Рейтинг@Mail.ru
Три демона Михаила Врубеля
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Третьяковской галерее на Крымском валу работает масштабная выставка Михаила Врубеля. Впервые в одном месте можно увидеть трех его знаменитых "Демонов" из разных музейных собраний — "Сидящего", "Летящего" и "Поверженного".
Рассказываем, как устроен знаменитый триптих и какие секреты он хранит.
К моменту создания первого живописного "Демона" Врубель еще не имел признания в художественной среде. Над картиной он работал в московском доме мецената Саввы Мамонтова, который ценил талант художника и поддерживал его всю жизнь.
Путь к этому образу был непрост. Первые наброски Врубель сделал ещё во время реставрации Владимирского собора в Киеве. Позже, в 1885 году он предпринял попытку превратить эскизы в большое полотно. Но после нескольких лет работы собственноручно его уничтожил.
В 1889 году вместе с Ильей Репиным, Иваном Айвазовским и Иваном Шишкиным Михаил Врубель получил заказ на иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме "Демон". Почти сразу же художник приступил и к живописной версии. В 1890 году она наконец увидела свет.
В 1898 году Врубель возвращается к своему персонажу. С момента создания первого "Демона" прошло почти десять лет. Врубель уже известен, у него много заказчиков. Душевная болезнь, которая будет терзать художника в последние годы, еще не проявилась. Он женат на талантливой красавице — оперной певице Надежде Забеле.
"Демона Летящего" он пишет стремительно. К этой картине нет ни одного эскиза — как будто образ все это время существовал у художника в голове, и он просто перенес его прямо на холст. Возможно, так и было. Врубель никогда не рассматривал "Демона (сидящего)" как финальную точку в попытке воплотить то, что его беспокоило.
В его планах было создать настоящий, "монументальный" образ мятущегося духа, которому нет места на этой Земле. Врубель считал, что слово "демон" означает "душа", и в нем нет ничего ничего дьявольского. Врубелевский демон летит в поисках смысла жизни, обуреваемый страстями. Это человек чувствующий, сомневающийся, думающий. "Демона летящего" сомневающийся Врубель так и не закончил.
Это первый врубелевский Демон, которого увидела широкая публика. В январе 1902 года его выставили на выставке "Мира искусства" в Петербурге. Правда, сам художник был недоволен результатом. При переносе из мастерской в зал краски на полотне как будто померкли, Врубеля из-за этого обвинили в технологической ошибке. Каждое утро до прихода посетителей он прямо в зале переделывал полотно, исправляя задний план и фигуру героя.
В творчестве художника "Демон Поверженный" стал важным рубежом. До его создания он полагался в большей степени на классические каноны искусства. Все, что Врубель делал потом, было обращено в будущее — в беспредметность как основное характерное направление "нового" искусства.
"Демон Поверженный" также стал последней живописной работой художника перед его госпитализацией в частную психиатрическую клинику Ф.А. Савей-Могилевича — первую из череды. С тех пор художник больше никогда не писал красками. Следующие четыре года, вплоть до наступления слепоты, он продолжал работать над графическими произведениями, страдая от приступов безумия. И не терял решимости переписать "Демона Поверженного", пытаясь договориться об этом с его владельцами.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала