Девочка-легенда: как Надя Рушева стала "Моцартом рисунка"
Девочка-легенда: как Надя Рушева стала "Моцартом рисунка" - РИА Новости, 26.01.2022
Девочка-легенда: как Надя Рушева стала "Моцартом рисунка"
В Музее Пушкина открывается выставка к юбилею Нади Рушевой. За 17 лет жизни она создала более десяти тысяч работ и собственную вселенную книжных иллюстраций,... РИА Новости, 26.01.2022
МОСКВА, 26 янв — РИА Новости, Анна Нехаева. В Музее Пушкина открывается выставка к юбилею Нади Рушевой. За 17 лет жизни она создала более десяти тысяч работ и собственную вселенную книжных иллюстраций, именно ее рисунок первым совершил путешествие в космос. О том, в чем уникальность творчества художницы-вундеркинда, — в материале РИА Новости.Художница-режиссерВ Советском Союзе было немало тех, кто стал звездой уже в детстве: поэтесса Ника Турбина, посол доброй воли Катя Лычева, технический гений Паша Коноплев, музыкант Максим Трошин или пианист Евгений Кисин. Рушева — пожалуй, самая знаменитая юная художница. В чем же ее секрет?"Я живу жизнью того, кого рисую", — признавалась как-то Надя.Юная художница воображала себя Наташей Ростовой, Анной Карениной, булгаковской Маргаритой и не только."Она отвечала духу времени, было в ней что-то свободное, поэтически недосказанное, — рассказывает куратор Светлана Белехова. — Отец не отдал Надю в художественную школу, чтобы не стеснять развитие таланта. Многие потом одобрили его решение, считая, что главное в ее даре — необыкновенное воображение, которому научить невозможно".Уникальность работ Рушевой в том, что большинство изображенных ею людей — герои классической литературы, истории. Буквально с карандашом в руке она читала мифы и легенды, произведения Шекспира, Гофмана, Андерсона, Дюма, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова — и параллельно их иллюстрировала.Надя рисовала сразу, с ходу перенося на чистый лист собственное представление о героях. Неважно, что книги написаны века назад, — художница понимала и культурный контекст, и особенности характеров. И воплощала на бумаге идеальные визуальные образы.Другая особенность работ Нади — техника исполнения. Она не делала эскизов и не пользовалась ластиком: ее линии едины и окончательны. Как если бы режиссер снимал сцену одним кадром.Любая импровизация становилась органичной частью рисунка и не подлежала изменению. Фломастер, тушь, перо, иногда с добавлением акварели — первый вариант становился финальным."Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести", — говорила сама Надя.Классика на бумагеРушева родилась в семье художника и балерины, рисовать начала в пять, а когда ей было двенадцать, состоялась персональная выставка, организованная журналом "Юность". На следующий год издание опубликовало первые иллюстрации Нади к повести Эдуарда Пашнева "Ньютоново яблоко". Но, пожалуй, самая известная ее работа — рисунки к роману "Мастер и Маргарита", которые она сделала в 16 лет.Интересно, что Рушева — первый иллюстратор романа. Ее работы высоко оценила вдова писателя Елена Булгакова."Чем больше смотришь, тем больше это затягивает. Какая амплитуда чувств! Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила", — замечала Булгакова.Значительная часть экспозиции в Пушкинском музее, которая состоит из 65 графических листов, посвящена жизни и творчеству Михаила Булгакова. Здесь первое издание культового романа, самиздат-рукопись "Собачьего сердца" и другие произведения писателя, а также — фотографии Елены Булгаковой.Отец Нади рассказывал, что она очень быстро прочитала роман, а потом не раз к нему возвращалась."Надюша вдруг преобразилась и повзрослела! Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все что можно о Булгакове. Она трудилась много и вдохновенно", — вспоминал Николай Рушев.Многослойность романа повлияла и на работы: Надя выполняла иллюстрации пером на цветных фонах, добавляла акварель, фломастер, пастель.Удивительно, как легко юная художница переключалась от лирической истории ("Первая встреча Мастера и Маргариты") на фантастическую ("Разъезд после сеанса магии в варьете") или историческую ("Иешуа: "Отпусти меня...").Поразительная "Пушкиниана""Самым родным поэтом" Надя считала Александра Пушкина."Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, — рассказывала она. — Папа читал, а я рисовала в это время. Потом, когда сама научилась читать, делала рисунки к "Медному всаднику", "Повестям Белкина", "Евгению Онегину".На выставке можно найти изображения поэта и его современников, выполненные Рушевой, а еще — иллюстрации к "Пиковой даме", стихотворениям. Сказки тоже есть: две красочные работы для "Золотого петушка" как бы обрамляют эту часть экспозиции. Между ними расположилась "Пушкиниана".Этот цикл возник после того, как в 1968-м известный пушкинист Арнольд Гессен попросил Надю проиллюстрировать его книгу, посвященную поэту.Надя прочитала множество произведений литературоведа и его коллег, побывала в квартире Пушкина на Мойке. Чтобы лучше ощутить атмосферу эпохи, рисовала гусиными перьями и при свечах. Но Гессен остался недоволен. По его мнению, работы получились в стиле рисунков на полях, а такое позволительно лишь знаменитому поэту.Ученый предложил Наде сделать "нормальные" иллюстрации, она отказалась, но "Пушкиниану" не оставила — в итоге цикл насчитывает около 350 рисунков.Рушева тонко прочувствовала настроение произведений: работы отличает изящность линий, точность и артистизм, нельзя не отметить их выразительность и эмоциональность. Как и стремительный слог поэта, рисунки, выполненные Надей, динамичны, легки и воздушны.На выставке показана вся жизнь Пушкина, начиная с изображения на руках у няни. Можно найти сцены в окружении друзей и знакомых — например, с польским поэтом Адамом Мицкевичем, есть в экспозиции и портрет Екатерины Бакуниной, студенческой любви поэта.Здесь же подвижные "Друзья-лицеисты: И. Пущин, А. Пушкин, В. Кюхельбекер", сосредоточенный "А. С. Пушкин знакомится с Раевскими", игривый "А. С. Пушкин в Одессе танцует с Амалией Ризнич"."Пушкиниану" словно нарисовали в XIX веке — настолько глубоко художница из двадцатого столетия погрузилась в мир и быт прошлого."Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа, — писал академик Лихачев. — Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите" Булгакова. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".Выставка "К 70-летию со дня рождения Нади Рушевой" продлится до 27 февраля.
одесса, михаил булгаков, александр пушкин, музей а.с. пушкина, лев толстой (писатель), николай гоголь, михаил лермонтов, уильям шекспир, музеи, выставки
Одесса, Михаил Булгаков, Александр Пушкин, Музей А.С. Пушкина, Лев Толстой (писатель), Культура, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Уильям Шекспир, Музеи, Выставки
Девочка-легенда: как Надя Рушева стала "Моцартом рисунка"
МОСКВА, 26 янв — РИА Новости, Анна Нехаева. В Музее Пушкина открывается выставка к юбилею Нади Рушевой. За 17 лет жизни она создала более десяти тысяч работ и собственную вселенную книжных иллюстраций, именно ее рисунок первым совершил путешествие в космос. О том, в чем уникальность творчества художницы-вундеркинда, — в материале РИА Новости.
Художница-режиссер
В Советском Союзе было немало тех, кто стал звездой уже в детстве: поэтесса Ника Турбина, посол доброй воли Катя Лычева, технический гений Паша Коноплев, музыкант Максим Трошин или пианист Евгений Кисин. Рушева — пожалуй, самая знаменитая юная художница. В чем же ее секрет?
«
"Я живу жизнью того, кого рисую", — признавалась как-то Надя.
Юная художница воображала себя Наташей Ростовой, Анной Карениной, булгаковской Маргаритой и не только.
"Она отвечала духу времени, было в ней что-то свободное, поэтически недосказанное, — рассказывает куратор Светлана Белехова. — Отец не отдал Надю в художественную школу, чтобы не стеснять развитие таланта. Многие потом одобрили его решение, считая, что главное в ее даре — необыкновенное воображение, которому научить невозможно".
Выставка к 70-летию со дня рождения художницы Нади Рушевой
Уникальность работ Рушевой в том, что большинство изображенных ею людей — герои классической литературы, истории. Буквально с карандашом в руке она читала мифы и легенды, произведения Шекспира, Гофмана, Андерсона, Дюма, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова — и параллельно их иллюстрировала.
Надя рисовала сразу, с ходу перенося на чистый лист собственное представление о героях. Неважно, что книги написаны века назад, — художница понимала и культурный контекст, и особенности характеров. И воплощала на бумаге идеальные визуальные образы.
А. С. Пушкин в Одессе танцует с Амалией Ризнич. 1968 год
Другая особенность работ Нади — техника исполнения. Она не делала эскизов и не пользовалась ластиком: ее линии едины и окончательны. Как если бы режиссер снимал сцену одним кадром.
Любая импровизация становилась органичной частью рисунка и не подлежала изменению. Фломастер, тушь, перо, иногда с добавлением акварели — первый вариант становился финальным.
«
"Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести", — говорила сама Надя.
Выставка к 70-летию со дня рождения художницы Нади Рушевой
Классика на бумаге
Рушева родилась в семье художника и балерины, рисовать начала в пять, а когда ей было двенадцать, состоялась персональная выставка, организованная журналом "Юность". На следующий год издание опубликовало первые иллюстрации Нади к повести Эдуарда Пашнева "Ньютоново яблоко". Но, пожалуй, самая известная ее работа — рисунки к роману "Мастер и Маргарита", которые она сделала в 16 лет.
Первая встреча Мастера и Маргариты. 1968 год. Иллюстрация к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Интересно, что Рушева — первый иллюстратор романа. Ее работы высоко оценила вдова писателя Елена Булгакова.
«
"Чем больше смотришь, тем больше это затягивает. Какая амплитуда чувств! Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила", — замечала Булгакова.
Значительная часть экспозиции в Пушкинском музее, которая состоит из 65 графических листов, посвящена жизни и творчеству Михаила Булгакова. Здесь первое издание культового романа, самиздат-рукопись "Собачьего сердца" и другие произведения писателя, а также — фотографии Елены Булгаковой.
Разъезд после сеанса магии в варьете. 1968 год. Иллюстрация к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Отец Нади рассказывал, что она очень быстро прочитала роман, а потом не раз к нему возвращалась.
«
"Надюша вдруг преобразилась и повзрослела! Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все что можно о Булгакове. Она трудилась много и вдохновенно", — вспоминал Николай Рушев.
Многослойность романа повлияла и на работы: Надя выполняла иллюстрации пером на цветных фонах, добавляла акварель, фломастер, пастель.
Удивительно, как легко юная художница переключалась от лирической истории ("Первая встреча Мастера и Маргариты") на фантастическую ("Разъезд после сеанса магии в варьете") или историческую ("Иешуа: "Отпусти меня...").
Поразительная "Пушкиниана"
"Самым родным поэтом" Надя считала Александра Пушкина.
«
"Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, — рассказывала она. — Папа читал, а я рисовала в это время. Потом, когда сама научилась читать, делала рисунки к "Медному всаднику", "Повестям Белкина", "Евгению Онегину".
Выставка к 70-летию со дня рождения художницы Нади Рушевой
На выставке можно найти изображения поэта и его современников, выполненные Рушевой, а еще — иллюстрации к "Пиковой даме", стихотворениям. Сказки тоже есть: две красочные работы для "Золотого петушка" как бы обрамляют эту часть экспозиции. Между ними расположилась "Пушкиниана".
Этот цикл возник после того, как в 1968-м известный пушкинист Арнольд Гессен попросил Надю проиллюстрировать его книгу, посвященную поэту.
Выставка к 70-летию со дня рождения художницы Нади Рушевой
Надя прочитала множество произведений литературоведа и его коллег, побывала в квартире Пушкина на Мойке. Чтобы лучше ощутить атмосферу эпохи, рисовала гусиными перьями и при свечах. Но Гессен остался недоволен. По его мнению, работы получились в стиле рисунков на полях, а такое позволительно лишь знаменитому поэту.
Ученый предложил Наде сделать "нормальные" иллюстрации, она отказалась, но "Пушкиниану" не оставила — в итоге цикл насчитывает около 350 рисунков.
Рушева тонко прочувствовала настроение произведений: работы отличает изящность линий, точность и артистизм, нельзя не отметить их выразительность и эмоциональность. Как и стремительный слог поэта, рисунки, выполненные Надей, динамичны, легки и воздушны.
На выставке показана вся жизнь Пушкина, начиная с изображения на руках у няни. Можно найти сцены в окружении друзей и знакомых — например, с польским поэтом Адамом Мицкевичем, есть в экспозиции и портрет Екатерины Бакуниной, студенческой любви поэта.
Здесь же подвижные "Друзья-лицеисты: И. Пущин, А. Пушкин, В. Кюхельбекер", сосредоточенный "А. С. Пушкин знакомится с Раевскими", игривый "А. С. Пушкин в Одессе танцует с Амалией Ризнич".
"Пушкиниану" словно нарисовали в XIX веке — настолько глубоко художница из двадцатого столетия погрузилась в мир и быт прошлого.
"Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа, — писал академик Лихачев. — Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите" Булгакова. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".
Выставка "К 70-летию со дня рождения Нади Рушевой" продлится до 27 февраля.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.