11:54 01.03.2022
(обновлено: 12:20 01.03.2022)
Выставка-диалог современного искусства и Древнего Египта открылась в ГМИИ
Выставка Ирины Затуловской "Бегство в Египет" открылась в Пушкинском музее
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина "Две ложечки" на выставке Ирины Затуловской "Бегство в Египет" в ГМИИ имени Пушкина
![Две ложечки на выставке Ирины Затуловской Бегство в Египет в ГМИИ имени Пушкина Две ложечки на выставке Ирины Затуловской Бегство в Египет в ГМИИ имени Пушкина - РИА Новости, 1920, 01.03.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769616_0:96:1024:672_1920x0_80_0_0_7bebf2493038b002d899181b718a061b.jpg)
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
МОСКВА, 1 мар - РИА Новости. Выставка современной российской художницы Ирины Затуловской "Бегство в Египет" открылась в музее изобразительных искусств имени Пушкина, проект продолжает традицию экспозиций-диалогов современного художника с искусством прошлого, сообщает пресс-служба музея.
«
"Много лет вдохновляясь искусством Древнего Египта, в этом выставочном проекте художница выстраивает свою картину мира, в которой произведения древнеегипетских мастеров из коллекции музея и ее собственные работы вступают во взаимодействие по форме, по подобию, по смыслу. Экспозиция поддерживает тему перекрестного года гуманитарного сотрудничества между Россией и Египтом, стартовавшего в июне 2021 года", — говорится в сообщении.
В экспозицию включены как работы Затуловской, так и произведения из египетской коллекции музея: фигурки ушебти (ритуальные статуэтки, которые помещали в гробницу при захоронении), ящички для ушебти, каменный жертвенник, фрагменты масок от саркофагов, фрагменты сосудов и тканей. Все эти предметы включены художницей в систему ассоциативных связей.
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени ПушкинаУшебти Джхути-Меса в миниатюрном саркофаге
![Ушебти Джхути-Меса в миниатюрном саркофаге Ушебти Джхути-Меса в миниатюрном саркофаге](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769631_0:280:782:720_600x0_80_0_0_69438460dbb66d588cb4dba00dd47d8d.jpg)
Ушебти Джхути-Меса в миниатюрном саркофаге
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
1 из 6
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени ПушкинаФрагмент маски саркофага
![Фрагмент маски саркофага Фрагмент маски саркофага](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769641_0:258:863:743_600x0_80_0_0_ebe153f5606cb2b38b0f4a7a4bb6b88b.jpg)
Фрагмент маски саркофага
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
2 из 6
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени ПушкинаСтатуэтка — бог Хор в образе сокола
![Статуэтка — бог Хор в образе сокола Статуэтка — бог Хор в образе сокола](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769629_0:154:799:603_600x0_80_0_0_5a71c648cf0f9381721ad3e547e1f5c6.jpg)
Статуэтка — бог Хор в образе сокола
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
3 из 6
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени ПушкинаЦоколь от статуи со ступнями ног и надписью
![Цоколь от статуи со ступнями ног и надписью Цоколь от статуи со ступнями ног и надписью](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769636_0:28:1000:591_600x0_80_0_0_c855901562f5ee9efd4cf2836f6051ea.jpg)
Цоколь от статуи со ступнями ног и надписью
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
4 из 6
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени ПушкинаСтатуэтка — бог Апис в образе быка
![Статуэтка — бог Апис в образе быка Статуэтка — бог Апис в образе быка](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769622_0:250:888:750_600x0_80_0_0_a713856c557b413bfab4b2329ab23f9b.jpg)
Статуэтка — бог Апис в образе быка
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
5 из 6
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени ПушкинаНеразвернутый свиток папируса, обмотанный лентой и запечатанный
![Неразвернутый свиток папируса, обмотанный лентой и запечатанный Неразвернутый свиток папируса, обмотанный лентой и запечатанный](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769624_0:30:1000:593_600x0_80_0_0_fafefc4bd56a9b640ce29b8843f204ba.jpg)
Неразвернутый свиток папируса, обмотанный лентой и запечатанный
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
6 из 6
Ушебти Джхути-Меса в миниатюрном саркофаге
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
1 из 6
Фрагмент маски саркофага
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
2 из 6
Статуэтка — бог Хор в образе сокола
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
3 из 6
Цоколь от статуи со ступнями ног и надписью
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
4 из 6
Статуэтка — бог Апис в образе быка
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
5 из 6
Неразвернутый свиток папируса, обмотанный лентой и запечатанный
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
6 из 6
Метафора в названии выставки — "Бегство в Египет" — запечатлевает желание художницы уйти от суеты повседневного существования. Сама экспозиция оформлена в виде ступенчатой пирамиды, в центре которой Затуловская помещает мумии кистей — завернутые в холст, старые, истертые кисти для живописи, это символ творческого вдохновения.
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина"Мумии кистей" Ирина Затуловская. 1999
![Мумии кистей. 1999 Мумии кистей. 1999 - РИА Новости, 1920, 01.03.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769614_0:0:768:1024_1920x0_80_0_0_0b8522bb1aa4ab47440f5d634dd0b3e6.jpg)
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
"Мумии кистей" Ирина Затуловская. 1999
Особую роль в экспозиции играет свет, поскольку он не просто освещает экспонаты, но и "выступает в качестве одухотворяющего начала".
Три стороны пирамидальной конструкции также отражают три раздела выставки — вечность/повседневность, двойники/встреча, земля/рождение. В первом разделе художница рассказывает о тех моментах в своей жизни, когда в повседневности вдруг ощущается дыхание вечного.
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина"Мария Египетская", Ирина Затуловская. 2019
![Мария Египетская, Ирина Затуловская. 2019 Мария Египетская, Ирина Затуловская. 2019 - РИА Новости, 1920, 01.03.2022](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/01/1775769620_0:0:768:1024_1920x0_80_0_0_1a0025c3d1a2920588d5ea85cda06169.jpg)
© Фото : пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
"Мария Египетская", Ирина Затуловская. 2019
Второй раздел исследует двойственность мира и идею о том, что двойник есть и у реального мира, и у каждого живущего на земле. Третья тема посвящена жизни как пространству между рождением и смертью, и оно связано с местом, где человек родился — для Затуловской родной землей стала земля "средней полосы" России, поэтому в этом разделе находится фрагмент сосуда, ребра которого напоминают ровные грядки, и написанный на доске "Любимый огород", и обнаженная женская фигурка, лежащая у воды.
«
"Ирина Затуловская словно говорит своему зрителю: о смерти мы не знаем практически ничего, кроме того, что она есть. Но наше сознание не может с этим смириться. Художник ищет на ткани жизни знаки того, что жизнь человеческая не завершается с физической смертью", — объясняют в пресс-службе.