Алексей Левыкин рассказал,
как Исторический музей отпразднует юбилейный год
Анна Нехаева
Государственный исторический музей к 150-летию приготовил уникальную программу: москвичи и гости столицы впервые увидят сокровища музеев Генуи, шедевры кисти Караваджо и Ван Дейка, предметы из закрытого сейчас Пергамского музея и вещи, привезенные Петром I из Европы.
Директор ГИМ Алексей Левыкин в интервью РИА Новости рассказал о редких экспонатах, уже попавших в собрание, и тех, что еще хочется получить, о реставрации памятника Минину и Пожарскому и главного здания музея.
— Поздравляем с юбилеем. Как отпразднуете? Какой будет первая выставка?
— «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России» — это выставка-подарок от нашего замечательного партнера — Гохрана России, частью которой является знаменитый Алмазный фонд. Там мы покажем произведения ювелирного и камнерезного искусства XIX — начала XX веков, а также работы современных мастеров. Проект яркий и интересный, публика познакомится с многовековыми традициями ювелирного дела.
— Какие уникальные экспонаты удалось получить ГИМ в собрание за последние годы? Их вы тоже покажете?
— Мы решили отобрать лучшее за последние десять лет. Это была сложная работа: ведь наша коллекция активно прирастает, конечно, благодаря помощи государства, меценатов, работе сотрудников музея.
Среди новых поступлений — потрясающий чайный сервиз с рисунками по росписям Лоджий Рафаэля в Ватикане, изготовленный по заказу Александра II; портрет цесаревича Александра Александровича кисти Ивана Извекова, уникальные серебряные скрыни (чаши. — Прим. ред.) 1700 года работы гданьских мастеров. Этот предмет драгоценной светской посуды очень редок для музейных собраний.
— Будет ли что-то из находок научных экспедиций музея?
— Мы гордимся нашими археологическими открытиями, экспедиции Исторического музея регулярно выезжают в разные регионы страны. Десять лет мы вели раскопки неолитических культур, эпохи бронзы. На выставке покажем артефакты из легендарного археологического комплекса Гнездово.
Я испытываю гордость за каждый предмет — они удивительны и очень важны для истории и культуры страны.
— У каких предметов был непростой путь в фонды ГИМ?
— В Покровском соборе с 2019-го находится уникальная икона Господь Вседержитель (Спас Москворецкий). Ее история тесно связана с Москвой и нашим музеем. Об этом знаменитом чудотворном образе второй четверти XVII века упоминал главный хранитель ГИМ Алексей Орешников в 1927-м, во время реставрации Покровского собора. Потом икона исчезла.
Каково же было наше удивление, когда к нам обратился коллекционер, меценат Станислав Николаев с предложением передать ее в дар музею. Обретение этой иконы — истинное чудо.
— А о чем вы мечтаете, что хотелось бы получить в коллекцию?
— Сейчас мы активно ищем партнера для приобретения письма Наполеона Бонапарта Жозефине Богарне. Для нас этот предмет особо интересен, потому что собрание, связанное с эпохой Наполеоновских войн, у ГИМ одно из лучших в мире.
— Как вас поздравят зарубежные партнеры? Какие планируются совместные проекты?
— Есть понятие международного музейного братства. Мы благодарны, что, несмотря на тяжелую ситуацию, наши партнеры идут на сотрудничество.
У Исторического музея хорошие связи с Италией. Например, запланирована выставка сокровищ из музеев Генуи: шедевры из базилики святого Лаврентия, музея святого Августина, музея Страда Нуова.
Мы покажем полотна Ван Дейка, Маньяско. Один из главных экспонатов — картина «Се Человек» кисти Караваджо. Также — уникальный ларец работы итальянских мастеров XII века, это святыня Генуи: в нем хранились мощи Иоанна Крестителя, покровителя города. Будет фреска «Тайная вечеря» конца XV века Карло Брачческо — она была выполнена вскоре после создания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Все эти уникальные памятники будут демонстрироваться в Москве впервые.
— А какие предметы мы увидим на выставке «Война и мир в Древней Греции»? Что именно привезут из Пергамского музея?
— Эта выставка — продолжение сотрудничества с музеями Германии. Идея исходила от специалистов нашего отдела археологии: рассказать о двух ипостасях Древнего мира — на предметах, посвященных Троянской войне, и экспонатах, связанных с Олимпийскими играми.
Ядро составят более сотни расписных сосудов из Греции и Италии XIII-IV веков до нашей эры из фондов Исторического музея. Почти каждый — уникальное произведение древних гончаров и вазописцев. Государственные музеи Берлина, в свою очередь, представят греческое оружие, античную скульптуру и мелкую пластику (терракотовые и бронзовые статуэтки) из фондов Пергамского музея.
— Сейчас большая часть Пергамского музея и знаменитый алтарь закрыты на реставрацию. Восстанавливались ли какие-то вещи специально для выставки в ГИМ?
— Этот совместный российско-германский выставочный проект приурочен к завершению масштабной программы Исторического музея и музеев Берлина по реставрации и исследованию коллекции античных ваз, перемещенных в 1945 году в фонды Исторического музея в качестве компенсаторной реституции.
— ГИМ в юбилейный год также готовит выставку, посвященную Петру I.
— Да, эта экспозиция тоже юбилейная (в честь 350-летия российского императора Петра I. — Прим. ред.). Мы решили рассказать о путешествиях Петра в Европу: знаменитая первая зарубежная поездка в начале правления, «Великое посольство», и визит в Прибалтику, Францию, Бельгию, Нидерланды в 1716-1717-м, когда Россия уже активно превращалась в мощную европейскую державу.
— Вы представите предметы преимущественно из собрания Исторического музея?
— Наш музей — один из немногих с уникальной коллекцией, способной проиллюстрировать деяния Петра в разные годы. Но для этого проекта мы приглашаем ведущие музеи Санкт-Петербурга (Царское Село, Петергоф, Эрмитаж) и собрания Москвы.
Впервые за долгие годы посетители увидят образцы одежды из гардероба Петра Великого — шлафрок и европейский кафтан императора. Атмосферу усилят личные вещи и портреты царя Петра I, его соратников и европейский правителей, виды и планы городов по маршруту путешествий и даже уникальный памятник картографического искусства — глобус 1640-х годов, изготовленный в Голландии в знаменитой мастерской Йохана Блау.
— Один из обсуждаемых проектов ГИМ — реставрация памятника Минину и Пожарскому. Как проходит эта работа?
— Мы все пережили волнующий момент, когда скульптурную группу переместили на специальный реставрационный стол под сводами павильона. Впервые в истории — даже в 1931-м при транспортировке монумента от ГУМа к Покровскому собору это происходило без снятия скульптур с постамента.
Сейчас реставраторы работают практически круглосуточно. Планируем завершить все к ноябрю.
— Хватает ли музею выставочных площадей, учитывая пятимиллионный фонд собрания?
— Для временных экспозиций выставочных залов, которые мы используем, — достаточно. Не хватает фондовых помещений. До 99 процентов коллекции хранится в центре города, в пространствах, которые могли бы использоваться для развития инфраструктуры музея.
Сейчас идут проектные работы в Коммунарке для создания фондохранилищ ряда московских музеев. Но это не решает всех проблем. В планах — развитие тех пространств, которые мы имеем: Музейного квартала на Никольской улице, комплекса зданий на Измайловском острове.
— А что насчет реставрации главного здания музея?
— Проводим проектные работы — мы сотрудничаем с ЦНРПМ (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Минкультуры. — Прим. ред.), одной из старейших организаций в этой отрасли. Изучаем состояние инженерных систем, коммуникаций. Особое беспокойство вызывает кровля. Планируем, что через год проект будет готов.
— Год назад ГИМ открыл филиал в Туле. Там покажут блокбастеры, сделанные для Москвы, или разрабатывают собственные выставки?
— Это всегда совместная работа с тульскими коллегами. Еще неделю в филиале открыта выставка «Романовы», затем на месяц мы впервые представим в Туле ценнейшую коллекцию гравюр Дюрера и его современников.
Ну а в апреле откроем масштабную экспозицию фирмы Фаберже и других придворных ювелиров.
Впервые эта коллекция окажется за пределами столицы, и мы очень рады тому, что туляки смогут, не покидая родного города, увидеть шедевры знаменитых русских ювелирных домов.