Рейтинг@Mail.ru
Из Москвы в Азов. Чем закончился главный гидротехнический проект Петра I - РИА Новости, 09.06.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Репродукция картины художника Л.Лагорио На берегу пустынных волн

Из Москвы в Азов. Чем закончился главный гидротехнический проект Петра I

Имя Петра I неразрывно связано для россиян с такими достижениями, как модернизация страны, преобразование ее в империю, строительство Санкт-Петербурга, победа в Северной войне. Однако в тени остается один из самых амбициозных проектов Петра, строительство первого гидротехнического сооружения в России – Ивановского канала, который должен был соединить водные системы рек Волги и Дона. В день 350-й годовщины со дня рождения первого российского императора мы вспоминаем этот незаслуженно забытый проект.
Масштабный проект
Ивановский канал – одна из самых ранних и наиболее масштабных попыток строительства гидротехнических сооружений начала 18 века, наряду с Ладожским каналом и Вышневолоцкой водной системой, считает заместитель по научной работе директора музея-заповедника "Куликово поле" Андрей Наумов.
"Идея о соединении Волги и Дона была собственным замыслом Петра I, он придавал ей большое значение. Осуществить эту идею удалось только в советское время, спустя 200 лет после первых попыток ее реализации", – рассказал Наумов.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"План Ивановского канала с показанием соединения рек Дона и Шати". Из Гидрографического атласа Российской империи, составленного при Главном управлении путей сообщения. 1832 г.
План Ивановского канала с показанием соединения рек Дона и Шати
План Ивановского канала с показанием соединения рек Дона и Шати". Из Гидрографического атласа Российской империи, составленного при Главном управлении путей сообщения. 1832 г.
© Public domain/Godfrey Kneller26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю.
Портрет Пётра I
26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"Устройство шлюзов. Гравюра из книги Буйе "Книга о способах, творящих водохождение рек свободное". 1708 г.
Устройство шлюзов. Гравюра из книги Буйе Книга о способах, творящих водохождение рек свободное. 1708 г.
Устройство шлюзов. Гравюра из книги Буйе "Книга о способах, творящих водохождение рек свободное". 1708 г.
1.
План Ивановского канала с показанием соединения рек Дона и Шати". Из Гидрографического атласа Российской империи, составленного при Главном управлении путей сообщения. 1832 г.
2.
26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю.
3.
Устройство шлюзов. Гравюра из книги Буйе "Книга о способах, творящих водохождение рек свободное". 1708 г.
Соединение Дона с Волжским бассейном понадобилось Петру I в связи с планами военных походов против Османской империи. В конце 17 века на воронежских верфях началось строительство военных кораблей и транспортных судов, которые должны были доставлять войска, боеприпасы, артиллерию и продовольствие к Азову.
Наиболее очевидным местом для соединения водных систем, по мнению Петра, стало Иван-озеро в окрестностях Епифани. Из этого озера берут исток реки Дон и Шат, воды которого последовательно текут в реки Упу, Оку и Волгу. Петр неоднократно приезжал в Воронеж и лично исследовал местность Иван-озера.
План уездного города Епифани Тульской губернии съемки 1847 года
"План уездного города Епифани Тульской губернии съемки 1847 года". Хорошо видна выходящая к Дону западная часть города, незатронутая перестройкой на регулярной основе. Здесь он сохранил позднесредневековое обличье, которое имел в годы строительства Ивановского канала.
Следует отметить, еще в 1697 году Петр I предпринимал попытку соединить Волгу с Доном через речки Камышинку (приток Волги) и Иловлю (приток Дона). Но это строительство окончилось неудачей в 1701 году. Тогда же были начаты канальные работы в районе Иван-озера. Трасса канала должна была пройти по территории Епифанского, Веневского, Дедиловского и Тульского уездов.
По свидетельствам современников, Петру I лично исследовал местность и почву, и даже проект канала, по мнению некоторых историков, принадлежал самому царю.
Большая стройка
Заготовка материалов для строительства Ивановского канала началась не позднее 1701 года, а само строительство — в 1702 году. Руководство работами было поручено московскому коменданту князю Матвею Петровичу Гагарину. Ему предстояло расширить и углубить естественные водоемы и водотоки, построить на них шлюзы и создать каналы, заменяющие участки естественного русла рек Шата и Дона.
© Public domain/Salvatore TonciКнязь Матвей Петрович Гагарин
Князь Матвей Петрович Гагарин
Князь Матвей Петрович Гагарин
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"Строительство Ивановского канала. Картина художника В. А. Наумкина. 1961 г. Из собрания Историко-мемориального музейного комплекса "Бобрики".
Строительство Ивановского канала
Строительство Ивановского канала. Картина художника В. А. Наумкина. 1961 г. Из собрания Историко-мемориального музейного комплекса "Бобрики".
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"Первый шлюз Ивановского канала (в центре) на "Плане города Тулы и оружейных заводов" (фрагмент). 1740 г. РГАДА. Под номерами: 6 — слободы разных жителей и оружейных мастеров; 28 — дворы подлежащих переселению "купецких" людей; 13, 14, 23, 39 — церкви, соответственно, Никиты мученика, Флора и Лавра, Обновления храма, Николая чудотворца. Прочее: "21. План, где быть новому каменному двору". 22–28. Производственые и жилые постройки оружейного завода. "29. Большой Николской мост чрез реку Упу; 30. Мельница Фаминцова. 31. Слюз (как видим, он в 1740 г. еще существовал. — И. Ю.). 35. Перекоп из реки Тулицы в реку Упу. 36. Мост через перекоп. 38. Улицы и казенная оружейная слобода". Север приблизительно справа.
Первый шлюз Ивановского канала (в центре) на Плане города Тулы и оружейных заводов (фрагмент)
Первый шлюз Ивановского канала (в центре) на "Плане города Тулы и оружейных заводов" (фрагмент). 1740 г. РГАДА. Под номерами: 6 — слободы разных жителей и оружейных мастеров; 28 — дворы подлежащих переселению "купецких" людей; 13, 14, 23, 39 — церкви, соответственно, Никиты мученика, Флора и Лавра, Обновления храма, Николая чудотворца. Прочее: "21. План, где быть новому каменному двору". 22–28. Производственые и жилые постройки оружейного завода. "29. Большой Николской мост чрез реку Упу; 30. Мельница Фаминцова. 31. Слюз (как видим, он в 1740 г. еще существовал. — И. Ю.). 35. Перекоп из реки Тулицы в реку Упу. 36. Мост через перекоп. 38. Улицы и казенная оружейная слобода". Север приблизительно справа.
© Фото : И.Н. Юркин: "Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала"Строительство канала между реками Камышинка и Иловля. Фрагмент карты из атласа К. Крюйса. Амстердам. Раскрашенная гравюра на меди. 1704 г.
Строительство канала между реками Камышинка и Иловля
Строительство канала между реками Камышинка и Иловля. Фрагмент карты из атласа К. Крюйса. Амстердам. Раскрашенная гравюра на меди. 1704 г.
1.
Князь Матвей Петрович Гагарин
2.
Строительство Ивановского канала. Картина художника В. А. Наумкина. 1961 г. Из собрания Историко-мемориального музейного комплекса "Бобрики".
3.
Первый шлюз Ивановского канала (в центре) на "Плане города Тулы и оружейных заводов" (фрагмент). 1740 г. РГАДА. Под номерами: 6 — слободы разных жителей и оружейных мастеров; 28 — дворы подлежащих переселению "купецких" людей; 13, 14, 23, 39 — церкви, соответственно, Никиты мученика, Флора и Лавра, Обновления храма, Николая чудотворца. Прочее: "21. План, где быть новому каменному двору". 22–28. Производственые и жилые постройки оружейного завода. "29. Большой Николской мост чрез реку Упу; 30. Мельница Фаминцова. 31. Слюз (как видим, он в 1740 г. еще существовал. — И. Ю.). 35. Перекоп из реки Тулицы в реку Упу. 36. Мост через перекоп. 38. Улицы и казенная оружейная слобода". Север приблизительно справа.
4.
Строительство канала между реками Камышинка и Иловля. Фрагмент карты из атласа К. Крюйса. Амстердам. Раскрашенная гравюра на меди. 1704 г.
За техническую сторону строительства отвечали голландские мастера. Как пишет историк Игорь Юркин, земляные работы выполняли мастера из 15 уездов, а также пленные шведы. В первый же год было построено семь шлюзов. Несколько раз, в том числе зимой 1703 года, по пути в Воронеж, осмотреть "епифанское слюзное дело и перекопную работу" заезжал на Иван-озеро Петр I.
"Близ Иван-озера некоторое время существовал выстроенный для царя небольшой путевой дворец — "государевы светлицы", где хранились "девяносто девять бочек заморской земли, называемой "семен"". По-видимому, речь идет об употреблявшемся при строительстве шлюзов цементе. В русский язык это слово попало через немецкий примерно в это самое время", — отмечает историк.
Государевы хоромы в селе Иван-Озеро. Главный фасад. Реконструкция А. В. Шишкова. 2018 г.
Государевы хоромы в селе Иван-Озеро. Главный фасад. Реконструкция А. В. Шишкова. 2018 г.
Однако через несколько лет необходимость в сооружении канала начала снижаться. Дело в том, что в 1711 году поход русской армии во главе с Петром против турок закончился поражением, устья Дона и Азовского побережья в районе Таганрогского залива отошли к противнику. С утратой этих земель было остановлено строительстве флота на верфях рек донского бассейна.
"Несмотря на то, что сооружение канала оказалось в значительной степени ненужным, оно продолжалось вплоть до 1820-х годов, до последних лет жизни императора", — рассказал Андрей Наумов.
По его словам, за все время истории строительства на трассе канала от Тулы до границы Рязанской и Тульской губерний канале было построено 33 шлюза. Самый нижний из упских шлюзов находился в черте современной Тулы, недалеко от Зареченского моста. На протяжении еще ста лет неоднократно предпринимались попытки завершить грандиозную стройку, но безрезультатно.
Канал в наши дни
Как ни странно, даже сегодня, спустя три с лишним столетия после начала строительства Ивановского канала, от него осталось очень много, отметил Андрей Наумов.
"Сохранились и валы высотой в 1,5 метра и шириной в основании до 10 метров, которые ограждали канал, и крупные земляные сооружения – дамбы, и остатки шлюзов. В пойме Дона и Шата до сих пор можно увидеть огромные кучи земли, которые остались после земляных работ и сохранялись для будущих подсыпок и ремонта гидротехнических сооружений", — рассказал историк.
Участники экспедиции И. Н. Юркин и А. Н. Наумов у деревни Гаи — там, где находился самый нижний из шлюзов Ивановского канала. 2009 г.
Участники экспедиции И. Н. Юркин и А. Н. Наумов у деревни Гаи — там, где находился самый нижний из шлюзов Ивановского канала. 2009 г.
Подъем блока, принадлежавшего кладке стены камеры Иванореченского шлюза. Август 2019 г.
Подъем блока, принадлежавшего кладке стены камеры Иванореченского шлюза. Август 2019 г.
Донской рукав Шатского водохранилища — место, где находилось Иван-озеро
Донской рукав Шатского водохранилища — место, где находилось Иван-озеро. 2009 г. Вид от одноименного села.
По его мнению, сегодня необходимо провести археологические работы и локализовать все существовавшие ранее шлюзы, поскольку документов об их строительстве осталось мало. Все археологические объекты нуждаются в научной фиксации и в охране как памятники науки и техники.
"К сожалению, остатки канала продолжают разрушаться. Тем не менее, нам и сегодня есть, что показать людям, которые интересуются историей отечественной инженерной мысли и эпохой Петра I. Мы, как ученые, ратуем за создание музейных объектов и стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы подобные объекты включались в состав туристических маршрутов, которые проходят по территории Куликова поля и Тульского края в целом", — заключил он.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала