"Всем раздают гранаты"
Откуда началось наступление на Донбасс
Тотальное мародерство, регулярные обстрелы кассетными бомбами и вооруженные уголовники — обстановка в Изюме (Харьковская область) крайне напряженная. Здесь почти месяц шли ожесточенные бои. Но далеко не все горожане эвакуировались. О том, как они пытаются наладить мирную жизнь, — в репортаже РИА Новости.
"Бомбят по графику"
На въезде в центральный район города стоит чудом уцелевшая женская скульптура. Прямо за ней — разбомбленный автовокзал: зал ожидания сгорел дотла, просторная стоянка усыпана битым стеклом и осколками камней. Рядом — восстановленный на днях мост через Северский Донец. В марте его взорвали отступающие части ВСУ.
© РИА Новости / Виктор ЗванцевВьезд в центральный район
© РИА Новости / Виктор ЗванцевИзюмский автовокзал
Комендантский час наступает в семь вечера, но и без того почти безлюдные улицы пустеют еще раньше — около четырех. Местные уже выучили "график работы" украинской артиллерии и в это время сидят либо в бомбоубежищах, либо во дворах возле подвалов. Двери не запирают — это может стоить кому-то жизни.
"Как правило, обстрелы начинаются рано утром, — рассказывает местная жительница Ирина. — Потом прилетает в девять, четыре и полночь. Часто бьют по местам массового скопления людей. Например, по рынку напротив Вознесенского собора — "кассетами", причем почти каждый день. Вчера там осколком убило женщину, еще нескольких человек ранило".
Дворы Изюма
От города украинская артиллерия — в десяти-пятнадцати километрах. Стреляют в основном по объектам гражданской инфраструктуры. На улице Соборной, где с большим трудом восстановили воду и свет, на днях после двух залпов вновь стало темно.
Стихийное "общежитие"
Бои здесь начались в конце февраля. По словам местных, чиновники городской администрации спешно покинули город. Сбежавший на Украину мэр заявил, что 80 процентов населения эвакуировали. В Изюме, как он выразился, остались "одни сепаратисты".
"Из сорока тысяч на тот момент в городе было не менее половины, — объясняет житель Железнодорожного района Дмитрий. — Эвакуацию не организовали, а частные перевозчики в разы взвинтили цены. Хорошо, что мы знали о бомбоубежище на заброшенном ремонтном заводе".
Туда он и перебрался с супругой и четырьмя детьми.
Дмитрий рассказывает про жизнь в бункере
© Виктор Званцев
Вскоре в укрытии было уже около двух тысяч человек. Дмитрия избрали комендантом, его жене доверили распределение продуктов. Нашлась женщина-врач, она помогала больным и раненым. Собрали небольшую аптечку, в отдельном помещении оборудовали лазарет.
Кровати соорудили из реквизита и матов, принесенных из ДК и борцовского зала. На них уложили детей и стариков. Остальные спали сидя и по очереди.
Первый месяц еду готовили на костре. "Во время обстрелов парни прятались за этой трубой, продолжая варить суп, гречку или макароны, — показывает импровизированную кухню супруга Дмитрия Елена. — Свою порцию на завтрак, обед и ужин получали все до единого".
Супруга Дмитрия рассказывает про то, как выживали
© Виктор Званцев
Как только вэсэушников оттеснили за пределы города, принесли несколько газовых баллонов и небольшую плиту. Кухню оборудовали уже под крышей.
Одна семья
Сейчас в бомбоубежище ночуют порядка 300 человек. Остальные или на свой страх и риск вернулись в полуразрушенные дома, или эвакуировались.
© РИА Новости / Виктор ЗванцевВход в бомбоубежище
Вход в бомбоубежище
© РИА Новости / Виктор ЗванцевУмывальник возле бомбоубежища
Умывальник возле бомбоубежища
© РИА Новости / Виктор ЗванцевДетские рисунки на стенах бомбоубежища
Детские рисунки на стенах бомбоубежища
1.
Вход в бомбоубежище
2. Умывальник возле бомбоубежища
3. Детские рисунки на стенах бомбоубежища
Не обошлось без потерь. При обстреле кассетными боеприпасами две девушки не успели добежать до подвала и были тяжело ранены. Медикаментов не хватало, в больницу перевезти невозможно. Спасти их не удалось.
© РИА Новости / Виктор ЗванцевКабинет приемного покоя в бункере
© РИА Новости / Виктор ЗванцевКухня в бомбоубежище
© РИА Новости / Виктор ЗванцевБомбоубежище
"Украинские власти нас просто бросили, — считает комендант. — Первую гуманитарную помощь, в основном одежду и одеяла, получили где-то в середине марта, когда зашли российские войска. С продуктами до сих пор проблемы, но солдаты делятся пайком. Также каждый день привозят с рынка свежее молоко, мясо, сыр. Детям покупают сладости и фрукты".
Сейчас в бомбоубежище живут около 300 человек
"Защитники" Изюма
Мародерство было тотальным. Киевские власти ведь без разбору раздавали автоматы, гранаты и взрывчатку.
Заминированный камаз
"В кузове этого камаза тероборона еще 3 марта оставила 400 килограммов взрывчатки "Змей Горыныч" ("заряд разминирования переносной". — Прим. ред.), — говорит ополченец с позывным Хэл. — Детонатором был лежащий под проводами телефон. Сработал, но из-за неопытности инженеров замыкание не привело к взрыву".
Если бы сдетонировало, от соседних домов ничего бы не осталось. Впрочем, минеров, судя по всему, это не особо волновало.
Сапер рассказывает про разминирование
© Виктор Званцев
"В военкомат за халявным оружием пришли все кому не лень: судимые, наркоманы, алкоголики, — вспоминает Александр, житель улицы Соборной. — Потом они вламывались в дома, требовали еду, забирали ценные вещи, деньги, грабили магазины и взрывали банкоматы".
"Я лично знаю нескольких алкашей, которые взяли автоматы, — добавляет его соседка Олеся. — Никакого толку от них не было, одни проблемы".
Местные жители рассказывают про тероборону
© Виктор Званцев
Российские военные отмечают: никто из теробороны не оказывал сопротивления. Либо сбежали, либо спрятали оружие и прикинулись мирными.
Теперь есть опасения, что выданные стволы попробуют использовать в корыстных целях. Впрочем, в городе уже работают российские спецслужбы — ситуация постепенно нормализуется.
Вывеска на въезде в Изюм Харьковской области
08:00 01.06.2022
(обновлено: 08:11 01.06.2022)