Рейтинг@Mail.ru
Чудеса Сергея Дягилева - РИА Новости, 31.03.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Артисты труппы Сергея Дягилева – участники Русских сезонов на репетиции в Немецком клубе

Чудеса Сергея Дягилева

Как он открыл русское искусство Европе и миру
Павел Сурков
Если бы ему кто-то сказал, что он придумал, по сути, новую профессию, Сергей Дягилев, скорее всего, отшутился бы или сострил в ответ. Но он вошел в историю мировой культуры как человек, который создавал звездные театральные имена, стал тем, кого сегодня именовали бы трендсеттером. Дягилев отлично разбирался в искусстве и создал уникальную систему, не только породившую моду на русское, но и задавшую тон организации антреприз и культурных событий. В четверг, 31 марта, отмечают 150-летний юбилей знаменитого театрального деятеля.
Начинавший большую карьеру как чиновник по особым поручениям при директоре Императорских театров Сергей Дягилев быстро приобрел известность в артистическом сообществе. Он отвечал за выпуск "Ежегодника Императорских театров" — фактически главного театрального издания, где публиковали статьи о постановках, рецензии и даже афишу. Для любого знатока это был главный путеводитель в сценическом мире.
Русский театральный и художественный деятель Сергей Дягилев
Русский театральный и художественный деятель Сергей Дягилев (1872-1929)
Дягилев заводит знакомства в театральной среде, молодого светского льва знают все: и режиссеры, и художники, и сами артисты. Прозванный Шиншиллой, или просто Шеншеля, из-за ранней седой пряди в волосах, он при каждом появлении в театре вызывал восторженный закулисный шепот. Матильде Кшесинской, с которой Дягилев дружил (хотя и постоянно ссорился), приписывали такой стишок:

Сейчас узнала я,

Что в ложе Шеншеля,

И страшно я боюся,

Что в танце я собьюся.

© РИА Новости | Перейти в медиабанк

Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни "Дочь фараона"

Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни Дочь фараона

Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни "Дочь фараона"

© РИА Новости / Михаил Филимонов | Перейти в медиабанк

Матильда Феликсовна Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни "Эсмеральда". Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1899 год. Из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина

Балерина Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни Эсмеральда. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1899

Матильда Феликсовна Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни "Эсмеральда". Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1899 год. Из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина

1.

Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни "Дочь фараона"

2.

Матильда Феликсовна Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни "Эсмеральда". Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1899 год. Из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина

Когда спустя несколько лет Сергей Дягилев переехал из России в Европу, в руках у него было самое главное сокровище: связи. Он знал всех, все знали его — соответственно, он мог с легкостью собрать концертную программу любого уровня с самыми яркими звездами русской театральной сцены. Прежде всего, конечно же, с артистами оперы и балета, слава которых гремела на весь мир.
Антрепренер всегда понимал, что публику привлекают артисты-индивидуалисты. Для него не существовало никаких творческих масс, главное было — взять солиста и выстроить вокруг него программу. Дягилев не привязывался ни к одной труппе, умело жонглируя гигантскими списками артистов, которым он с легкостью обещал аншлаги и толпы поклонников. И, надо сказать, обещания обычно сдерживал.
Русский певец Федор Иванович Шаляпин в роли царя Ивана Грозного на афише Парижского театра Шатле. Русские сезоны, май - июнь 1909 г. Репродукция.
Русский певец Федор Иванович Шаляпин в роли царя Ивана Грозного на афише парижского Театра Шатле. "Русские сезоны", май — июнь 1909 года. Репродукция
Дягилев объединял лучших: от солистов до художников — как, например, во время первых "Русских сезонов" с премьерой "Бориса Годунова". Главную партию пел Федор Шаляпин, над художественной частью работали Александр Бенуа, Лев Бакст и Иван Билибин, причем двух последних Дягилев озадачил максимальным натурализмом постановки. В результате Билибин отправился в Архангельскую губернию за национальными костюмами, а Бакст обходил петербургские барахолки в поисках аутентичного реквизита.
Сцена из оперы М.Мусоргского Борис Годунов
Сцена из оперы М. Мусоргского "Борис Годунов"
То, что Дягилев объединял изобразительное искусство, музыку, танец, пение в рамках единого представления, полноценного перформанса, конечно, вызывало у зрителей и критиков восторг. При этом сам антрепренер устанавливал для артистов изнурительный график работы, буквально на пределе возможностей.
Артисты русского балета Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете Видение розы
Артисты русского балета Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете "Видение розы". Фонд Театрального музея имени Бахрушина
Так, например, было с главным протеже Дягилева — великим Вацлавом Нижинским. Поговаривали, что душевная болезнь знаменитого танцовщика как раз стала следствием того невероятного режима жизни, в который вогнал артиста Дягилев. Психика просто не выдержала.
Вацлав Нижинский в сцене из балета Николая Римского-Корсакова Шехерезада.
Вацлав Нижинский в сцене из балета Николая Римского-Корсакова "Шехерезада"
Да, характер у Сергея Дягилева был сложным: он во многих вопросах был упорно бескомпромиссным, считая, что то, как должны быть организованы его антрепризы, знает лишь он один. В результате у антрепренера, переоценивавшего свои финансовые и аналитические возможности, часто возникали проблемы с выплатами гонораров. Парадокс: публика в восторге, в залах яблоку негде упасть, но концертные сборы идут на погашение предыдущих долгов. И это, конечно, останавливает: когда Дягилев понимает, что его спектакли уже не диктуют театральную моду, а потакают сложившимся сценическим тенденциям, он все меньше времени уделяет антрепризе. В последние годы жизни занимается тем, что собирает редкие книги, а его труппа существует как бы по инерции.
Тем не менее искусство хранит ему благодарность. При Дягилеве русские балет, музыкальный театр еще больше укрепились в абсолютном признании, перестав быть некоей экзотикой и превратившись в творческий ориентир, эталон мастерства, красоты и таланта. Художник Михаил Нестеров как-то сказал о нем: "Он думал о своем благополучии, а в результате прославил русское искусство".
Похоронили Дягилева на кладбище на острове Сан-Микеле в Венеции. На его надгробии всегда лежат пуанты, которые с благодарностью оставляют артисты.
Одно из лучших высказываний о легендарном антрепренере принадлежит французскому режиссеру Жану Кокто:

"Дягилев был настоящим русским принцем, которого жизнь устраивала только тогда, когда в ней происходили чудеса".

Афиша авторства Валентина Серова к балетным гастролям Русские Сезоны театрального деятеля Сергея Дягилева в Париже на выставке Городская феерия. Русский плакат конца XIX  начала XX века
Афиша авторства Валентина Серова к балетным гастролям "Русские сезоны" театрального деятеля Сергея Дягилева в Париже на выставке "Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала