Рейтинг@Mail.ru
"Ватикан об этом молчал". Кто владеет важнейшей христианской реликвией - РИА Новости, 23.04.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция) - РИА Новости, 1920, 06.12.2018
Религия

"Ватикан об этом молчал". Кто владеет важнейшей христианской реликвией

© AFP 2024 / Max RossiПапа Бенедикт XVI в святилище Святого Лика в Маноппелло
Папа Бенедикт XVI в святилище Святого Лика в Маноппелло - РИА Новости, 1920, 23.04.2022
Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 23 апр — РИА Новости, Никита Бизин. С распятием и воскресением Иисуса Христа тесно связана история одной святыни — Плата Вероники. По преданию, на полотне запечатлен лик Спасителя в последние часы земной жизни. Правда, где именно сейчас реликвия, доподлинно не известно. О версиях исследователей — в материале РИА Новости.

Показывают издалека

Упоминаний о столь значимой святыне нет ни в одном из Евангелий. Зато сохранилась древняя легенда, которую относят к VII веку.
Среди множества людей, которые сопровождали Христа на Голгофу, была жительница Иерусалима по имени Береника (Вероника в латинской традиции). Увидев, что Господь упал под тяжестью креста, она сняла с головы платок и подала Иисусу. Тот вытер с лица кровь и пот, и на полотне чудесным образом отпечатался Божественный лик.
Этой же тканью затем накрыли лицо распятого. А после воскресения Вероника оставила Плат у себя. Позже многие больные и немощные с помощью него исцелялись.
Вести об этом дошли до римского императора Тиберия, который был тяжело болен. Узнав о чудесных свойствах полотна, он послал за Вероникой. Коснувшись ткани, правитель тотчас вылечился. А женщина осталась жить в городе и перед смертью отдала святыню епископу Клименту.
Согласно общепринятой версии, с тех пор Плат хранят в ватиканском соборе Святого Петра, куда ежегодно съезжаются на поклонение тысячи католиков. Вот только увидеть реликвию нельзя: в 1628-м папа Урбан VIII запретил публично демонстрировать полотно.
© Francisco de ZurbaranВуаль Вероники (1631)
Вуаль Вероники. (1631) - РИА Новости, 1920, 22.04.2022
Вуаль Вероники (1631)
Из-за этого подлинность святыни оспаривают. Собственно, и сам Ватикан дает поводы для сомнений. Так, в 2006-м папа Бенедикт XVI совершил паломничество в Маннопелло (небольшой город в 250 километрах от Рима), чтобы поклониться… Плату Вероники.

Вписывается в рамки

Все жители Маннопелло уверены, что знают, как святыня оказалась тут. Пятьсот лет назад в город пришел странник и передал приходскому священнику сверток со словами: "Береги как дар небес".
Некоторые исследователи, однако, считают, что все было гораздо прозаичнее: реликвию попросту украли из Ватикана. Там, по их мнению, сейчас хранится подделка. Этой версии, например, придерживается немецкий историк-ватиканист Пауль Бадде, которому в 2005-м удалось изучить артефакт.
По его словам, на полотне почти ничего не видно. Но, всмотревшись, можно различить лицо мужчины, глаза которого явно закрыты.
© Public domain/Matteo Di BartolomeoАлтарь Святого Лика в Маноппелло
Алтарь Святого Лика в Маноппелло - РИА Новости, 1920, 22.04.2022
Алтарь Святого Лика в Маноппелло
"Остались немногочисленные воспоминания очевидцев. Из них следует, что до начала XVI века на ватиканском Плате глаза у Христа, наоборот, открыты", — отмечал Бадде.
Также выяснилось, что полотно из собора Святого Петра значительно больше рамки, в которую помещено. Она, по словам ученого, по размерам явно подходит святыне из Маннопелло.
Католический священник Хайнрих Пфайффер обращает внимание на другую деталь: полотно из итальянского городка выполнено из виссона — особой материи, которая в древности ценилась буквально на вес золота.
"Материал огнеупорный, невосприимчивый к воздействию кислот, щелочей и даже воды. Но главное, не поддается окраске никакими веществами. А следовательно, нарисовать на нем изображение никто не мог", — объясняет Пфайффер.

Сударь из Овьедо

Согласно третьей версии, Плат Вероники находится в кафедральном соборе города Овьедо (Испания). Предание, записанное местным епископом XII века, гласит: в 614-м, спасаясь от персидского завоевания, христиане вывезли святыню из Иерусалима в Испанию.
В XX столетии ученые решили проверить легенду. В 1989-м сударь (в переводе с латинского — "платок для вытирания пота с лица") из Овьедо тщательно изучили. Причем анализ проводила команда, исследовавшая Туринскую плащаницу.
Оказалось, между двумя реликвиями есть прямая связь. Швейцарский ботаник и криминалист Макс Фрей подтвердил "путешествие" сударя из Иерусалима — через север Африки — в Испанию.
"Мы обнаружили на образцах ткани пыльцу шести растений. Два из них растут только в Палестине, а остальные — в Северной Африке и Испании. Например, один из видов чертополоха есть на сравнительно небольшой территории между Ливаном и Иерусалимом", — указывает Фрей.
CC BY-SA 4.0 / Reinhard Dietrich / Сударь из Овьедо
Сударь из Овьедо - РИА Новости, 1920, 22.04.2022
Сударь из Овьедо
Пыльцу этого растения нашли и на плате из Турина. Кроме того, нити, из которых соткан сударь, имеют тот же редкий тип Z-образного скручивания, что и основная ткань Плащаницы.
А ученые из Испанского центра исследователей Плащаницы сумели восстановить картину смерти человека, чье лицо покрывала ткань из Овьедо.
"Это взрослый мужчина среднего роста, нормального телосложения, с усами, бородой и длинными волосами. Анализ коричневых пятен на ткани свидетельствует о том, что человек находился в вертикальном положении с поднятыми руками. Голова в момент смерти была наклонена под углом 70 градусов вперед, подбородок практически лежал на груди", — рассказывает руководитель исследования патологоанатом Хосе Виллалайн.
Туринская плащаница - РИА Новости, 1920, 22.04.2022
Эксперты заключили — это типичная картина распятия на кресте. В легких скапливается большое количество плевральной жидкости, становится трудно дышать. Человек пытается приподняться и перенести вес на ноги. Постепенно наступает смерть от удушья. После, когда тело двигают, плевральная жидкость вытекает через ноздри. Следы такого типа и видны на сударе.
По словам Виллалайна, судя по этим данным, ткань из Овьедо можно считать подлинным Платом Вероники. Впрочем, ученые подчеркивают: для полной уверенности необходимы более тщательные исследования.
Распятие - РИА Новости, 1920, 23.03.2019
Ученые знают, как доказать подлинность Туринской плащаницы: распять людей
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала