Рейтинг@Mail.ru
"Утром деньги, вечером бан": как зарабатывают на искалеченных животных - РИА Новости, 28.01.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Утром деньги, вечером бан»: 

как зарабатывают на искалеченных животных

Юлия Ахмедова 

Дисклеймер: в материале приведены фото искалеченных животных

Выдавленные глаза, оторванные хвосты и уши, раздробленные лапы — на лечение животных с такими травмами собирает деньги самарский благотворительный фонд «Доброе сердце мира». Шокирующие фотографии и кричащие заголовки с мольбой о помощи приносят организации миллионы рублей. Но как расходуют эти средства и почему так много животных умирает, жертвователям не объясняют.

«Мозг отключается — бездумно переводишь деньги»

В 2020-м жительница Самары Светлана Герасимова наткнулась на объявление во «ВКонтакте» о сборе средств на лечение котенка. У животного была обожжена половина тела. Деньги предлагали отправлять в местный фонд «Доброе сердце мира».

«Мне стало жалко несчастного, и я импульсивно перевела тысячу рублей, — рассказывает Светлана. — Но когда начала спрашивать о его здоровье и дальнейшей судьбе, то меня забанили». 

Она позвонила по телефону, указанному на сайте, — отключен. Нашла в соцсети основательницу фонда Юлию Хамцову и написала ей с аккаунта мужа. Ответа не получила. 

В похожей ситуации оказались еще сотни благотворителей. После расспросов о состоянии животных, на лечение которых переводили деньги, их отправляли в черный список. 

Так, Елена Демина из Барнаула регулярно жертвовала фонду на протяжении года по 100-200 рублей. И со временем стала замечать, что болезни у подопечных организации идентичные: в основном механические травмы. Животных с естественными недугами, по ее наблюдениям, почти не было. 

«Когда видишь такие живодерские фотографии, мозг отключается — бездумно переводишь деньги, — признается Елена. — Но из 13 животных, которым я помогала, пятеро погибли. А про остальных вообще ничего не известно. Мои комментарии в группе удалили».

Котенок с травмой глаза
Котенок с травмой глаза

Жертвователи, у которых возникли вопросы к фонду, объединились и создали группу во «ВКонтакте». Сегодня в ней около двух тысяч человек. Несколько лет они пишут коллективные заявления в ведомства с требованием проверить деятельность организации на мошенничество и жестокое обращение с животными. 

«По нашим наблюдениям, к ним каждые пять дней попадает новая жертва. Это много. Вы часто видите на улицах котов с вырванными глазами и химическими ожогами?» — отмечает Светлана Герасимова. 

Жалобные заголовки и фотошоп 

Фонд «Доброе сердце мира» зарегистрирован Минюстом в 2017-м по адресу: Самара, Клиническая улица, дом 23. На сайте есть устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и банковские реквизиты. На личные карты деньги не поступают. Однако ни имен, ни контактов учредителей нет. Указанный телефон не работает. 

Согласно данным СПАРК, руководитель — Юлия Хамцова. На вопросы корреспондента РИА Новости она не ответила: внесла аккаунт в черный список.

На сайте опубликованы истории почти четырех сотен животных. Уже по названиям постов видно, что травмы однотипны: «котенок с переломом», «гематомой», с «травмой челюсти», «головы», «глазика». А «избитых» вообще не счесть. Изредка встречаются собаки с опухолью или инфекцией. 

Организация применяет методы так называемой токсичной благотворительности. Каждый пост начинается с фраз-триггеров крупным шрифтом: «экстренно нужно спасать!», «малышу больно!», «умоляем, помогите!», «в ваших силах подарить ему жизнь!» и прочее. 

Котенок с поврежденной лапой
Котенок с поврежденной лапой

Жалостливые истории похожи: животное то «предают хозяева», то «у старенькой бабушки нет денег на лечение», то издеваются «люди низкого социального статуса». Далее — шокирующие снимки окровавленных кошек и собак с переломанными конечностями, вырванными глазами. 

Все это, как отмечают эксперты в сфере благотворительности, — типичные средства манипуляции, направленные на «включение эмоций», чтобы человек быстро перевел деньги, не анализируя ситуацию. 

Кроме того, фонд использует для рекламы фотографии знаменитостей. На сайте сообщается, что «Доброе сердце мира» якобы поддержали телеведущий Николай Дроздов, кавээнщик Дмитрий Колчин и актер Павел Шуваев. Но даже невооруженным глазом видно, что тут не обошлось без фотошопа: разное направление света и оттенки фона, замыленный контур головы.

В разговоре с РИА Новости Николай Дроздов подтвердил, что ничего не знает ни про фонд, ни про его основательницу. Разрешение на использование своей фотографии не давал.

Смерть без объяснений

В группе НКО во «ВКонтакте» более 140 тысяч человек. В комментариях под постами жертвователи пишут, кто и сколько перевел на лечение. В основном отправляют немного: до тысячи рублей. Но таких комментариев сотни. 

Например, в апреле 2018-го фонд открыл сбор на лечение пса по кличке Борис с переломанной спиной, найденного на железнодорожных путях. Сообщили, что собаку, предположительно, «сбил поезд». Судя по комментариям, за первые сутки собрали более 80 тысяч рублей. 

Животное со сломанным позвоночником почему-то отправили в Екатеринбург, якобы «к зарекомендовавшим себя опытным врачам». Но в результате пса привезли не в госпиталь, а в приют, где оказывают услуги платной передержки. Туда он, как видно по фотографиям, приехал с открытыми травмами и язвами. А когда его нашли у железной дороги, их не было. 

Все это время сбор средств для Бориса продолжался. Позже кобелю сделали операцию, в ходе которой он скончался. 

С 6 апреля по 11 мая фонд разместил 15 постов о Борисе (часть сейчас удалили). Пожертвовали более 530 тысяч рублей (данные только по отписавшимся в комментариях к публикациям во «ВКонтакте»). А расходные документы по нему представили на 75 346 рублей. Куда делось остальное — неизвестно. 

Пес с травмой бедра
Пес с травмой бедра

Похожая ситуация и с двумя котятами. Это уже июль 2020-го. Первому якобы оторвало лапу при защемлении дверью подъезда, у второго — ожоги конечностей и роговицы глаза. Про каждого — до восьми постов. И снова сотни сообщений о переводе денег. 

Фонд показывал фотографии лечения, а спустя неделю сообщил, что оба котенка умерли. О том, сколько всего средств собрали и как их потратили, — ни слова. 

Спасали и пропали 

Девятнадцатого июня 2020-го опубликовали историю кота с переломом челюсти (ID 14289). Его якобы обнаружили в общежитии. Объяснили, что он, упав с верхнего этажа, пролежал под окнами неделю. 

«Состояние вгоняет в дрожь даже повидавших самые разные травмы ветеринаров — у бедного животного полностью раздроблена нижняя челюсть, в открытой ране копошатся опарыши», — описывается во «ВКонтакте» и на сайте.

Только под одним постом с шокирующими снимками — более 180 комментариев. Как правило, сообщают о переводе средств. Семнадцатого августа 2020-го отчитались, что коту провели несколько успешных операций, теперь «он ищет дом». Пристроили его или нет — неясно. Отчетов о стоимости лечения корреспонденту РИА Новости найти не удалось. 

1 / 2
Котенок с травмой головы

Таких оборванных сюжетов множество. На сайте упоминается, что у фонда есть свой приют, но адрес не указан. Есть прямая трансляция с камер наблюдения из трех вольеров, но они на момент выхода материала пустовали. Где находится передержка — непонятно. На вопросы о том, можно ли навестить там животных, не отвечают.

В департаменте ветеринарии Самарской области не знают, где находится приют для животных НКО «Доброе сердце мира». 

«Это признак мошенничества»

На сайте фонда есть и несколько отчетов в Министерство юстиции. Согласно данным, за 2020-й на лечение животных организация потратила 13,5 миллиона рублей, а на рекламу и консалтинговые услуги — 15,7 миллиона. Кроме того, 2,5 миллиона ушло на содержание приюта и еще 587 тысяч — на «обслуживание аппарата управления». 

Отчет за 2019-й: на рекламу израсходовали 19 миллионов, на лечение — 11. В 2018-м затраты на продвижение также намного больше, чем на помощь питомцам. 

«Из этих документов трудно понять, на что именно тратили средства, — отмечает эксперт проекта «Все вместе против мошенников» Владимир Берхин. — По российскому законодательству фонд имеет право много вкладывать в рекламу, если это соответствует уставной деятельности. А эту деятельность определяет сама организация. Если использовать достаточно расплывчатые формулировки, можно все».  

Эксперт подчеркивает: если НКО не идет на контакт, блокирует людей и не отвечает на вопросы — это признак явного мошенничества. 

Ноль рублей на новую жизнь

У Юлии Хамцовой, по данным СПАРК, еще две организации. ООО «Доброе сердце» находится по тому же адресу, что и фонд помощи животным. По информации сервиса «Яндекс.Карты» там же работает ветеринарная клиника «Доктор Вет» — партнер организации. 

Внутри помещение выглядит как небольшой зоомагазин, где на связь с благотворительным фондом указывает только ящик для пожертвований на стене. На вопрос одного из волонтеров, может ли фонд помочь с лечением кошки, там ответили, что для этого нужно оформить отказ от животного. 

Еще одна НКО Хамцовой, «Подари новую жизнь», зарегистрирована в 2019-м в Самаре. Судя по сайту, помогает «всем православным христианам». Ни учредители, ни номера телефонов не указаны. На странице во «ВКонтакте» говорится, что организация работает с больными детьми и собирает средства на «курсы и технические средства реабилитации опорно-двигательного аппарата, дорогостоящие лекарственные препараты и прочие средства и меры поддержания здоровья и результатов лечения».

Всего фонд объявлял сбор денег для 13 детей с тяжелыми диагнозами — ДЦП, онкологией, генетическими заболеваниями и другими.

Требовалось от ста тысяч до нескольких миллионов рублей. Последние публикации на эту тему были в апреле 2020-го. Сколько пожертвовали — неизвестно. В каждой истории болезни на сайте написано: «собрано 0 рублей». Впрочем, сейчас в группе — только философские посты о добре и религии.  

Травмы без состава 

Управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин поясняет: НКО контролируют Минюст и прокуратура. Надзорный орган после обращения граждан обязан провести проверку. 

Однако после коллективного заявления активистов прокуратура Ленинского района Самары передала материалы в МВД. Там в возбуждении уголовного дела отказали, объяснив это «отсутствием в действиях Хамцовой Ю. В. состава преступления, предусмотренного статьей 159 УК России («Мошенничество»)». Проверяли ли НКО на жестокое обращение с животными, в ведомстве не сообщили. На запрос РИА Новости в МВД не ответили. 

Котенок с травмой глаза
Котенок с травмированным глазом

В управлении Министерства юстиции по Самарской области уточнили, что документальная плановая проверка «Доброго сердца мира» выявила нарушения. От организации потребовали их устранить. 

«Фонд устранил нарушения», — заверили в пресс-службе ведомства. О чем именно идет речь, не уточнили. 

«Публикация шокирующих фотографий животных хоть и нарушает этические нормы, но по закону не преследуется», — отмечает адвокат Добрынин. 

По словам юриста, привлечь к уголовной ответственности по статье 245 УК России («Жестокое обращение с животными») можно, только если появятся реальные доказательства того, что травмы животным были в той или иной степени нанесены именно участниками НКО. И устанавливать это должна полиция. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала