M3 ATM Monitoring System – система мониторинга банкоматов
Все эти службы должны постоянно знать, что происходит с тем или иным устройством, и какие меры нужно принять для обеспечения его бесперебойной работы. Сегодня работу банкоматов можно контролировать в удаленном режиме, но требуются специальные программные решения, которые могут свести воедино все аспекты мониторинга. Созданием таких систем занимается компания "ЛАН АТМсервис", входящая в группу "Ланит".
Разработанный компанией программный комплекс M3 ATM Monitoring System обеспечивает мониторинг работоспособности сети устройств самообслуживания, позволяя удаленно контролировать техническое состояние банкоматов, оперативно получать исчерпывающую информацию о событиях, происходящих с устройствами: как об обычных транзакциях, так и о поломках и инцидентах.
Как рассказал руководитель направления софтверных продуктов и решений по безопасности "ЛАН АТМсервис" Дмитрий Ахтанин, идея создания единой системы мониторинга устройств самообслуживания появилась в компании "ЛАН АТМсервис" еще в 2008 году.
В 2020-2021 годах запрос на удаленное управление сетью устройств самообслуживания возрос, поскольку в связи с ограничениями в период пандемии некоторые банкоматы и терминалы оказались в сильно опустевших или закрытых для посещения помещениях. В таких условиях увеличились вероятность различных внештатных ситуаций и риски, связанные с действиями злоумышленников. Благодаря этому сегодня гораздо больше банкоматов оснащены такими системами.
Немаловажно и то, что удаленное управление устройствами снижает риск заражения коронавирусом обслуживающих их сотрудников. Функционал системы включает несколько модулей, которые собирают и отправляют информацию различным подразделениям банка, участвующим в эксплуатации банкомата.
"А поскольку технари стоят на страже, доступность увеличивается, что идет на пользу бизнесу. Для операционного подразделения у нас также есть продукт по кэш-менеджменту – с его помощью специалисты могут видеть, сколько денег в банкомате, какая загрузка, какие номиналы, прогнозировать загрузку и вовремя делать инкассацию, что опять же обеспечивает доступность бизнес-услуг. В итоге банковское ИТ-подразделение сопровождает одну систему на общей базе данных и общем ПО, а не четыре разных", – отмечает Александр Пчелин.
Также в системе M3 ATM Monitoring System реализовано оповещение. Оператору не нужно постоянно находиться в ней: ему на почту или в мессенджер придет сигнал о сбое. При этом в большинстве случаев будет видно, в каком именно узле наблюдается неисправность.
Помимо всего перечисленного, система сама показывает состояние расходных материалов, например, бумаги в чековом принтере и, самое главное, наличности: на расстоянии можно видеть, сколько средств осталось в кассетах и сколько средств внесено. А анализ транзакций, который проводит сама система, помогает банку в работе с претензиями клиентов и создает обобщенные отчеты для анализа и оценки ключевых показателей эффективности.
Особенностью продукта является встроенная система инцидент‑менеджмента, которая собирает и передает данные об отказе оборудования и позволяет удаленно перезагрузить банкомат.
Если банк использует для своих устройств сервисную службу "ЛАН АТМсервис", его система мониторинга может быть интегрирована с внутренней системой компании. В этом случае оператор со стороны банка видит, как инженер со стороны компании отремонтировал банкомат, после чего оператор в банке закрывает инцидент. Это минимизирует затраты банка на коммуникацию.
Оператору достаточно просто задать параметры: с какого банкомата, с каких камер и за какой период нужна информация. Система сама соберет файлы и выложит их на сервер, откуда оператор скачает их для последующей передачи в службу безопасности банка.
"Бывает так, что клиент отвлекся и не забрал деньги, а они уехали обратно в банкомат. Клиент приходит с претензией в банк, где благодаря нашей системе можно посмотреть, что произошло. Претенциозный цикл сокращается в разы – деньги возвращаются в течение одного дня, и клиент уходит довольный. Бывает и так, что клиент отходит, забыв взять деньги, а их в карман кладет мимо проходящий человек. Система позволяет это отследить", – добавляет Дмитрий Ахтанин.
Также система помогает получать информацию о неправомерных действиях вблизи банкомата и бороться с незаконным обналичиванием, потому что по разным критериям можно проанализировать, кто пользовался и что делает в банкоматной сети банка.
Система управления закупками на платформе NBT
Закупки – это четко выстроенный процесс выбора наиболее оптимальных поставщиков. Между тем, закупочная деятельность дело непростое: для госструктур и организаций с госучастием она регулируется Федеральными законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые постоянно развиваются. Чтобы обеспечить соответствие изменяющимся законодательным требованиям и повысить эффективность закупочных процедур, необходима автоматизация: для этих целей существуют специализированные SRM-решения. Среди них – платформа NBT от НОРБИТ. Компания уже почти два десятилетия занимается проектами в этой области.
В 2021 году компания НОРБИТ завершила проект тиражирования закупочной системы на базе собственного программного продукта - платформы NBT - во всех филиалах одного из крупнейших российских банков. Кредитная организация ежегодно осуществляет несколько тысяч закупочных процедур, суммарный объем которых исчисляется десятками миллиардов рублей. С 2014 года функционал закупочного решения работал в головном офисе банка, а в 2020 году банк принял решение внедрить успешную систему во все свои филиалы.
"Так как ранее у клиента всё происходило в системе внутреннего электронного документооборота (ЭДО), он очень просил ориентироваться на процессы и интерфейс системы ЭДО. Поэтому в части работы с закупочными документами наша система приближена к логике ЭДО с упором на проведение согласований и хождение документов. Одной из методологически интересных задач была совместная работа с сотрудниками банка над оптимизацией маршрутов согласований", - говорит руководитель проектов компании НОРБИТ Павел Опойков.
Также вместе с сотрудниками кредитной организации дорабатывался интерфейс закупочной системы, который стал более удобным и современным по сравнению с прежней версией, использовавшейся в головном офисе.
"Мы уже имели опыт внедрения в центральном офисе, где получили отзывы по UI/UX (пользовательский интерфейс, пользовательский опыт – ред.)", – добавляет Опойков.
Функционал системы можно разделить на три основных блока: планирование закупок (создание и согласование заявки на закупку, формирование и консолидация лотов, с которыми банк выходит на закупочные площадки); управление закупочными процедурами (создание и назначение в работу документации по закупке, согласование документации, создание извещений о закупке и формирование отчетов) и договорная работа (создание и согласование договора закупки, последующее подписание и исполнение договоров).
При этом на всех этапах система обеспечивает контроль за исполнением законодательства, а также требований внутренних нормативных документов банка, регламентирующих закупочную деятельность.
Система использует микросервисную архитектуру. Микросервисы работают на платформе NBT. С ее помощью специалисты компании дорабатывают закупочные системы с учетом регламентов и бизнес-требований заказчика.
Процесс внедрения закупочной системы был завершен в конце 2021 года, и сегодня к автоматизированной системе закупок подключены 3,5 тысячи пользователей из головного офиса и всех филиалов компании. По данным НОРБИТ, через систему в год будет проходить более трех тысяч закупочных процедур банка.
DocsHouse – платформа для управления корпоративным контентом
Деятельность любой крупной компании, особенно банка, строится на информации, и чем крупнее организация, тем мощнее ее информационные потоки. Для управления корпоративным контентом применяются специальные технологические платформы. С начала 2000-х для решения этой задачи активно использовались ECM-системы (Enterprise Content Management), работающие с огромным многообразием информации (фото-, аудио- и видеофайлы, сообщения электронной почты, графики, таблицы, презентации, интернет-страницы и так далее).
В ситуации, когда многие продукты, в том числе банковские, стали цифровыми, важным фактором является скорость вывода продукта на рынок для сохранения конкурентоспособности компаний. ECM-системы, построенные на монолитной архитектуре и обладающие длительным циклом внедрения, перестали соответствовать новым требованиям бизнеса.
И это, в свою очередь, повлияло на возникновение нового класса решений для управления контентом, построенных на микросервисной архитектуре, – CSP (Content Services Platforms). Они позволяют поддержать создание цифровых продуктов, обеспечив легкость и простоту модернизации в течение всего жизненного цикла.
Решение DocsHouse, разработанное "Ланит", стало первой российской платформой класса CSP. В ее основе лежат открытые технологии и микросервисная архитектура, что делает ее гибкой и легко настраиваемой под задачи клиента.
"Дополнительные возможности платформы решают задачи по организации юридически значимого электронного документооборота, интеллектуальной обработки документов и позволяют полностью перевести взаимоотношения с контрагентами и клиентами в цифровой вид", – рассказывает коммерческий директор департамента систем управления документами "Ланит" Алексей Бышов.
На основе DocsHouse реализован ряд крупных проектов в ведущих банках, телеком-компаниях и других отраслях. "Специфика банков, прежде всего, связана с необходимостью обработки большого массива информации в рамках активного перехода на электронную форму взаимодействия как с клиентами, так и внутри организации. Также банкам важны специализированные прикладные решения, связанные с требованиями регулятора", – поясняет эксперт.
Также, по словам Бышова, для банков актуальны решения, с помощью которых можно централизованно хранить клиентские досье в электронном виде, организовать логистику и учет оригиналов документов, а также OCR-решения (Optical Character Recognition), позволяющие распознавать, классифицировать и маршрутизировать поступающие от клиента файлы.
"Все больше банков переходят на электронное взаимодействие с контрагентами и клиентами, используя кабинеты операторов ЭДО. Как правило, они работают не с одним оператором, а с несколькими, в связи с чем возникают проблемы роуминга. И здесь наше решение – это мультиканальный шлюз, который является одним из модулей платформы", – рассказывает эксперт.
Решение DocsHouse реализовано с использованием компонентов из источников ПО с открытым исходным кодом: модуль баз данных – PostgreSQL, модуль хранения контента – MongoDB, S3, модуль поиска – Elasticsearch, интеграционный модуль – Spring, модуль веб-приложений – Vue.js, модуль workflow – Camunda BPM.
"Основной наш вклад – это интеграция компонентов между собой и создание прикладных решений. В случае банков – решение для юридически значимого электронного документооборота, финансовый архив, клиентские досье, архив документов дня, интеллектуальная обработка документов и другие специализированные решения для финансового сектора. Дополнительными преимуществами продуктов DocsHouse, построенных на открытых технологиях в микросервисной архитектуре, являются технологическая независимость, высокий уровень масштабируемости, надежности и отказоустойчивости. Ранее подобные комплексные решения по управлению корпоративным контентом были доступны только на платформах западных вендоров. В России на момент создания платформы мы не видели достаточно зрелого аналога", – продолжает Бышов.
"Мы применяем функциональное решение, обладающее всеми необходимыми параметрами масштабируемости и отказоустойчивости. Сейчас особенно активно подобные разработки внедряют банки, страховые компании, где огромное количество документов. Так, в одном банке из ТОП-5 обрабатывается более 1,5 петабайта информации, и при этом отказоустойчивость и быстродействие нашей платформы соответствует самым высоким требованиям заказчика. Сегодня технологически все решения у нас готовы к таким масштабам", – уверен представитель "Ланит".