Рейтинг@Mail.ru
Как банки автоматизируют бизнес-процессы на российском ПО - РИА Новости, 31.05.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как начать инвестировать

Как банки автоматизируют бизнес-процессы на российском ПО

Активное развитие рынка и рост конкуренции в банковском секторе предъявляют новые требования к системам автоматизации и к поставщикам ИТ-решений для отрасли. Пандемия усилила этот тренд, задав новый виток цифровой трансформации финансовой сферы, а изменение новостной повестки в начале 2022 года поставило перед кредитными организациями новые задачи. Зарубежные поставщики программно-аппаратных решений для банковской отрасли присоединились к числу компаний, которые решили приостановить деятельность на российском рынке. В выигрыше оказались организации, которые давно обратили внимание на российские программные продукты.
Лист с денежными купюрами номиналом 100 рублей
M3 ATM Monitoring System – система мониторинга банкоматов
Ажиотажный спрос граждан на наличность в феврале-марте 2022 года заставил вспомнить о средствах выдачи наличных денег: хватает ли банкоматов для удовлетворения возросшего спроса, в рабочем ли они состоянии, достаточно ли средств в их кассетах. По сути, банкомат – это лицо банка, и от того, как работает это устройство самообслуживания, во многом зависит лояльность клиентов.
Банкомат банка ВТБ на одной из улиц Москвы

В банке за банкоматом присматривают сразу несколько служб: операционная – в устройстве всегда должны быть деньги; техническая – во избежание сбоев; служба безопасности – для пресечения мошенничества и вандализма.

Все эти службы должны постоянно знать, что происходит с тем или иным устройством, и какие меры нужно принять для обеспечения его бесперебойной работы. Сегодня работу банкоматов можно контролировать в удаленном режиме, но требуются специальные программные решения, которые могут свести воедино все аспекты мониторинга. Созданием таких систем занимается компания "ЛАН АТМсервис", входящая в группу "Ланит".
Разработанный компанией программный комплекс M3 ATM Monitoring System обеспечивает мониторинг работоспособности сети устройств самообслуживания, позволяя удаленно контролировать техническое состояние банкоматов, оперативно получать исчерпывающую информацию о событиях, происходящих с устройствами: как об обычных транзакциях, так и о поломках и инцидентах.
Как рассказал руководитель направления софтверных продуктов и решений по безопасности "ЛАН АТМсервис" Дмитрий Ахтанин, идея создания единой системы мониторинга устройств самообслуживания появилась в компании "ЛАН АТМсервис" еще в 2008 году.

Занимаясь много лет продажей и сервисом устройств самообслуживания, мы обратили внимание на стремление банков отслеживать, что происходит с их устройствами "в полях". Мы проанализировали их пожелания и в 2009 году выпустили продукт M3 ATM Monitoring System, который развиваем и совершенствуем по сей день

Дмитрий Ахтанин, руководитель направления софтверных продуктов и решений по безопасности ЛАН АТМсервис
Дмитрий Ахтанин
Руководитель направления софтверных продуктов и решений по безопасности "ЛАН АТМсервис"
В 2020-2021 годах запрос на удаленное управление сетью устройств самообслуживания возрос, поскольку в связи с ограничениями в период пандемии некоторые банкоматы и терминалы оказались в сильно опустевших или закрытых для посещения помещениях. В таких условиях увеличились вероятность различных внештатных ситуаций и риски, связанные с действиями злоумышленников. Благодаря этому сегодня гораздо больше банкоматов оснащены такими системами.
Немаловажно и то, что удаленное управление устройствами снижает риск заражения коронавирусом обслуживающих их сотрудников. Функционал системы включает несколько модулей, которые собирают и отправляют информацию различным подразделениям банка, участвующим в эксплуатации банкомата.

Важное преимущество нашей системы – модульная конструкция, которая обеспечивает ее доступность для всех подразделений банка в едином интерфейсе. Так, служба безопасности в своем модуле может видеть все камеры видеонаблюдения, записывать все операции 24 часа в сутки, техническая служба – видеть все узлы и агрегаты и удаленно ими управлять.

Александр Пчелин, директор управления развития профессиональных сервисов ЛАН АТМсервис
Александр Пчелин
Директор управления развития профессиональных сервисов "ЛАН АТМсервис"
"А поскольку технари стоят на страже, доступность увеличивается, что идет на пользу бизнесу. Для операционного подразделения у нас также есть продукт по кэш-менеджменту – с его помощью специалисты могут видеть, сколько денег в банкомате, какая загрузка, какие номиналы, прогнозировать загрузку и вовремя делать инкассацию, что опять же обеспечивает доступность бизнес-услуг. В итоге банковское ИТ-подразделение сопровождает одну систему на общей базе данных и общем ПО, а не четыре разных", – отмечает Александр Пчелин.
Банкомат Альфа-банка в Москве

Кроме того, система сама осуществляет инвентаризацию, то есть помогает получить общую информацию о процессоре, устройствах, сетевых адаптерах, операционной системе и приложениях, установленных на устройстве.

Также в системе M3 ATM Monitoring System реализовано оповещение. Оператору не нужно постоянно находиться в ней: ему на почту или в мессенджер придет сигнал о сбое. При этом в большинстве случаев будет видно, в каком именно узле наблюдается неисправность.
Помимо всего перечисленного, система сама показывает состояние расходных материалов, например, бумаги в чековом принтере и, самое главное, наличности: на расстоянии можно видеть, сколько средств осталось в кассетах и сколько средств внесено. А анализ транзакций, который проводит сама система, помогает банку в работе с претензиями клиентов и создает обобщенные отчеты для анализа и оценки ключевых показателей эффективности.
Особенностью продукта является встроенная система инцидент‑менеджмента, которая собирает и передает данные об отказе оборудования и позволяет удаленно перезагрузить банкомат.

Примерно 30% ошибок решаются простой перезагрузкой. Это экономия средств для банка, поскольку в этом случае не нужно отправлять инженера

Александр Пчелин, директор управления развития профессиональных сервисов ЛАН АТМсервис
Александр Пчелин
Директор управления развития профессиональных сервисов "ЛАН АТМсервис"
Если банк использует для своих устройств сервисную службу "ЛАН АТМсервис", его система мониторинга может быть интегрирована с внутренней системой компании. В этом случае оператор со стороны банка видит, как инженер со стороны компании отремонтировал банкомат, после чего оператор в банке закрывает инцидент. Это минимизирует затраты банка на коммуникацию.
Банкомат в Москве

В системе M3 ATM Monitoring System есть возможность централизованного управления видеонаблюдением. Если раньше, чтобы получить видеозапись, нужен был выезд инженера (чтобы скачать файлы или поменять жесткий диск), то теперь канал связи с банкоматом позволяет удаленно скачивать записи.

Оператору достаточно просто задать параметры: с какого банкомата, с каких камер и за какой период нужна информация. Система сама соберет файлы и выложит их на сервер, откуда оператор скачает их для последующей передачи в службу безопасности банка.
"Бывает так, что клиент отвлекся и не забрал деньги, а они уехали обратно в банкомат. Клиент приходит с претензией в банк, где благодаря нашей системе можно посмотреть, что произошло. Претенциозный цикл сокращается в разы – деньги возвращаются в течение одного дня, и клиент уходит довольный. Бывает и так, что клиент отходит, забыв взять деньги, а их в карман кладет мимо проходящий человек. Система позволяет это отследить", – добавляет Дмитрий Ахтанин.
Также система помогает получать информацию о неправомерных действиях вблизи банкомата и бороться с незаконным обналичиванием, потому что по разным критериям можно проанализировать, кто пользовался и что делает в банкоматной сети банка.

Сегодня более 20 банков пользуются нашей системой. Программное решение "ЛАН АТМсервис" позволяет осуществлять удаленный мониторинг работы более 10 тысяч банкоматов и платежных терминалов по всей стране.

Дмитрий Ахтанин, руководитель направления софтверных продуктов и решений по безопасности ЛАН АТМсервис
Дмитрий Ахтанин
Руководитель направления софтверных продуктов и решений по безопасности "ЛАН АТМсервис"
Банкомат банка ВТБ на одной из улиц Москвы
Система управления закупками на платформе NBT
Закупки – это четко выстроенный процесс выбора наиболее оптимальных поставщиков. Между тем, закупочная деятельность дело непростое: для госструктур и организаций с госучастием она регулируется Федеральными законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые постоянно развиваются. Чтобы обеспечить соответствие изменяющимся законодательным требованиям и повысить эффективность закупочных процедур, необходима автоматизация: для этих целей существуют специализированные SRM-решения. Среди них – платформа NBT от НОРБИТ. Компания уже почти два десятилетия занимается проектами в этой области.

Так сложилось, что мы оказались одними из первых, кто начал автоматизировать закупочную деятельность. На момент вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ (1 января 2014 года – ред.) у нас уже было порядка двадцати проектов с различными региональными органами власти, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Кроме того, группа "Ланит" стояла у истоков создания Единой информационной системы в сфере закупок, и до сих пор поддерживает и развивает это решение.

Наталья Зубкова, заместитель генерального директора НОРБИТ
Наталья Зубкова
Заместитель генерального директора НОРБИТ
В 2021 году компания НОРБИТ завершила проект тиражирования закупочной системы на базе собственного программного продукта - платформы NBT - во всех филиалах одного из крупнейших российских банков. Кредитная организация ежегодно осуществляет несколько тысяч закупочных процедур, суммарный объем которых исчисляется десятками миллиардов рублей. С 2014 года функционал закупочного решения работал в головном офисе банка, а в 2020 году банк принял решение внедрить успешную систему во все свои филиалы.
Папки с документами

Помимо соблюдения законодательства и внутренних регламентов, был также запрос на то, чтобы система обеспечивала эффективный документооборот в рамках закупочных процедур, включая сложные процессы согласования закупочной документации и работу с шаблонами документов.

"Так как ранее у клиента всё происходило в системе внутреннего электронного документооборота (ЭДО), он очень просил ориентироваться на процессы и интерфейс системы ЭДО. Поэтому в части работы с закупочными документами наша система приближена к логике ЭДО с упором на проведение согласований и хождение документов. Одной из методологически интересных задач была совместная работа с сотрудниками банка над оптимизацией маршрутов согласований", - говорит руководитель проектов компании НОРБИТ Павел Опойков.
Также вместе с сотрудниками кредитной организации дорабатывался интерфейс закупочной системы, который стал более удобным и современным по сравнению с прежней версией, использовавшейся в головном офисе.
"Мы уже имели опыт внедрения в центральном офисе, где получили отзывы по UI/UX (пользовательский интерфейс, пользовательский опыт – ред.)", – добавляет Опойков.
В рамках тиражирования продукта наши разработчики со специалистами банка согласовали дизайн, макеты карточек объектов, выполнение процедур, кнопки. И вместе создали новый интерфейс, сделав его легким, понятным и свежим.
Павел Опойков, руководитель проектов компании НОРБИТ
Павел Опойков
Руководитель проектов компании НОРБИТ
Функционал системы можно разделить на три основных блока: планирование закупок (создание и согласование заявки на закупку, формирование и консолидация лотов, с которыми банк выходит на закупочные площадки); управление закупочными процедурами (создание и назначение в работу документации по закупке, согласование документации, создание извещений о закупке и формирование отчетов) и договорная работа (создание и согласование договора закупки, последующее подписание и исполнение договоров).
При этом на всех этапах система обеспечивает контроль за исполнением законодательства, а также требований внутренних нормативных документов банка, регламентирующих закупочную деятельность.
Система использует микросервисную архитектуру. Микросервисы работают на платформе NBT. С ее помощью специалисты компании дорабатывают закупочные системы с учетом регламентов и бизнес-требований заказчика.
Процесс внедрения закупочной системы был завершен в конце 2021 года, и сегодня к автоматизированной системе закупок подключены 3,5 тысячи пользователей из головного офиса и всех филиалов компании. По данным НОРБИТ, через систему в год будет проходить более трех тысяч закупочных процедур банка.
График
DocsHouse – платформа для управления корпоративным контентом
Деятельность любой крупной компании, особенно банка, строится на информации, и чем крупнее организация, тем мощнее ее информационные потоки. Для управления корпоративным контентом применяются специальные технологические платформы. С начала 2000-х для решения этой задачи активно использовались ECM-системы (Enterprise Content Management), работающие с огромным многообразием информации (фото-, аудио- и видеофайлы, сообщения электронной почты, графики, таблицы, презентации, интернет-страницы и так далее).
Планшетный компьютер с финансовыми данными

Долгое время российские корпорации полагались в этой сфере на разработки крупных западных игроков, затем свою долю на рынке стали постепенно завоевывать решения отечественных компаний. Те из них, кто начал активную работу над функционалом своего продукта несколько лет назад, уже достигли заметных успехов.

В ситуации, когда многие продукты, в том числе банковские, стали цифровыми, важным фактором является скорость вывода продукта на рынок для сохранения конкурентоспособности компаний. ECM-системы, построенные на монолитной архитектуре и обладающие длительным циклом внедрения, перестали соответствовать новым требованиям бизнеса.
И это, в свою очередь, повлияло на возникновение нового класса решений для управления контентом, построенных на микросервисной архитектуре, – CSP (Content Services Platforms). Они позволяют поддержать создание цифровых продуктов, обеспечив легкость и простоту модернизации в течение всего жизненного цикла.
Решение DocsHouse, разработанное "Ланит", стало первой российской платформой класса CSP. В ее основе лежат открытые технологии и микросервисная архитектура, что делает ее гибкой и легко настраиваемой под задачи клиента.
Прежде всего платформа DocsHouse позволяет решать задачи централизованного хранения документов – как оперативных, так и архивных, создавать специализированные архивы под различные бизнес-процессы (клиентские, кадровые, финансовые, технические и другие).
Алексей Бышов, коммерческий директор департамента систем управления документами Ланит
Алексей Бышов
Коммерческий директор департамента систем управления документами "Ланит"
"Дополнительные возможности платформы решают задачи по организации юридически значимого электронного документооборота, интеллектуальной обработки документов и позволяют полностью перевести взаимоотношения с контрагентами и клиентами в цифровой вид", – рассказывает коммерческий директор департамента систем управления документами "Ланит" Алексей Бышов.
На основе DocsHouse реализован ряд крупных проектов в ведущих банках, телеком-компаниях и других отраслях. "Специфика банков, прежде всего, связана с необходимостью обработки большого массива информации в рамках активного перехода на электронную форму взаимодействия как с клиентами, так и внутри организации. Также банкам важны специализированные прикладные решения, связанные с требованиями регулятора", – поясняет эксперт.
Флаг на здании Центрального банка РФ

Так, например, указание Центробанка России от № 2346-У предполагает архивирование и длительное хранение ежедневно формируемых бухгалтерских и кассовых документов банка. Для этого на платформе DocsHouse реализовано прикладное решение, позволяющее хранить "документы дня" в электронном виде.

Также, по словам Бышова, для банков актуальны решения, с помощью которых можно централизованно хранить клиентские досье в электронном виде, организовать логистику и учет оригиналов документов, а также OCR-решения (Optical Character Recognition), позволяющие распознавать, классифицировать и маршрутизировать поступающие от клиента файлы.
"Все больше банков переходят на электронное взаимодействие с контрагентами и клиентами, используя кабинеты операторов ЭДО. Как правило, они работают не с одним оператором, а с несколькими, в связи с чем возникают проблемы роуминга. И здесь наше решение – это мультиканальный шлюз, который является одним из модулей платформы", – рассказывает эксперт.
Решение DocsHouse реализовано с использованием компонентов из источников ПО с открытым исходным кодом: модуль баз данных – PostgreSQL, модуль хранения контента – MongoDB, S3, модуль поиска – Elasticsearch, интеграционный модуль – Spring, модуль веб-приложений – Vue.js, модуль workflow – Camunda BPM.
"Основной наш вклад – это интеграция компонентов между собой и создание прикладных решений. В случае банков – решение для юридически значимого электронного документооборота, финансовый архив, клиентские досье, архив документов дня, интеллектуальная обработка документов и другие специализированные решения для финансового сектора. Дополнительными преимуществами продуктов DocsHouse, построенных на открытых технологиях в микросервисной архитектуре, являются технологическая независимость, высокий уровень масштабируемости, надежности и отказоустойчивости. Ранее подобные комплексные решения по управлению корпоративным контентом были доступны только на платформах западных вендоров. В России на момент создания платформы мы не видели достаточно зрелого аналога", – продолжает Бышов.
"Мы применяем функциональное решение, обладающее всеми необходимыми параметрами масштабируемости и отказоустойчивости. Сейчас особенно активно подобные разработки внедряют банки, страховые компании, где огромное количество документов. Так, в одном банке из ТОП-5 обрабатывается более 1,5 петабайта информации, и при этом отказоустойчивость и быстродействие нашей платформы соответствует самым высоким требованиям заказчика. Сегодня технологически все решения у нас готовы к таким масштабам", – уверен представитель "Ланит".
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала