"Думали, закончится быстро":
что происходит на левом берегу Мариуполя
Мариупольцам, живущим рядом с металлургическим комбинатом "Азовсталь", не хватает гуманитарной помощи. До ближайшего пункта раздачи продовольственных пайков несколько километров — пешком не всем это под силу. К тому же на выездах усиленные блокпосты, и бывает, что людей ради безопасности попросту не выпускают. Об обстановке в Левобережье — в репортаже РИА Новости.
Храм у моря
Купола храма Архистратига Михаила сверкают золотом под ярким солнцем. В стенах из красного кирпича зияют дыры: церковь тоже обстреливали. Со смотровой площадки вид на Азовское море и шлаковую гору "Азовстали", что в паре километров.
© РИА Новости / Мария Марикян Храм Архистратига Михаила
© РИА Новости / Мария Марикян
Из храма открывается вид на "Азовсталь"
© РИА Новости / Мария Марикян
Вид на Азовское море со смотровой площадки храма
Тамара Сергеевна дежурит в храме, по возможности готовит для служителей. На раскатистый грохот со стороны завода не обращает внимания: самое страшное позади, уверена она.
"Во время боев сидела в своей хатке с иконой в руках, молилась. Шквальный огонь отовсюду. Окна с рамами повыбивало. В марте был мороз, меня приютили знакомые. Как-то решили на кухне по-человечески перекусить. Вышел автоматчик и пустил очередь по дому. Слава богу, выжили", — рассказывает пенсионерка.
Тамара Сергеевна
Она какое-то время ночевала в храме, недавно вернулась к себе. Дом сильно пострадал от обстрелов. Из земли торчит неразорвавшийся 152-миллиметровый снаряд, его должны обезвредить саперы. "Крышу бы кто залатал. Я одна, и мне за 70. Летом перетерплю, а как осенью — не знаю", — вздыхает женщина.
Впрочем, сейчас ее и других жителей левого берега больше беспокоит, как побыстрее получить паек от МЧС ДНР: крупы, консервы, хлеб, воду, предметы гигиены. На раздаче выстраиваются огромные очереди. "В списке я была 1682-й. Стоять весь день на улице невозможно. Проворонила очередь, пришлось возвращаться в конец", — жалуется Тамара Сергеевна.
Разрушенные дома в Левобережном районе Мариуполя
Красная зона
В Центральном районе попроще. В пешей доступности супермаркет "Метро", где оборудовали крупный центр помощи. Там можно зарядить телефон, помыться, обратиться к медикам. Гуманитарных конвоев все больше.
На левом берегу волонтеры доставляют продукты адресно. Некоторые кварталы перекрыты блокпостами, не каждый раз удается выйти. Главный пункт раздачи — у магазина "Эпицентр".
Люди в очереди за гуманитарной помощью
Многие по-прежнему ночуют в подвалах: недалеко "Азовсталь". "Мы в так называемой красной зоне. Не то что гуманитарку нам привезти, нас порой самих не выпускают за КПП", — разводит руками местная жительница Марина.
У всех здесь белые повязки на левой ноге и руках. "Это ребята из ДНР посоветовали. Понимаем: в бою издалека не разберешь, кто свой, кто чужой… — отмечает Валерий Николаевич, тоже местный. — По возможности ношу воду в соседнюю многоэтажку, в сторону завода — там порядка десяти человек в подвале. Есть лежачие. Иду без повязок: работает снайпер из "Азова".
© РИА Новости / Мария Марикян
Валерий Николаевич во время утренних процедур
© РИА Новости / Мария Марикян
Кухня на Морском бульваре
Большая проблема — лекарства. Иван Дмитриевич гипертоник. Когда давление повышается, остается только лежать и ждать, пока спадет, говорит он. "Азовцы жили у нас под боком, тренировались в лагере, — вспоминает пенсионер. — А в школах в последнее время учителей наказывали, если с детьми говорили не на мове".
Он пока не может связаться с дочерью Оксаной и внучкой.
"Хочу им передать: жив-здоров. Надеюсь, и девочки мои в порядке".
Иван Дмитриевич рассказывает о националистах
Передвигаться безопаснее дворами. Василий Дворянченков тащит тележку с одеждой для погорельцев. Старается помогать, хотя и самому непросто: дом разрушен, ничего не осталось. Из подвала он с женой перебрался в квартиру знакомой, которая в отъезде.
"Работал в цехе сетей и подстанций на "Азовстали", обеспечивал вместе с еще двумя сотрудниками электроснабжение комбината. Двадцать пятого февраля азовцы оккупировали все помещения. Была такая суета… Заняли бомбоубежища, — рассказывает Василий. — Начальство бросило, ни о чем не предупредило. Как началось, азовцы заводили людей целыми семьями на территорию завода. Уверяли, что там безопаснее".
Василий рассказывает об азовцах
Во время активных боевых действий он помог выйти из красной зоны полутора сотням мариупольцев — показывал дорогу.
"Здесь мои корни"
Татьяна Васильева благодаря Народной милиции ДНР отыскала дочерей Оксану и Наталью. Они в Юрмале. Передали через нас пожилым родителям видеосообщение в мессенджере.
© РИА Новости / Мария Марикян
Пенсионерка на проспекте Победы
© РИА Новости / Мария Марикян
Женщина у дома на улице Владимирской
На проспекте Победы — блокпост. Пускают неохотно и просят долго не задерживаться. На пересечении с бульваром Меотиды — стрелковый бой. Над заводом столбы дыма. Сворачиваем во дворы, на улицу Владимирскую — там спокойнее.
"У тебя с папой хватит сил собраться и приехать: бросить все нажитое, оторвать свои корни и быть вместе с нами. Мама, папа, нам так плохо без вас. Каждый день жду встречи, чтобы увидеть вас и упасть вам в ноги", — уговаривает на видео Оксана. Но безуспешно.
Татьяна смотрит видеосообщение дочери
"Наше решение непоколебимо. Вы нас извините… Крепко обнимаем и любим. Вот увидите, скоро все наладится", — Татьяна записывает ответное сообщение.
Предлагаем все же эвакуироваться с нашей группой. Нет, не передумают. "Поймите, это мой дом, в котором я выросла. А вот здание 1937 года, — указывает женщина на соседнюю двухэтажку. — Сколько он выстоял. И мы выдержим!"
Дома на улице Владимирской
"Не сидеть сложа руки"
У "Эпицентра" тем временем собралась длинная очередь. У многих мариупольцев главная проблема — найти крышу над головой.
"Думали, закончится быстро, как в 2014-м, — объясняет Владимир. — Но нагнали сюда нам нациков и закрыли всем рты. За георгиевскую ленточку могли избить. Неугодные просто исчезали. Сколько таких случаев? Полиция ищет, однако никаких сдвигов".
Владимир
Он с семьей прятался в подвале девятиэтажки. Когда ее разбило, перебежали к другому зданию, но его уже заняли азовцы. Искать новое убежище было слишком опасно — остались с ними.
"Двадцать седьмого марта и туда полетели снаряды. Тогда на свой страх и риск двинулись в сторону ДНР. Прошли фильтрацию в Новоазовске, — продолжает Владимир. — Больше месяца под снарядами добывали воду и еду. Сейчас, если можно так выразиться, спокойно".
Жители левого берега сперва сами помогали друг другу. В местную школу приносили одежду, обувь, продукты. Затем сюда добрались волонтеры: собираются наладить регулярные поставки. Открылся медпункт.
© РИА Новости / Мария МарикянВ спортивном зале развернули гуманитарный пункт
© РИА Новости / Мария Марикян Люди приносят в школу вещи и обувь для погорельцев
© РИА Новости / Мария МарикянВ школьном классе выбита стена
© РИА Новости / Мария Марикян Коридор в школе
© РИА Новости / Мария Марикян Школьный класс
"Тяжелых больных здесь, конечно, не вылечим, но тем не менее", —говорит Элеонора Скрынникова. Они вместе с супругом Степаном и младшим сыном живут прямо в школе — больше негде. Таких тут три десятка. "Не хотелось просто сидеть сложа руки. Скооперировались, организовали штаб. Теперь у нас в команде 62 человека".
"Искали по соседям машины, бензин. Вывезли неходячего, для одной бабушки достали ходунки, — рассказывает Элеонора. — Не всех удается оперативно отправить в больницу".
Элеонора с супругом
Обстановка на левом берегу напряженная, но горожане надеются, что гумконвои будут приходить сюда чаще.
По словам Скрынниковой, на днях приезжал глава ДНР Денис Пушилин, который пообещал, что вскоре власти восстановят школу, оснастят медпункт всем необходимым, решат вопрос с пенсионным фондом.
Вид на школьный двор
08:00 05.05.2022
(обновлено: 10:34 05.05.2022)