Рейтинг@Mail.ru
"Утопили в карьере": как в Кузбассе "отжимают" шахты - РИА Новости, 10.03.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Место эндогенного пожара

"Утопили в карьере": как в Кузбассе "отжимают" шахты

Виктор Званцев
Зимой 2016-го в Прокопьевске пропал бывший арбитражный управляющий шахты "Коксовая-2" Евгений Лазаревич. Через несколько лет его останки нашли в карьере, а по подозрению в убийстве задержали двух экс-сотрудников ФСБ и МВД. Мотив преступления — личная неприязнь. Однако родные Лазаревича уверены: гибель связана с работой предприятия, с которого, по его словам, незаконно вывели миллиарды рублей.
Чтобы понять, как устроен "бизнес по отжиму" шахт и чем бесконтрольная добыча угля угрожает экологии и людям, корреспондент РИА Новости отправился в Кузбасс.
Лакомый кусок
Еще десять лет назад на некогда передовой шахте "Коксовая" добывали высококачественный уголь, особо ценившийся на рынке. Теперь единственное напоминание об этом — почерневший копер, окруженный полуразвалившимися кирпичными зданиями.
Единственный оставшийся от Коксовой копер
Единственный оставшийся от Коксовой копер
"Запасов угля хватило бы еще минимум на 25 лет, но в 2011-м шахту продали московскому бизнесмену и все пошло под откос, —рассказывает бывшая сотрудница "Коксовой" Евгения. — Начальство советовало подыскивать другую работу — не хотели выплачивать компенсацию по сокращению персонала. Вообще, складывалось ощущение, что проблемы создали искусственно местные чиновники".
По ее словам, на шахте демонтировали дорогостоящее оборудование и затопили штреки. Полторы тысячи горняков лишились работы. В декабре 2012-го по решению суда арбитражным управляющим назначили Евгения Лазаревича, ранее уже выводившего угольные предприятия из глубокого кризиса.
И без того трудное положение усугубил вспыхнувший на шахте в начале 2013-го эндогенный пожар. Очаг возгорания тлел с 1970-х. Теперь же городу грозила экологическая катастрофа.
Лазаревич вместе с учеными разработал проект ликвидации очагов нагревания — загоревшиеся пласты тушили и параллельно извлекали уголь. Работали строго в границах принадлежащего "Коксовой-2" участка ГЗК-8 в соответствии с лицензией от Кузбасснедр. Сырье продавали, а вырученными средствами гасили долги по зарплате и выплачивали компенсации уволенным шахтерам.
Евгений Лазаревич
Евгений Лазаревич
Неугодный управляющий
Ситуация постепенно улучшалась, но в декабре 2013-го на шахту внезапно нагрянули силовики. "Между собой мы называли это рейдерским захватом, — вспоминает сотрудница "Коксовой" Татьяна. — Все опечатали, вывезли шесть тысяч тонн угля. Куда он в итоге делся, так и осталось загадкой, хотя деньги от продажи планировали потратить на зарплаты рабочим".
По оценкам специалистов, общая стоимость "конфискованного" сырья — почти 20 миллионов рублей.
Лицензию на добычу приостановили. Против Лазаревича возбудили уголовное дело по статье "Незаконное предпринимательство" и прямо с больничной койки, после двух операций, отправили в СИЗО. По версии следствия, арбитражный управляющий в течение двух недель, с 12 по 27 декабря, нелегально добывал уголь, извлекая личную прибыль. Вскоре его отстранили от должности.
"Проблемы у Жени возникли не просто так, — считает сестра Анна Лазаревич. — Он говорил, что к нему приходили и намекали: к шахте проявляет интерес местный олигарх Александр Щукин. Брат на сотрудничество не пошел и вскоре попал под следствие".
Новым конкурсным управляющим стал Андрей Матюшин. Весной 2014-го добычу угля без возобновления лицензии продолжили. Причем не только на участке ГЗК-8, но и на трех других: Поварниха, Второе крыло Юг и Лесной склад.
Свежая вскрышная порода
Свежая вскрышная порода
Чужие проблемы
Уголь извлекали уже открытым способом. "Дело в том, что разрез гораздо дешевле, чем шахта, — объясняет Татьяна. — Меньше людей, техники, ниже требования безопасности. Наверное, поэтому в Прокопьевске закрыли все 18 шахт. Власти ссылались на экологию, но ведь разрезы гораздо вреднее для окружающей среды".
Черный снег, дворовые собаки, машины, одежда и даже салфетки в местных кафе — в угольной пыли. Особенно не повезло тем, чья недвижимость оказалась в зонах выработок и постепенно пришла в негодность. Новое жилье получили далеко не все.
"Дом, где я родилась и выросла, находится на территории "Коксовой-2", — говорит Екатерина Лемтюгова. — Лет десять назад рядом появился разрез. Постройки снесли, жителям предоставили квартиры. Но мы почему-то в заветный список не попали. Мама писала руководству шахты, получила отписку: обращайтесь в горадминистрацию".
Там чиновники прямо сказали, что жилья можно добиться лишь через суд. На материнский капитал Лемтюгова приобрела небольшой деревянный домик без удобств, где сейчас живет с мужем и двумя детьми. В судебные перспективы особо не верит, но других вариантов нет.
"Поскольку деньги на переселение выделяют из федерального бюджета, за это отвечает администрация, — комментирует юрист Светлана. — Шахты же просто дают адреса домов, которые попали в зону выработок. Когда предприятие банкротится, все документы сдают в архив, и найти их потом практически нереально. Бизнесмены, осваивающие территории, фактически не несут никакой ответственности перед живущими там людьми".
Екатерина рассказывает о проблеме с жильем
В ноябре 2016-го собственники "Коксовой-2", добыв все, что можно и нельзя, ликвидировали фирму. При этом, по словам местных, часть участков, где вели добычу, до сих пор не законсервировали.
"По правилам ликвидации шахт, владельцы должны привести территорию в первоначальное состояние, — отмечает общественный активист Егор Симагин. — Следует полностью закрыть разрез, покрыть плодородным слоем, посадить деревья, а также вернуть реки, водоемы и подземные ручьи в прежнее русло. Иначе нарушится экосистема".
Симагин рассказывает о правилах ликвидации шахт
"Избегают ответственности за консервацию в том числе за счет банкротства. Распродав оборудование, руководители обязаны рассчитаться с кредиторами, погасить долги по зарплатам, оплатить больничные, коммуналку, а также так называемый экосбор. Как правило, деньги заканчиваются на зарплатах, все остальное списывают за отсутствием имущества, — добавляет собеседник РИА Новости. — В итоге разрез попросту бросают, создают другое ООО и берут новый участок".
По данным Симагина, в последние годы этой вполне законной схемой все чаще пользуются недобросовестные коммерсанты. "Еще несколько лет назад мы предлагали создать фонд, в который, перед тем как разрезать землю, собственники шахт должны были заранее внести деньги на дальнейшее восстановление, — рассказывает экс-сотрудница администрации Прокопьевского района Елена (имя изменено). — Но отклика это, разумеется, не нашло. Ведь тогда и банкротить предприятия стало бы невыгодно".
Что касается "Коксовой-2", то ее банкротство "совпало" с прекращением уголовного преследования Лазаревича, который все это время обращался в различные инстанции — от городского отдела МВД до Генпрокуратуры — и требовал проверить законность добычи угля. Родственники Евгения утверждают, что ему не раз поступали угрозы, обещали "закопать в карьере".
Симагин рассказывает о процедуре банкротства
Отработанная схема
Тогда же, в ноябре 2016-го, сотрудники центрального аппарата СК задержали двух кемеровских вице-губернаторов Алексея Иванова и Александра Данильченко, руководителя областного СУ СКР Сергея Калинкина, двух его подчиненных Артемия Шевелева и Сергея Крюкова, начальника департамента областной администрации Елену Троицкую, олигарха Александра Щукина и его юриста Геннадия Вернигора.
Силовики, чиновники и бизнесмен вымогали у владельца разреза "Инской" Антона Цыганкова контрольный пакет акций. Чтобы сделать коммерсанта более сговорчивым, против него возбудили уголовное дело по статье "Злоупотребление должностными полномочиями". Преследование прекратили лишь после резонансного ареста.
Схема, по которой действовали высокопоставленные должностные лица, очень напоминала другую сделку. В 2013-м ООО "Шахта "Грамотеинская" всего за десять тысяч рублей продали компании "Завод по ремонту горно-шахтного оборудования", после чего предприятие перешло под контроль Щукина.
Этому предшествовало задержание директора шахты Игоря Рудыка. По мнению силовиков, тот, будучи гражданином Казахстана, "нарушил условия пребывания в стране". Перед депортацией Рудык прямо в спецприемнике полиции подписал договор купли-продажи. Уже после ареста Щукина прежние владельцы "Грамотеинской" не раз обращались в суд с просьбой признать сделку незаконной из-за давления на Рудыка со стороны полиции и чиновников. И неизменно получали отказ.
Столичный коммерсант Борис Якубук, ставший владельцем "Коксовой-2" в 2011-м, тоже попал под репрессии — местные чиновники запретили спуск в шахту, из-за чего добыча прекратилась и образовалась задолженность по зарплате. Бизнесмена задержали, отправили в СИЗО и возбудили уголовное дело по статье "Злоупотребление должностными полномочиями". В итоге он продал все кузбасские предприятия, и после этого расследование прекратили за отсутствием состава преступления.
"Сейчас не девяностые, в открытую никто не вымогает, — объясняет сотрудник кузбасской полиции. — Чиновники и олигархи действуют через силовиков: на несговорчивого бизнесмена или управляющего заводят уголовное дело, а затем либо вынуждают продать контрольный пакет, либо отстраняют от руководства и назначают своих людей".
Лазаревич считал, что его уголовное дело "спродюсировали" по тому же сценарию. Ведь именно фирме Щукина, Сибирской углепромышленной компании, обязавшейся законсервировать участки "Коксовой-2", досталась лицензия на новое угольное месторождение Черный Калтан.
Поле шахты Коксовая-2
Сомнительный мотив
Днем 12 декабря 2016-го Лазаревич отправился в Новокузнецк на встречу с нотариусом бизнесмена Щукина. И исчез. Спустя три дня его Ford Explorer обнаружили в Новокузнецке на улице Дружбы. Уголовное дело возбудили по статье "Убийство". Однако следователи, опросив десятки людей, установить подозреваемых не смогли.
С мертвой точки дело сдвинулось, только когда родные Лазаревича добились личного приема у председателя СКР Александра Бастрыкина. Все материалы передали в центральный аппарат. Вскоре задержали экс-сотрудника ФСБ Сергея Дунина и бывшего оперативника новокузнецкого уголовного розыска Дмитрия Носова. Сейчас их судят.
Сергей Дунин
Сергей Дунин
По версии источника, знакомого с материалами дела, Дунин помог Лазаревичу получить доли на земельные паи и надеялся на щедрую благодарность. Подержанного Lexus ему показалось мало. Он попросил общего знакомого Носова заманить Евгения к себе в квартиру. Просто поговорить.
Диалог не сложился, и Лазаревич полез в портфель якобы за оружием. Дунин его опередил — схватил "лежащий под газетой на тумбочке в коридоре" пистолет и несколько раз выстрелил. Затем ножом расчленил тело и утопил в карьере, где позже и обнаружили фрагмент ноги.
