08:00 20.03.2022
(обновлено: 09:31 21.03.2022)
"Вырывали язык и били плетью". За что русские храмы лишали "голоса"
© РИА Новости | Перейти в медиабанкКолокола с Киевских церквей, доставленные на завод "Знамя труда для переплавки"
Читать ria.ru в
МОСКВА, 20 мар — РИА Новости, Никита Бизин. Практически сразу после Крещения на Руси появились колокола. До сих пор они — визитная карточка как русского православия, так и национальной культуры в целом. Однако в былые времена их судили, наказывали и даже отправляли в ссылку, как злостных преступников. О том, почему так происходило, — в материале РИА Новости.
Вынужденная необходимость
К началу XX века в Российской империи насчитывалось около миллиона колоколов. В той же Москве, по воспоминаниям современников, горожане подчас не могли услышать друг друга — так громко звучал перезвон.
Идиллия, однако, продолжалась не всегда. Например, колокола пострадали во время правления Петра I. Постоянно воюющая страна нуждалась в пушках, а металла не хватало.
В указе от 1700 года реформатор повелел "для нынешнего воинского случая во всех монастырях и вотчинниковых селах у церквей взять литье из колоколов весом четвертую часть, сколько по весу пудов, где в котором звону во всех колоколах явится".
В архивах сохранились подробные описи. Например, один из крупнейших русских монастырей того времени — Кирилло-Белозерский — прислал в Москву колокола общим весом 416 пудов, семь фунтов и 48 золотников (почти семь тонн).
© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкСнятие колоколов с храма Христа Спасителя. 1930 год
Снятие колоколов с храма Христа Спасителя. 1930 год
Двести лет спустя история повторилась. С приходом к власти большевиков — в октябре 1917-го — религия уже не играла той роли, которую ей отводили в царской России. А значит, и церковным ценностям можно было найти новое применение.
Так, в 1932-м директор завода "Динамо" просил ВЦИК передать ему 16-тонный колокол звонницы старообрядческого Рогожского кладбища. Все потому, что из-за отсутствия цветных металлов "предприятие стоит перед угрозой срыва программы срочных и особо важных заказов".
Советская власть использовала храмовое наследие и в культурных целях. Годом позже в Кремль обратился нарком просвещения с просьбой переплавить церковные инструменты на бронзовые горельефы для здания Библиотеки имени В. И. Ленина.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкЗдание Российской государственной библиотеки в Москве
Здание Российской государственной библиотеки в Москве
Историки, однако, отмечают: при большевиках подобные меры диктовал дух времени. Либо же — как при Петре I — это была вынужденная необходимость. Куда интереснее случаи, когда "голос Церкви" наказывали набожные правители и народ.
Новгородские вольнодумцы
Чаще всего страдали набатные колокола — если звонили не по делу. Например, в 1681-м — звонница Спасских ворот Кремля тогда возвестила о пожаре, но тревога оказалась ложной.
Обычно "запятнавших репутацию" снимали и увозили в Сибирь. Именовали их "ссыльными". В особых случаях отрезали языки, а иногда даже разбивали. Если же опальный колокол амнистировали, его заново собирали и перевязывали лыком. Отсюда и другое название — "лыковый".
Самая известная "колокольная расправа" произошла в Новгороде. До XV века он был независим от Москвы. Местного правителя — посадника — выбирали, а все вопросы решали общим сходом, на вече.
© Public domainКартина "Отправка Марфы-посадницы и вечевого колокола в Москву"
Картина "Отправка Марфы-посадницы и вечевого колокола в Москву"
Но в 1477-м Иван III пошел на город войной. В итоге республика стала частью Московского княжества. Про главный символ непокорности — вечевой колокол — тоже не забыли. Увезли в столицу. "Отселе оному в нашей отчине не быти…" — сетовал летописец.
По легенде, на границе покоренной республики колокол якобы скатился с холма, выкрикнул "Воля!" — и разбился на куски. В действительности он некоторое время висел в Успенском соборе Московского Кремля. Затем его переплавили.
Веком позже пострадал еще один "новгородец".
"Когда Иван Грозный проезжал по Волховскому мосту, конь под ним пал на колени — животное испугалось громкого звука колокола храма Святой Софии. Разозлившись, государь воскликнул: "Не могут скоты звону его слышать!" — приводит известное предание фольклорист Неонила Криничная. В гневе царь приказал "отрубить снасти у того колокола, и чтобы пал наземь, и казнить его уши".
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкРепродукция картины Виктора Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный"
Репродукция картины Виктора Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный"
Смутьян из Углича
Настоящее судебное разбирательство над колоколом состоялось в Угличе в 1591-м. Тогда его набат возвестил о гибели царевича Дмитрия — сына Ивана Грозного. На городской площади собрался народ: расправился над подозреваемыми в убийстве наследника.
Расследовал дело будущий царь Василий Шуйский, обвинивший угличан в смуте: двести человек казнили, около трехсот отправили в ссылку.
Но интересен вердикт в отношении "зачинщика" самоуправства — набатного колокола. Его сбросили со звонницы, принародно вырвали язык, отрубили ухо и наказали двенадцатью ударами плетей. После этого отправили в Тобольск.
Там городской воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть "преступника" в приказной избе, написав на нем: "Первоссыльный неодушевленный с Углича". Лишь в 1892-м по распоряжению императора Александра III колокол вернули из ссылки.
"Скрывать нет смысла". Куда исчез главный "защитник Москвы"
17 марта 2022, 08:00