Рейтинг@Mail.ru
Ужасы Паланика: как управлять массовым зрителем во имя чужих страстей - РИА Новости, 21.02.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Ужасы Паланика: как управлять массовым зрителем во имя чужих страстей

© AFP 2024 / Getty Images/Neilson BarnardСовременный американский писатель Чак Паланик
Современный американский писатель Чак Паланик - РИА Новости, 1920, 21.02.2022
Читать ria.ru в
МОСКВА, 21 фев — РИА Новости, Павел Сурков. К 60-летию Чака Паланика в России выходит его новый роман "Рождение звука". Читатели либо обожают этого автора, либо испытывают к нему отвращение. Быть безразличным не получается. О культовом в буквальном смысле (фанаты называют себя “Культ”) писателе — в материале РИА Новости.

Провокации и натурализм Паланика

Инструментарий Чака Паланика предельно прост. Он берет заведомо провокативную тему, а в финале делает сюжетный твист, вгоняющий читателей в ступор.
© Компания 20th Century FoxКадр из фильма "Бойцовский клуб"
Кадр из фильма Бойцовский клуб
Кадр из фильма "Бойцовский клуб"
При этом крайний натурализм — обязательный элемент авторского стиля. Это крючок, на который ловится читатель, пришедший в магазин за "чем-нибудь эдаким". И тут-то Паланик ласково шелестит перед ним страницами: вот тебе, пожалуйста, кровь, смерть, очень много мучений и ужаса.
Он словно вытаскивает из зазевавшегося неофита все его затаенные мысли о запретном. И подносит это запретное на сверкающем серебряном блюде — вы хотели отрубленную голову?
Этот прием у Паланика, конечно, нарочитый, напускной. Главное — его невероятная наблюдательность. Он тщательно анализирует современное общество, с точностью доктора Хауса ставит ему диагноз. И представляет разобранную на части структуру самого актуального порока сегодняшнего дня. "Рождение звука" — не исключение.

"Рождение звука" на русском

Кому-то эта книга может показаться несколько вторичной: многое перекликается и со "Снаффом", и с "Удушьем". От первого здесь — погружение в мир "запретного кино".
© Aramid Entertainment Fund/ATO Pictures/Choke Film/Fox Searchlight Pictures (2008)Сэм Рокуэлл в фильме по роману Чака Паланика "Удушье"
Кадр из фильма Удушье
Сэм Рокуэлл в фильме по роману Чака Паланика "Удушье"
Главная героиня Митци Айвз работает в кино шумовиком, причем не совсем обычным. Она умеет записывать крики. Эталонные крики, вопли ужаса и мучений, которые потом, при озвучке триллеров, ужастиков и детективов, вставляют в звуковую дорожку в самых напряженных моментах. Вот только каким образом Митци добивается столь нарочитой реалистичности этих криков? Впрочем, ответ на этот вопрос Чак Паланик дает очень скоро.
Пересказывать его романы бессмысленно, сюжет в них — отнюдь не главное. Куда важнее тот порок, который писатель выбрал мишенью.
Сперва кажется, что это фанатичная одержимость, преданность идее, которая если и существует где-то, то только в собственной голове.
Субъективная правда: если кто-то думает не так, как я, он попросту ничего не понимает в жизни и вообще жизни не достоин.
© ЭксмоОбложка книги “Рождение звука", Чак Паланик
Обложка книги “Рождение звука, Чак Паланик
Обложка книги “Рождение звука", Чак Паланик
Да, в современном обществе с его экстремальной толерантностью мнение порой оказывается важнее факта — но Паланик демонстрирует нам не только эту стигму.

Массовый зритель — игрушка в чужих руках

Куда важнее еще один порок, который он препарирует для нас, — это абсолют нашего восприятия. То, что мы слышим, то, что напрямую "льется" в наши уши, мы почему-то воспринимаем как непреложные факты.
Кадр из фильма Бойцовский клуб
В Китае "Бойцовский клуб" вышел с другим финалом
Но как создано то, что мы слышим? Что стоит за словами и звуками, которые стремительно несутся на нас с экрана, из интернета, из новостей и блогов? За ними всегда стоят люди. Не мистические тайные общества, не зловещие "корпорации власти", а предельно конкретные люди со своими целями, мыслями и страстями.
И Чак Паланик показывает, как массовый зритель становится игрушкой в чужих руках, заложником чужих страстей.
Порой этот процесс трансляции чужой страсти вовне оказывается смертельно опасным для окружающих, а иногда может обернуться против самого создателя. Более того, именно такой финал кажется неизбежным.
© Atman Entertainment (1999)Кадр из фильма режиссера Дэвида Финчера "Бойцовский клуб", 1999
Кадр из фильма режиссера Дэвида Финчера Бойцовский клуб, 1999
Кадр из фильма режиссера Дэвида Финчера "Бойцовский клуб", 1999
Но вместе с тем искушение повелевать массами, создавать то, что будоражит умы, взывая при этом к самым низменным чувствам, — сильнее всего. И те, кто не выдержал искушения, обречены: в этом отношении автор по-прежнему безжалостен к своим героям. Чак Паланик не из тех, кто любит собственных персонажей. Они для него инструменты предупреждения, которое он, тщательно спланировав и расписав, посылает читателям.
А как мы распорядимся тем, что напророчил нам один из главных писателей современности, — это уже наш личный выбор.
Кадр из фильма Смерть на Ниле
Смерть на Ниле, или Как толерантность погубила Пуаро
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала