Рейтинг@Mail.ru
Рогами вперед: как лоси стали смертельной угрозой для автомобилистов - РИА Новости, 14.02.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

 

 

Рогами вперед: 

как лоси стали смертельной угрозой для автомобилистов

Борис Ги, Анастасия Гнединская

Темный силуэт на трассе и мощный удар — если раньше при столкновениях с лосями в России ежегодно погибали около пятидесяти человек, то с 2020-го — более ста. Эксперты связывают это с развитием внутреннего туризма — из-за пандемии люди чаще путешествуют по стране на автомобилях. Водители, которым удалось выжить, в один голос утверждают: вовремя заметить выскочившего из леса зверя и среагировать практически невозможно. Где и когда чаще всего происходят фатальные инциденты — в дата-исследовании РИА Новости.

«Туша на две полосы»

Ведущий «Авторадио» Михаил Брагин с женой и детьми стояли на обочине трассы А-121 «Сортавала» и стряхивали с себя осколки лобового стекла. Рядом моргал аварийкой покореженный внедорожник Infiniti, а чуть в стороне лежал погибший лось. 

«В первые же минуты после аварии я понял, как нам повезло, что ехали на большой машине. Иначе зверь продавил бы крышу и всей тяжестью рухнул на пассажиров. Тогда царапинами бы не отделались», — говорит Михаил.

Машина Михаила Брагина после столкновения с лосем
Машина Михаила Брагина после столкновения с лосем

Третьего января 2021-го Брагины отправились в Карелию — сняли дом на новогодние праздники. Радиоведущий знал, что в этих местах лоси часто выходят на дорогу. Но думал, что их тропы начинаются чуть дальше, а не прямо у границы с Ленинградской областью.

«Скорость была не очень высокой — километров 80 в час. Но он выбежал из леса за секунду — увернуться было крайне сложно. Я попытался уйти влево — не успел. В итоге мы ударили зверя в левую лопатку. Огромная туша, сделав сальто в воздухе, пробила копытом стекло и приземлилась на трассу», — вспоминает собеседник РИА Новости.

Едва Брагины вышли из машины, на обочину стали вылетать другие авто: водители слишком поздно замечали перегородившее обе полосы животное. В последнюю секунду пытались тормозить, и их заносило.

«Хорошо, что один мужик сориентировался, вытащил светоотражающие жилеты, накрыл ими лося. Это спасло многих. Уже потом с помощью манипулятора мы оттащили тушу на обочину», — говорит Михаил. 

Лось, которого сбил Михаил Брагин
Лось, которого сбил Михаил Брагин

Обошлось без серьезных травм, но «стекло потом вытаскивали даже из нижнего белья». Отпуск был испорчен, машину эвакуировали в Москву. 

С тех пор в темное время суток даже на скоростных участках Брагин не разгоняется больше шестидесяти и старается следить за обочиной. Тем не менее понимает: если зверь выскочит под колеса, среагировать все равно вряд ли получится. 

«Ты можешь хоть триста раз отходить в школу экстремального вождения, но лось выбегает настолько неожиданно, что шансов совершить хоть какой-то маневр почти нет», — поясняет он.

Скачок после локдауна

По официальной статистике ГИБДД, в 2018-м и 2019-м было 40 и 57 погибших в результате ДТП с дикими животными. В 2020-м — 102, 2021-м — 105. То есть двукратный рост. Примерно так же с пострадавшими: в 2019-м — 585 человек, в 2020-м — 865, 2021 году — почти тысяча.

При этом общая ситуация с аварийностью на дорогах страны улучшается.

Закрытие из-за пандемии границ повысило популярность внутреннего туризма, в том числе автомобильного. Это и привело к увеличению числа таких аварий, считают эксперты. Тем более что обычно они происходят как раз на загородных шоссе.

«Резкий скачок в мае 2020-го неслучаен. Это сразу после локдауна», — отмечает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Более 10% ДТП с участием животных приводят к гибели водителя или пассажиров

По словам сотрудников охотхозяйств, еще одна возможная причина — в карантин интенсивность транспортного потока на трассах резко уменьшилась. Вот звери и стали выходить на проезжую часть.

Больше всего тяжелых аварий из-за столкновения с животными происходит в Тверской, Ленинградской, Ярославской и Вологодской областях, в Республике Башкирии и Пермском крае.

Последняя поездка

В половине таких инцидентов виноваты водители, примерно треть столкновений происходила с нарушениями ПДД. Двадцать два процента попавших в смертельное ДТП строго соблюдали правила.

Чаще всего к наезду на животное приводит несоблюдение пункта 10.1 ПДД — несоответствие скорости конкретным условиям движения. То есть водитель не учитывает, что на дорогу может выскочить лось. По статистике ГИБДД, эту ошибку совершает почти каждый четвертый.

Что нарушил водитель, сбивший животное

Девятнадцатого июня 2021-го муж Виктории Ефремовой Владислав с другом поехали на скутере на пруд в деревне Марьино — это недалеко от подмосковных Электроуглей. Обратно возвращались уже затемно. На лесистом участке на дорогу вышел лось, увернуться не смогли, оба погибли.

Виктория не отрицает: супруг мог превысить скорость. Но вряд ли сильно. 

«Разрешенная там — 90 километров в час. Да, местные разгонялись. Никто и подумать не мог, что там водятся лоси: с одной стороны город, с другой — деревня, — объясняет женщина. — Хотя, как я потом узнала, на этом отрезке дороги и раньше сбивали лесных зверей». 

После той трагедии на участке Электроугли — Марьино установили предупреждающий знак «Дикие животные». По мнению Виктории, это вряд ли поможет: «Как мне объяснили сотрудники ГИБДД, даже на скорости 60 километров в час при таком столкновении выжить шансов немного».

Местные считают, что проблему могли бы решить сетчатые заграждения вдоль трассы в местах, где проходят звериные тропы. Но, как уточнили в охотхозяйстве, такие заборы ставят не везде, поскольку они могут помешать свободной миграции животных.

«Винить некого»

В девятнадцать лет студентка из Подмосковья Вероника Егорова мечтала открыть кофейню и построить дом. Вечерами за чаем говорила маме: «Мы будем сидеть с тобой у камина, есть сладости, смотреть фильмы и болтать».

Вероника Егорова до аварии
Вероника Егорова до аварии

Сейчас Веронике 27. Уже семь лет она не может двигаться и говорить — только «да» или «нет» кивком головы. Это последствия аварии: машина, за рулем которой была подруга девушки, въехала в лося. У водителя — ни царапины, у Вероники — тяжелое поражение головного мозга.

«Девчонки собирались просто посидеть и поговорить в машине: давно не виделись. Ника тогда училась в Москве на втором курсе, была круглой отличницей, — вспоминает мать Вероники Елена. — Потом все же решили покататься. Возвращались домой по трассе Москва — Рига. Дорога была пустая, лось стоял на разделительной полосе. Видимо, девочки его осветили фарами. Он испугался, помчался и упал на автомобиль с той стороны, где была Вероника».

Под 700-килограммовой тушей крыша над пассажирским сиденьем проломилась — девушку придавило. Когда Веронику везли в реанимацию, она вся была в лосиной шерсти.

Благодаря реабилитации Вероника научилась отвечать на вопросы кивком головы
Благодаря реабилитации Вероника научилась отвечать на вопросы кивком головы
После аварии Вероника провела в реанимации 2 месяца
После аварии Вероника провела в реанимации два месяца

Затем двадцать шесть дней в коме, два месяца в реанимации, еще столько же — в палате интенсивной терапии. Елене пришлось бросить работу. Да и месячной зарплаты учителя математики хватало лишь на оплату одного дня в реабилитационном центре.

Мама Вероники окончила курсы по уходу за лежачими больными, выучилась на логопеда-афазиолога. Девушка все же вышла из вегетативного состояния. Сейчас она может держать предметы, пытается снова начать говорить.

«Только недавно узнали, что нам полагается выплата от страховой компании. На днях получили 160 тысяч — этого хватит на семь дней в реабцентре», — отмечает Елена.

Вероника Егорова с мамой
Вероника Егорова с мамой

Она понимает: винить в ДТП некого — правил никто не нарушал. Да и знак, предупреждающий о животных, на дороге стоял. После этой истории практически там же произошло несколько смертельных столкновений с лосями.

«Принимают за хищника»

Чаще всего лоси выходят на проезжую часть во время гона — с конца августа до середины ноября. В поисках партнерши самец преодолевает большие расстояния — до 20 километров за сутки. И автомобильные дороги для него не препятствие.

Весной же под колесами чаще всего оказываются самки. Как объясняет владелец частного питомника «Белый лось» Алексей Седой, с конца марта по конец апреля они идут к месту родов, в том числе пересекают автотрассы.

«Потом, вплоть до июня, уже родившие лосихи направляются к новым кормовым угодьям. Зачастую, кстати, это происходит по вине людей, которые на старых кормовых базах отстраивают СНТ», — отмечает Седой. 

По его словам, дикий лось воспринимает автомобиль как хищника: нечто ниже ростом мчится в его сторону и ревет. Увидев «противника», он использует ту же тактику, что и при встрече с волком или медведем, — бежит по прямой с максимальной скоростью.

Лоси чаще гибнут в ДТП, чем от рук браконьеров

Надо сказать, менее крупные дикие животные — кабаны, косули — тоже выходят на дороги. Но лоси погибают под колесами чаще. Всего с 2015-го по 2020-й — 8,9 тысячи. Если исключить лицензированную охоту, то это чуть больше половины всех случаев гибели лосей. В отдельных регионах показатель еще выше: в Татарстане — 88 процентов, в Московской области — 85, в Ленинградской — 83. В целом по стране смертность этих животных в ДТП больше, чем от рук браконьеров.

Иногда, сбив лося, водители уезжают с места аварии. Как, правило, для раненого зверя это смертный приговор. Алексей Седой объясняет: у сохатых очень хрупкие кости и при переломах ног взрослая особь почти всегда умирает от травм и стресса. 

«Работа ЖКТ у них завязана на движение — если нет активности, через несколько суток перестает функционировать желудок, — уточняет эксперт. — Не знаю ни одного случая, чтобы в России лося поставили на ноги после ДТП».

1 / 2
Алексей Седой

В Европе пострадавших в авариях животных лечат — для них придумали фиксирующие накладки и бионические протезы. В России пока такого нет. На всю страну — четыре ветеринара, специализирующихся на этом виде парнокопытных.

В 2020-м под колесами легковушек и грузовиков погибли около двух тысяч сохатых — вдвое больше, чем в 2015-м.

«Умер от переохлаждения»

Иногда очевидцы ДТП пытаются помочь раненым животным. В начале февраля на Таракановском шоссе в Подмосковье Ольга Ильинская увидела, как автомобиль сбил лосенка и уехал.

Она тут же вызвала ГИБДД, позвонила в приют «Домашний», который возглавляет артистка Илона Броневицкая. Волонтеры почти сразу нашли машину, манипулятор, чтобы погрузить травмированное животное. Его уже ждал врач. Но на перевозку требовалось разрешение.

«Эти бумаги может выдать лишь руководство охотинспекции и ветеринар. В итоге мы не смогли добиться документов в течение четырех часов и лосенок умер от переохлаждения», — говорит Ольга.

Сколько лосей погибло в ДТП с 2015 по 2020

С точки зрения закона наезд на лося — это ДТП. И неважно, пострадали люди или нет. Нужно остановиться, включить аварийный сигнал, вызвать инспектора ГИБДД. При этом дорожные полицейские не выписывают штраф за сбитого зверя — наказывают только за нарушения ПДД, если они были. 

Но за лося все же придется заплатить. Любое дикое животное по закону считается собственностью государства. Ущерб «за порчу» обязан возместить водитель. Такса твердая: лось — 80 тысяч рублей, кабан или северный олень — 30 тысяч, благородный олень — 70 тысяч, косуля — 40 тысяч. Дешевле всего волк и лиса — 200 рублей. 

Даже если знака «Дикие животные» на том участке не было, сидевший за рулем все равно выплачивает компенсацию, объясняет адвокат Геннадий Нефедовский. Ущерб государству покрывается ОСАГО. Но ремонт машины — за свой счет.

Мосты и заборы

Нельзя сказать, что проблему ДТП с животными в России игнорируют. Например, госкомпания «Автодор», строящая платные трассы, делает и экодуки — проложенные над дорогами мосты для диких зверей. Их огораживают шумопоглощающими профилями и засаживают кустарниками — чтобы животные чувствовали себя как на лесной тропе.

С 2016-го по 2020-й оборудовали 257 таких переходов. Также «Автодор» разработал соответствующий ГОСТ. Правда, он пока лишь рекомендательный. Чтобы возведение экодуков стало обязательным, нужно менять федеральный закон «Об автомобильных дорогах».

Кроме того, для магистралей общего пользования есть рекомендации «Росавтодора» по установке сетчатых ограждений. Как правило, этим занимаются региональные власти. Так, в Ярославской области, где с 2018-го количество погибших лосей выросло почти в полтора раза, Департамент охраны окружающей среды и природопользования оборудовал почти 66 километров ограждений вдоль трассы М-8 «Холмогоры». По словам чиновников, это практически полностью устранило проблему наездов на зверей.

1 / 2
Экодук для перехода диких животных через ЦКАД-3

С прошлого года на трассах региона в дополнение к знакам «Дикие животные» ставят полноразмерные макеты лосей со светоотражающим слоем. Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что помогло бы и освещение трасс, ведь большинство смертельных аварий (84%, по данным ГИБДД) происходит ночью. 

Владелец лосиного питомника Алексей Седой эти предложения критикует. 

«Человек все равно не успеет заметить бегущего лося — за секунду зверь преодолевает 17 метров. А что касается заграждений, то они должны быть очень высокими, ведь взрослый лось с разбегу может перепрыгнуть трехметровый забор», — указывает он. 

Лось

По словам эксперта по безопасности дорог EGIS (Франция) Руслана Новицкого, разрабатывающего мероприятия по снижению ДТП с участием копытных в Беларуси, направляющие конструкции (сетки и ограждения) работают только в сочетании с экодуками и проходами под автодорогой. Более того, установка только лишь сплошных ограждений, наоборот, ухудшает ситуацию. При проектировании переходов необходимо учитывать ландшафт, места водопоя, создавать поля подкормки и расставлять соляные кормушки. То есть лосю и другим копытным нужно показывать дорогу, приучать к маршруту. Это небыстрый процесс — чтобы звери привыкли, понадобится несколько лет.

В Белоруссии проблема аварий с участием животных стоит не менее остро, чем в России. Недавно там начали проектировать и реконструировать дороги с обязательным учетом карты миграционных коридоров копытных, а переходы планируют на основании рекомендаций биологов. 

Эксперты считают, что такой комплексный подход может снизить количество смертей на дорогах. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала