08:00 30.04.2022
(обновлено: 12:59 02.04.2024)
"Нельзя было даже перекреститься". Как отмечали "советскую" Пасху
Читать ria.ru в
МОСКВА, 2 апр — РИА Новости, Никита Бизин. После революции Пасху в России объявили пережитком прошлого. Но так просто многовековую традицию не отменишь. О том, как встречали Воскресение Христово в СССР, — в материале РИА Новости.
Нашли замену
До 1917 года Пасха являлась государственным праздником, поэтому было сразу четыре выходных: пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник — Светлой седмицы. Торжество проводили с размахом и отмечали все: от крестьян до членов императорской семьи.
Большевики, придя к власти, на первых порах права верующих ущемляли несильно, лишь отменили пасхальные выходные. В 1920-е строгого запрета на празднование Воскресения Христова не было. Но старались придумать достойную коммунистическую замену.
Пасха: когда будет в 2024 году, суть и традиции праздника
5 февраля, 16:38
Так появились красные, или комсомольские, пасхи: митинги, антирелигиозные выступления и даже своеобразные карнавалы с факельными шествиями и сжиганием чучела попа. Историки объясняют: новая власть пыталась выставить религию, и Пасху в частности, в нелепом виде — как рудимент старого режима.
В 1930-х развернулись масштабные репрессии против духовенства. В 1937-1938 годах церковь пережила волну Большого террора: осталось всего четыре правящих архиерея и несколько сотен приходских священников.
Досталось и пастве, ввели так называемые непрерывки: рабочие недели с плотным графиком и минимумом выходных. Плюс всеобщие обязательные субботники. На богослужения попросту не было времени.
© Фото их архива МАММ / МДФ / Леонид ШокинАнтирелигиозная демонстрация
Антирелигиозная демонстрация
Кроме того, верующим создавали проблемы на работе или учебе. Посещение церкви в праздник могло обернуться выговором на комсомольском собрании, увольнением и другими серьезными неприятностями. Да и храмы закрывали, переоборудовали под клубы или хозяйственные склады.
Ночь страданий
Ситуация изменилась с началом Великой Отечественной.
"Высшее руководство страны осознало, что опираться в военное время исключительно на марксистскую идеологию бесперспективно", — говорит историк церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.
Но в Москве действовал комендантский час, режим светомаскировки. Было непонятно, удастся ли прийти поздним вечером в храм и встретить Воскресение Христово.
"И вдруг в шесть часов утра 4 апреля по радио неожиданно для всех выступил комендант. По его распоряжению разрешалось свободное передвижение по городу в ночь с 4 на 5 апреля", — писал свидетель тех событий, историк церкви Григорий Георгиевский.
© РИА Новости / Б. Колесников | Перейти в медиабанкПасхальное богослужение в церкви Иоанна Воина на Якиманке в Москве. 1958 год
Пасхальное богослужение в церкви Иоанна Воина на Якиманке в Москве. 1958 год
По оценкам, столичные храмы тогда посетили около 85 тысяч человек.
Особенно запомнилась Пасха 1942-го и жителям Ленинграда. Самая тяжелая за всю блокаду зима закончилась. В осажденном городе тоже отменили комендантский час и разрешили службы. Правда, перенесли на 5 апреля, поскольку в праздник немецкие войска сильно обстреляли город.
"Налет авиации продолжался всю пасхальную ночь. Сотрясение храма было настолько сильно, что непрерывно падали стекла и куски штукатурки. Ночь <…> Воскресения немцы превратили в ночь крови, разрушения <…> и страданий ни в чем не повинных людей", — вспоминал настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде, протоиерей Николай Ломакин.
Однако утром во всех церквах начались службы. Многие из собравшихся держали в руках блокадные куличи: кусочки черного хлеба с воткнутыми в них свечками.
© РИА Новости / Олег Макаров | Перейти в медиабанкКрестный ход во время празднования Пасхи в Волоколамске. 1978 год
Крестный ход во время празднования Пасхи в Волоколамске. 1978 год
Времена меняются
В середине 1950 — начале 1960 годов, в хрущевскую оттепель, произошел новый всплеск борьбы с религией. Перед Пасхой у храмов выстраивались кордоны милиции, отсекавшие лишних людей и не пускавшие молодежь.
"Конечно, тот, кто хотел, попадал в церковь. Но порой это было целое приключение. Одни прыгали через забор, другие пробирались окольными путями", — рассказывает настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.
По его словам, к 1970-м годам ситуация изменилась. Хоть власть по-прежнему не поддерживала празднование Светлой Пасхи, за это перестали наказывать. К тому же, накануне Воскресения Христова в магазинах и булочных стали продавать кекс "Весенний", который был очень похож на пасхальный кулич.
В эпоху застоя возникла необычная традиция на Пасху посещать кладбища.
© РИА Новости / Юрий Простяков | Перейти в медиабанкПосещение могил родственников в дни пасхальных праздников
Посещение могил родственников в дни пасхальных праздников
"Это своего рода альтернатива богослужению. Ведь большинство храмов по-прежнему были закрыты. А те немногие, что действовали, на великие праздники, особенно на Пасху, переполнялись. Иногда даже руку нельзя было поднять, чтобы перекреститься, настолько плотно верующие стояли друг к другу", — говорит отец Александр.
Церковь, кстати, всегда предостерегала от посещения кладбищ на Воскресение Христово. Согласно уставу это запрещено. Однако в советское время люди пользовались любой возможностью, чтобы хоть как-то отметить главный христианский праздник.
Накануне 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, начался пересмотр государственной политики в отношении церкви. А в 1991 году состоялась первая телетрансляция пасхального богослужения. Сейчас Пасха снова главный православный праздник в России. В 2024 году ее отметят 5 мая по новому стилю.
Два главных слова: пасхальные приветствия на одиннадцати языках
27 февраля, 14:32