Рейтинг@Mail.ru
Без мехов и куполов: опера "Хованщина" на Большой Дмитровке - РИА Новости, 05.04.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сцена из оперы Хованщина в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Без мехов и куполов: опера "Хованщина" на Большой Дмитровке

В театре возобновляют знаменитый спектакль
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко возвращает на сцену свою "Хованщину" Мусоргского. Первые показы состоятся 13 и 14 апреля, и дальше это название будет фигурировать в афише театра.
В 2015 году художественный руководитель оперной труппы и главный режиссер театра Александр Титель поставил спектакль, который и критики, и публика приняли с восторгом. Подтверждением стала премия "Золотая маска" в номинации "Лучший спектакль в опере". Сценограф Владимир Арефьев и художница по костюмам Мария Данилова создали пространство и образы, лишенные привычной для драм Мусоргского исторической пышности: эта "Хованщина" разворачивается в несколько условном пространстве.
В обновленной версии одну из главных партий в одном из составов – старца-раскольника Досифея – исполнит бас Игорь Коростылев. По первому образованию строитель, Игорь в 2013 году окончил Тульский колледж искусств имени Даргомыжского, после работал в Тульской областной филармонии. В 2017 году был принят в Молодежную оперную программу Большого театра. А два года спустя присоединился к труппе Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Опера Хованщина
Опера "Хованщина"
В интервью РИА Новости Игорь Коростылев рассказал о том, как его герой "помолодел" на сцене и почему он сам сменил техническую профессию на музыкальную.
– Вы впервые поете эту партию. Вам нравится ваш герой? Насколько сложно было охватить этот образ и технически, и эмоционально?
– Это, конечно, сложная партия. Во-первых, у Мусоргского в принципе нет простых партий. К тому же она написана для больших оперных голосов. Так получилось, что об участии в постановке я узнал во время карантина в начале 2020 года. Образовалось время, и я благополучно, не спеша выучил своего Досифея.
Певец Игорь Коростылев
Певец Игорь Коростылев
– В своей "Хованщине" Александр Титель несколько дистанцируется от событий сюжета: нивелированы исторические детали, это спектакль без "золота, мехов и куполов". Вам близок такой подход?
– Да, безусловно. Это интересная задача: идя по историческому сюжету, все же стараться проецировать происходящее на сегодняшний день.
Александр Борисович предложил такой подход. Мой Досифей – довольно молодой человек. Да, по сюжету он старец, обычно его исполняют люди с большим артистическим и певческим опытом. И гримируют исполнителя всегда "под старца".

А в этой постановке я – молодой Досифей, просто очень консервативный.

Если проводить аналогии с сегодняшним днем, то, конечно, очень условно, это человек, который хочет жить в Советском Союзе. И здесь я понимаю, что нужно в себе найти, какой выстраивать диалог с коллегами по сцене.
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкДмитрий Ульянов в роли князя Ивана Хованского в сцене из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Дмитрий Ульянов в роли князя Ивана Хованского в сцене из оперы Хованщина в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Дмитрий Ульянов в роли князя Ивана Хованского в сцене из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкСцена из оперы "Хованщина" в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Сцена из оперы Хованщина в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Сцена из оперы "Хованщина" в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкСцена из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Сцена из оперы Хованщина в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Сцена из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
1.
Дмитрий Ульянов в роли князя Ивана Хованского в сцене из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
2.
Сцена из оперы "Хованщина" в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
3.
Сцена из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
– Про Советский Союз – это неожиданно… Кто тогда другие герои?
– Например, князь Голицын – западник и ему чуждо все старое. Князь Иван Хованский – типичный генерал, с военным подходом к власти. Досифей хочет быть "серым кардиналом", у него есть свои рычаги давления, с помощью которых он стремится всех объединить.
– В постановке 2015 года был еще один довольно неожиданный момент – весьма эмоциональные отношения между Досифеем и Марфой, княгиней, ушедшей в монастырь. Это сохранилось?
– Да, и я считаю, что это правильно. Это показывает Досифея не как фанатика, а как человека, таким, как и мы все – он подвержен земным страстям.
Сцена из оперы Хованщина в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Свою "Хованщину" Мусоргский не успел закончить, и на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко опера идет в редакции Дмитрия Шостаковича. Музыку финальной сцены написал современный композитор Владимир Кобекин.

– В каких еще спектаклях театра вы задействованы?
– Я пришел в театр в сезоне 2019-2020 года. Начал с партии Сурина в "Пиковой даме". Потом был магрибский колдун в детской опере "Волшебная лампа Аладдина". Эта роль достаточно большая, игровая, особенно была важна четкость слов. На детском спектакле все сложнее: нельзя наигрывать, нужно максимально погрузиться в роль. Партия написана не всегда удобно, приходилось многое преодолевать. Но эта роль очень много дала мне в актерском плане. В начале 2020 года я начал репетировать Каспара в "Вольном стрелке" Вебера, но тут нас отправили на карантин.
– Кстати, об этом спектакле, премьера которого в итоге состоялась в июне 2021 года. Споры вызвала концепция: действие романтической оперы перенесено в современный офис, где сотрудники становятся участниками большой компьютерной игры.
– Мне такой подход понятен. У меня компьютер появился, когда я учился в 10-м классе школы. И эти игры – сколько времени на них было потрачено! Так что мне комфортно существовать в этом спектакле. "Вольный стрелок" – опера замечательная по музыке, но возможно сегодня не самая интересная по сюжету. Так что здесь как раз и нужно придумывать что-то новое, адаптировать для современной публики.
Игорь Коростылев в опере Вольный стрелок
Игорь Коростылев в опере "Вольный стрелок"
– В работе вы готовы экспериментировать? Петь современную музыку?
– Да, как раз недавно спел Рогожина в опере современного композитора Владимира Кобекина "Н.Ф.Б." по Достоевскому. И это был важный подготовительный этап к исполнению партии Досифея. Музыка Кобекина очень непростая. Спектакль идет на малой сцене, зрители сидят всего в нескольких метрах от тебя, поэтому любой взгляд в сторону, на дирижера – это выход из роли.

В нашей профессии нужно быть готовым ко всему. Нельзя петь, условно, только старообрядцев-раскольников.

– А как так сложилось, что, получив техническое образование, вы стали заниматься вокалом? Это тоже был эксперимент?
– В детстве родители хотели отдать меня в музыкальную школу, но тут сыграло роль стадное чувство. Среди мои сверстников был культ спорта, большинство ходили в спортзалы, занимались в секциях. Я играл в волейбол. Среди мальчиков не принято было заниматься музыкой, и я боялся быть высмеянным. Но во время учебы в Тульском государственным университете я часто слышал, как репетирует студенческий хор, и всегда пропевал эти мелодии в голове. И однажды руководитель хора предложил меня "распеть", так все и началось. А после окончания университета этот же художественный руководитель отвел меня прямо напротив – в музыкальное училище на прослушивание. И я без страха и сомнений решил поступать.
Игорь Коростылев в опере Н.Ф.Б.
Игорь Коростылев в опере "Н.Ф.Б."
– В 2017 году вы стали участником молодежной программы Большого театра, теперь служите в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В чем отличие этих двух театров, что составляет суть работы здесь?
– Этот театр режиссерский. Художественный руководитель – он же и главный режиссер. И здесь идет очень большая работа над актерской составляющей – это то, чего обычно мне, да и многим оперным певцам не хватает. Ведь мы, в первую очередь, думаем о голосе. А здесь любые партии, даже маленькие, должны быть осмыслены. Каждая фраза должна быть спета неформально. И если тебя вводят в спектакль, то делается это очень тщательно. Например, когда я вводился в "Волшебную лампу Аладдина", то, выйдя на сцену, уже был полностью уверен в себе, погружен в роль.
i

"Хованщина" на сцене

Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко

В спектакле примут участие солисты оперной труппы: бас Дмитрий Ульянов выйдет в партии Ивана Хованского, в партии его сына Андрея Хованского – тенор Николай Ерохин, в партии Марфы – меццо-сопрано Наталья Зимина и Ксения Дудникова. Кроме того, к премьерным показам возобновления партии готовят: бас Игорь Коростылев (Досифей), тенор Владимир Дмитрук (князь Василий Голицын), тенор Кирилл Матвеев (Андрей Хованский), а также солисты-стажеры труппы.

– Возвращаясь к грядущей премьере. "Хованщина" идет три с половиной часа, и в свое время Александр Титель говорил, что эта опера – не развлечение. Как вы считаете, публика к этому готова?
– Всегда найдутся зрители, которые готовы к сложному спектаклю. "Борис Годунов" и "Хованщина" – их каждый обязан послушать, это самое настоящее приобщение к нашей исконной культуре. Несмотря на то, что в основе сюжет XVII века, он понятен всегда, независимо от того, как решена постановка: с историческими костюмами или в современном стиле.
Нажмиддин Мавлянов (справа) в роли князя Голицына в сцене из оперы Хованщина в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Нажмиддин Мавлянов (справа) в роли князя Голицына в сцене из оперы "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала