворец — "государевы светлицы", где хранились "девяносто девять бочек заморской земли, называемой "семен"". По-видимому, речь идет об употреблявшемся при строительстве шлюзов цементе. В русский язык это слово попало через немецкий примерно в это самое время", — отмечает историк.
Государевы хоромы в селе Иван-Озеро. Главный фасад. Реконструкция А. В. Шишкова. 2018 г.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"
Однако через несколько лет необходимость в сооружении канала начала снижаться. Дело в том, что в 1711 году поход русской армии во главе с Петром против турок закончился поражением, устья Дона и Азовского побережья в районе Таганрогского залива отошли к противнику. С утратой этих земель было остановлено строительстве флота на верфях рек донского бассейна.
"Несмотря на то, что сооружение канала оказалось в значительной степени ненужным, оно продолжалось вплоть до 1820-х годов, до последних лет жизни императора", — рассказал Андрей Наумов.
По его словам, за все время истории строительства на трассе канала от Тулы до границы Рязанской и Тульской губерний канале было построено 33 шлюза. Самый нижний из упских шлюзов находился в черте современной Тулы, недалеко от Зареченского моста. На протяжении еще ста лет неоднократно предпринимались попытки завершить грандиозную стройку, но безрезультатно.
Канал в наши дни
Как ни странно, даже сегодня, спустя три с лишним столетия после начала строительства Ивановского канала, от него осталось очень много, отметил Андрей Наумов.
"Сохранились и валы высотой в 1,5 метра и шириной в основании до 10 метров, которые ограждали канал, и крупные земляные сооружения – дамбы, и остатки шлюзов. В пойме Дона и Шата до сих пор можно увидеть огромные кучи земли, которые остались после земляных работ и сохранялись для будущих подсыпок и ремонта гидротехнических сооружений", — рассказал историк.
Участники экспедиции И. Н. Юркин и А. Н. Наумов у деревни Гаи — там, где находился самый нижний из шлюзов Ивановского канала. 2009 г.
Подъем блока, принадлежавшего кладке стены камеры Иванореченского шлюза. Август 2019 г.
Донской рукав Шатского водохранилища — место, где находилось Иван-озеро. 2009 г. Вид от одноименного села.
По его мнению, сегодня необходимо провести археологические работы и локализовать все существовавшие ранее шлюзы, поскольку документов об их строительстве осталось мало. Все археологические объекты нуждаются в научной фиксации и в охране как памятники науки и техники.
"К сожалению, остатки канала продолжают разрушаться. Тем не менее, нам и сегодня есть, что показать людям, которые интересуются историей отечественной инженерной мысли и эпохой Петра I. Мы, как ученые, ратуем за создание музейных объектов и стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы подобные объекты включались в состав туристических маршрутов, которые проходят по территории Куликова поля и Тульского края в целом", — заключил он.