![Маргарита Сапунова Маргарита Сапунова](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775121953_0:0:3008:2008_600x0_80_0_0_85ff1e4124a55d61ee0d577fbb8398b5.jpg)
"Я с ней не полечу": женщины-пилоты рассказали о секретах профессии
"Добрый день, вас приветствует командир корабля Маргарита Сапунова", — слышат пассажиры авиакомпании S7 Airlines перед полетом. Реагируют по-разному, находятся и скептики. Между тем женщины за штурвалом самолета сегодня — не редкость. Как им удается завоевать авторитет в мужском коллективе и добиться успеха в работе — в материале РИА Новости к Международному женскому дню.
Командир корабля
Маргарита Сапунова — командир Boeing-737-800 вместимостью 176 пассажиров. За штурвалом — шесть с половиной лет, из них пять — вторым пилотом. В семье авиаторов нет. "Я родом из небольшого поселка в Тверской области. В детстве мечтала стать космонавтом, а позже — пилотом, хотя о таком в моей глубинке не принято было думать", — улыбается она.
После школы получила образование экономиста и работала по специальности, но поняла, что хочет реализовать детскую мечту. Решила поступить в летную школу. "Звонила по разным номерам в интернете. Мне отказывали: "Женщинам в этой профессии не место", — вспоминает она.
![Командир пассажирского самолета Маргарита Сапунова Командир пассажирского самолета Маргарита Сапунова](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775121950_0:0:3008:2008_1440x0_80_0_0_9803b277dd3dcfef7cd1e02724691ac6.jpg)
Командир пассажирского самолета Маргарита Сапунова
В 2010-м, в 24 года, по совету подруги устроилась бортпроводником в S7 Airlines. Через год ее все же приняли в Краснокутское летное училище в Саратовской области.
"В 2014-м успешно прошла все испытания и меня назначили вторым пилотом. Но, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, — рассказывает Маргарита. — Чтобы тебе доверили воздушное судно, нужно снова заниматься на тренажерах, сдать зачеты, экзамены. Налет — минимум 1500 часов, но у меня уже было 4000. Пробные рейсы — под наблюдением инструктора. На все это уходит около двух месяцев, но для меня растянулось на четыре из-за пандемии".
В сентябре 2020-го Сапунова стала командиром. Перед первым самостоятельным полетом страха не было — только легкое волнение.
![Boeing-737-800 Boeing-737-800](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775139901_0:0:3110:2048_1440x0_80_0_0_8c3b49ede98080155e7fef25a2d7b5b6.jpg)
Boeing-737-800
Стальная птица
Члены экипажа обязаны приехать за час до вылета — проверяются у врачей, изучают документы. В брифинговой комнате команда знакомится с планом полета и метеосводкой. "После — внешний осмотр самолета. Если есть вопросы, вызываю инженеров, — перечисляет Маргарита. — Как только удостоверимся, что все в порядке, принимаю решение о взлете".
Маршруты разные — российские и зарубежные, обычно три-четыре часа в одну сторону. По прилете есть час, чтобы подготовиться к обратному пути. Дополнительный отдых между так называемыми разворотными рейсами не требуется. В среднем в неделю их не больше пяти.
"Мой самый продолжительный полет — из Благовещенска в Москву, почти восемь часов за штурвалом. Нужно быть максимально сосредоточенной все время, расслабляться нельзя. Один из способов сохранять бодрость — разговаривать с коллегами".
![Маргарита Сапунова на рабочей смене Маргарита Сапунова на рабочей смене](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775121946_0:0:1080:1350_600x0_80_0_0_cc40c41c37383ac76c52d2d1fc287be5.jpg)
Маргарита Сапунова на рабочей смене
После таких рейсов экипаж отдыхает минимум 12 часов. Бывает и больше. Маргарита вспоминает Ларнаку на Кипре: "У нас было три свободных дня. Заселились в гостиницу прямо у моря. Взяли с ребятами машину напрокат, объездили остров вдоль и поперек. Пляжи, водопады, горы — было здорово".
Перед рейсом обязательно нужно хорошо выспаться. Частая смена часовых поясов, разница в давлении — все это сказывается на самочувствии. Держаться в тонусе помогают занятия спортом и сбалансированное питание.
"Твердый характер и ответственность — без этого в нашей профессии никак. Мы отвечаем за жизнь коллег и пассажиров. Но все же самое главное в авиации — любовь к работе, — уверена собеседница РИА Новости. — Мне всегда нравились самолеты и атмосфера аэропорта. И я очень рада, что воплотила мечту, научилась поднимать стальную птицу в воздух".
![Маргарита Сапунова в аэропорту Маргарита Сапунова в аэропорту](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775121956_0:0:3008:2008_1440x0_80_0_0_1ae13b2e9dca460a146d62e9413df724.jpg)
Маргарита Сапунова в аэропорту
Считается, что это не женская профессия. "Бывает, кто-нибудь переспросит у бортпроводника, правда ли, что за штурвалом женщина. Но нечасто. Когда пассажиры поднимаются по трапу, они видят меня. Машут в знак приветствия, улыбаются, а после посадки — благодарят, — улыбается Маргарита. — Каждый полет как праздник".
Полиция и первая помощь
Мария Годовикова из Красноярского края — второй пилот Boeing 737-800. Летает четвертый год. Ее отец — пилот вертолета Ми-8. Детство прошло под его рассказы. Неудивительно, что со школы грезила небом.
![Мария Годовикова Мария Годовикова](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775021341_0:0:1600:1344_1440x0_80_0_0_05e84a2ee56f0828f349b34bf050a864.jpg)
Мария Годовикова
© Фото предоставлено Марией Годовиковой
Училась в Санкт-Петербургском госуниверситете гражданской авиации. По программе у студента перед выпуском должно быть хотя бы 150 часов в воздухе. У Марии было 170. Первый самостоятельный полет совершила уже на 17-м часу обучения — на американском Cessna 172.
В 2017-м ей было 24. В декабре устроилась в авиакомпанию "Победа" и успешно прошла программу переподготовки. Самое запоминающееся — зачет на тренажере Full Flight, симулирующем работу в кабине пилота с точностью до 97 процентов. К штурвалу допустили в мае 2018-го, а летом разрешили самостоятельные полеты.
![Второй пилот Мария Годовикова Второй пилот Мария Годовикова](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775021335_0:0:958:916_600x0_80_0_0_ef77d72693ec988e878f650e15d01308.jpg)
Второй пилот Мария Годовикова
© Фото предоставлено Марией Годовиковой
"Последнее слово всегда за командиром. В целом обязанности у нас идентичные. Осматриваем самолет — нет ли неисправностей, а также снежно-ледяных отложений. В темное время — с фонариками. Начинаем с передней части фюзеляжа и дальше по часовой стрелке. Внимательно изучаем шасси, хвостовое оперение", — описывает тонкости Мария.
На любом этапе предполетной подготовки экипаж может обратиться в аэродромный диспетчерский пункт, к дежурному штурману и синоптику, чтобы уточнить аэронавигационную и метеорологическую информацию. Фактические и ожидаемые метеоусловия по маршруту готовят заранее: не только на аэродроме вылета, посадки, но и на запасных. Также дают план доступных в пути радионавигационных средств.
![У второго пилота и командира экипажа - идентичные обязанности У второго пилота и командира экипажа - идентичные обязанности](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775021338_0:0:1555:1083_1440x0_80_0_0_42833678343c7b34ef6eba0451745290.jpg)
У второго пилота и командира экипажа — идентичные обязанности
© Фото предоставлено Марией Годовиковой
Второй пилот наравне с командиром имеет право управлять воздушным судном, вести радиопереговоры. Диспетчеры постоянно на связи. Помогут, к примеру, с внеплановой посадкой, если кому-то на борту вдруг стало плохо.
"Борпроводники умеют оказывать первую помощь. Но обязаны выяснить, есть ли в салоне медицинский работник. По его рекомендации принимается решение о внеплановой посадке. Если врачей нет, решают члены экипажа. Информацию о случившимся передают диспетчерам. По прилете больного уже ждет скорая, — объясняет Мария. — На моих сменах были пассажиры с эпилепсией. Приземляться не понадобилось — на борту всегда оказывались медики".
![Взлетающий самолет Взлетающий самолет](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775023420_0:0:1500:1000_1440x0_80_0_0_3ff1fd98282ffe56df0a074d01c23b6d.jpg)
Взлетающий самолет
Бывает, вызывают полицейских — если кто-то буянит. Бортпроводники также имеют право не пустить в самолет слишком пьяного, по их мнению, пассажира.
Экипаж действует слаженно и сообща — не подумаешь, что до полета они не были знакомы. Но, согласно международным стандартам, состав команды меняется. Считается, что так люди более объективны, бдительны и внимательны.
У девушки-пилота те же обязанности, что и у мужчины, — никаких поблажек. "Самое трудное — подняться по стремянке к щитку: перед полетом надо проследить, чтобы топлива залили столько, сколько требуется по расчетам. Технические работники держатся по-джентельменски, подают руку при спуске", — улыбается Мария.
![Погрузка багажа в самолет в аэропорту Шереметьево Погрузка багажа в самолет в аэропорту Шереметьево](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/18/1774818053_0:0:3072:2048_1440x0_80_0_0_6b49a06a258e95d62f2c78661e0b859d.jpg)
Перед полетом
Некоторые пассажиры выражали недовольство тем, что за штурвалом женщина. Даже от полета хотели отказаться. Но узнав, что билет им не возместят, смиренно шагали к своему месту. Впрочем, таких очень мало.
Годовикова тоже собирается стать командиром. Это цель большинства вторых пилотов.
"Я очень люблю свою работу. Мне все в ней нравится. Особенно — встречать закаты и провожать рассветы. Виды нам открываются незабываемые", — признается она.
![Второй пилот авиакомпании ''Победа'' Второй пилот авиакомпании ''Победа''](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775021332_0:0:1600:1066_1440x0_80_0_0_281e22453efa96744e00e154c6c45c64.jpg)
Второй пилот авиакомпании ''Победа'' Мария Годовикова
© Фото предоставлено Марией Годовиковой
Из стюардессы в пилоты
Елизавета Данилова — на старте карьеры. Стажируется в "Аэрофлоте" на второго пилота. В авиацию попала случайно — в университете училась на спортивного пиарщика. На третьем курсе перешла на заочку, искала подработку.
"А почему бы не стать стюардессой? Эта мысль не давала покоя, — рассказывает она. — В 2013-м отправила резюме в крупную авиакомпанию и меня взяли. Из требований — хорошее здоровье, знание английского и рост не ниже 165 сантиметров — чтобы доставать до багажных полок".
![Елизавета Данилова Елизавета Данилова](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/05/1776735954_0:0:900:1393_600x0_80_0_0_cf1ca3604c91a38ef1de059dd30036d6.jpg)
Елизавета Данилова
© Фото из личного архива Елизаветы Даниловой
На стажировке бортпроводников допускают в кабину к пилотам, чтобы ознакомиться с процессом взлета и посадки. На брифинге Елизавета узнала: командир корабля — женщина.
"Такая умная, решительная, уверенная. Я раньше и не думала, что женщины могут быть пилотами-командирами. Вдохновила меня своим примером. Решила, что если у нее получилось, то и я смогу", —вспоминает собеседница РИА Новости.
Со временем получила допуск к большим самолетам и длительным перелетам, командировок прибавилось. В 2017-м поступила в училище в Сасово Рязанской области. Сначала на коммерческое отделение, через год перевели на "бюджет". Летала на Cessna 172 и Diamond DA42. К выпуску — 150 часов в воздухе.
![Подготовка самолета Diamond DA42 к летной программе Подготовка самолета Diamond DA42 к летной программе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775026997_0:0:2978:2048_1440x0_80_0_0_bacdc6559f8e9c420a1da7b4a7b34553.jpg)
Подготовка самолета Diamond DA42 к летной программе
Окончила учебу в 2020-м. В пандемийный год устроиться на работу было крайне сложно, многие авиакомпании приостановили набор новичков. Временно стала диспетчером — в основном занималась планированием рейсов и выстраивала маршруты.
Осенью 2021-го все же попала в "Аэрофлот" и уже чуть больше месяца стажируется под руководством опытных инструкторов.
Елизавете нужно выполнить минимум 40 рейсов. Полеты "разворотные" — по России и за рубеж. На время практики за стажером закреплен определенный командир.
"Бывает, в одну сторону я пилотирующий, в обратную — веду мониторинг и радиосвязь, —объясняет она. — Очень много нюансов перед полетом. К примеру, в специальное электронное устройство нужно завести данные, с помощью которых система сделает расчеты и проложит траекторию: направление ветра, вес самолета, взлетная скорость. Кроме того, в самолет занесена база с особенностями воздушного пространства — могут быть запретные зоны, ограничения по скорости и высоте".
![А320 А320](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775022348_0:0:3072:2048_1440x0_80_0_0_a9774574c263707f7d72a14f17e46c55.jpg)
Airbus А320
Елизавета летает на Airbus A320 и Airbus A321. Родные с понимаем отнеслись к желанию освоить новую профессию, хотя сперва переживали, что ради этого ей придется в одиночку перебраться из Москвы в рязанскую глубинку.
И в училище, и на работе Данилова сразу дала понять окружающим, что не потерпит скептицизма в ее сторону по поводу выбора профессии: "Мы еще многим парням дадим фору".
Ведь для девушек, мечтающих стать пилотами, нет никаких препятствий. Главное — желание.
![Самолеты в аэропорту Самолеты в аэропорту](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/19/1775022925_0:0:3071:2048_1920x0_80_0_0_83eb77626f5f48eb7c178cc8b2b9588f.jpg)
Самолеты в аэропорту
08:00 08.03.2022
(обновлено: 16:17 11.03.2022)