Угольный карьер, где нашли останки является охраняемой территорией
Угольный карьер, где нашли останки, — охраняемая территория
Дунин полностью признал вину и указал на Носова как на соучастника. Квартиру обследовали криминалисты, но не нашли ни следов крови, ни ДНК убитого. Как и орудие преступления.
"Единственное доказательство — часы Longinos, которые изъяли у Носова во время обыска, — говорит источник. — СК утверждает: это оригинал, купленный Лазаревичем в Дубае почти за 400 тысяч рублей. Однако Носов уверяет, что приобрел эту реплику в павильоне рынка "На Садовой".
Товароведческая экспертиза не ответила на главный вопрос: действительно ли часы принадлежали Лазаревичу. Его ДНК на них нет, а серийный номер отличается от оригинального.
"Когда Лазаревич пропал, Носова, как и Дунина, допрашивали в качестве свидетелей, — уточняет источник. — А бывший опер все-таки не настолько глуп, чтобы хранить дома такую серьезную улику. Более того, в день пропажи сотовые операторы не зафиксировали звонков Носова ни Лазаревичу, ни Дунину".
Экс-фээсбэшник уверяет, что схватил пистолет, лежащий на тумбочке, однако ее, по словам Носова, он купил ее в 2018-м. Это подтверждается чеками из магазина и показаниями риелтора. Сам Дунин не раз бывал в гостях у будущего "подельника" и, соответственно, видел эту мебель. Но не в конце 2016-го.
По данным СК на фото Сергей Дунин после убийства Лазаревича
По данным СК, на фото Сергей Дунин после убийства Лазаревича
"По видеокамерам отследили двух человек, перегонявших внедорожник Лазаревича, — указывает на еще одну нестыковку источник. — СК считает, что это были Дунин — он не отрицает — и Носов. Однако на кадрах видно, что второй человек ниже Дунина, а Носов выше как минимум на десять сантиметров. Такое ощущение, что экс-фээсбэшник просто покрывает кого-то более влиятельного".
В салоне и багажнике машины Лазаревича криминалисты зафиксировали ДНК четырех человек, но идентифицировать их не удалось.
Брошенный автомобиль Лазаревича
Брошенный автомобиль Лазаревича
Новый поворот
Между тем, отрабатывая версию убийства из-за профессиональной деятельности, следователи проверяли информацию о чернокопательстве на шахте "Коксовая-2". По мнению СК, незаконная добыча подтвердилась, и из уголовного дела выделили более 40 томов.
Уголь копали на тех самых четырех участках — ГЗК-8, Поварниха, Второе крыло Юг и Лесной склад. Курировали это местные чиновники и силовики. Причем приостановленная в декабре 2013-го лицензия на пользование недрами разрешала лишь подземные работы.
Участки Поаврниха, Второе крыло Юг и Лесной склад в 2013 и эти же участки три года спустя. Снимок из космоса
Участки Поварниха, Второе крыло Юг и Лесной склад в 2013-м и эти же участки три года спустя. Снимок из космоса
В 2016-м во время процедуры банкротства у предприятия несколько раз менялись учредители, а основная часть доходов поступала на счета фирм-однодневок, кредиторы денег практически не получали. Ущерб, по мнению Лазаревича, — не менее шести миллиардов рублей.
Делами о незаконном предпринимательстве занимается МВД, поэтому СК передал материалы в управление полиции по Кемеровской области, а оттуда их, по нашей информации, спустили в горотдел Прокопьевска. С тех пор минул почти год, однако уголовное дело до сих пор не возбудили.

Делами о незаконном предпринимательстве занимается МВД, поэтому СК передал материалы в управление полиции по Кемеровской области, а оттуда их, по нашей информации, спустили в горотдел Прокопьевска. С тех пор минул почти год, однако уголовное дело до сих пор не возбудили.

Участок, где добывали уголь
Участок, где добывали уголь
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала