Неизвестная Калининградская область:
новые маршруты в несезон
Виталий Ковальчук
«Вы первый раз в Калининграде? Не может быть! По-моему, за последние года два у нас тут уже все побывали», — удивляется таксист Дмитрий. И начинает перечислять, что нужно непременно посмотреть в регионе.
Оставим известные места массовому туристу и двинемся против течения — на восток от города. Где увидеть дом Василия Теркина, как побывать в бывшей тюрьме и посмотреть заброшенные шлюзы старого канала — в материале РИА «Новости».
Теплое место и Теркин
Гвардейск (прежнее название — Тапиау, что в переводе «теплое место») в 40 километрах от Калининграда — типичный прусский городок. В центре — торговая площадь, историческая застройка, кирха XVIII века.
Самое интересное — чуть в стороне. На улице Тельмана — ратуша со ступенчатым фронтоном, на котором — механические часы. Не удивляйтесь, когда их стрелки неожиданно начнут вращаться назад. Значит, вам повезло: попали на мини-представление. Из двух ниш под циферблатом выходят две фигурки с барабанными палочками. Под музыку они отбивают такт на протяжении одной минуты, затем возвращаются на свои места.
Часы запустили в 1922-м, а куклы появились лишь в 2015-м. Шоу показывают трижды в день: в десять утра, полдень и в четыре часа дня.
Напротив ратуши — детская библиотека, у которой сидит Василий Теркин. В 1945-м в этом здании была редакция «Красноармейской правды», где работал Александр Твардовский. Именно в Гвардейске он дописывал свою знаменитую «Книгу про бойца».
На Горной улице пройдитесь между домами, стоящими ближе всего к реке Преголя. Там есть Кошачий двор. Тут все расписано сюжетами про котиков, для них поставили лежанки и миски с кормом. И котов действительно много.
«Кошек везде любят, но у нас особенно. На территории нынешней Калининградской области один народ сменял другой. Люди уходили, а кошки оставались», — объясняет гид Эмма Басова.
Замок с тюремной атмосферой
Главная достопримечательность Гвардейска — Тапиау, один из самых хорошо сохранившихся прусских замков. Его возвели в конце XIII века, но после захвата тевтонцами перестраивали. Тут была богадельня для прусских солдат-инвалидов, а с середины XIX века — тюрьма. Закрыли ее, кстати, лишь этим летом, в июне.
В августе здание бывшей исправительной колонии передали Калининградскому историко-художественному музею. Туда водят экскурсии.
На входе гостей встречают башни из красного кирпича. Туристы думают, что эти здания и есть замок. Нет, это построили в 1901-1902-м.
От четырех флигелей замка уцелел только один, в нем сохранились в первозданном виде подвалы и первые два этажа. Третий и четвертый разрушили в Первую мировую и восстановили. Обратите внимание на сохранившуюся лестницу с очень высокими ступеньками, арку, готические своды и лепнину на потолке.
Это место планируют превратить в туристический кластер.
Рай для киношников
Стоит посмотреть и на заброшенные шлюзы Мазурского канала. Проект был масштабный. Этот водный путь, который должен был связать Большие Мазурские озера с Балтийским морем, начали прокладывать в XIX веке на реках Алле (нынешнее название Лава) и Прегель (теперь Преголя). Работы продолжались в XX веке, до Второй мировой.
В поселке Дружба (бывший Алленбург) шлюз можно рассмотреть во всех деталях. Оцените высоту ворот: при взгляде вниз кружится голова. В доме смотрителя — музей Мазурского канала.
Около города Правдинск и поселка Курортное — две гидроэлектростанции начала XX века. С 1970-х они не действуют, внутрь не пускают. Зато одну ГЭС можно увидеть в фильме «Герой», вышедшем в 2019 году.
Калининградскую область вообще кинематографисты любят. «В этом году у нас снимали 23 проекта», — уточняет Андрей Ермак, министр по культуре и туризму области.
«Я бы назвал Калининград одним из «русских Голливудов», — говорит кинопродюсер Максим Королев. По его словам, здесь «можно снимать Европу, не выезжая из России». Есть море, а для военных сцен — исторические здания, включая заброшенные. «Но самое важное, что администрация области реально помогает».
Город в городе
Знаменск (бывший Велау) известен тем, что здесь была психиатрическая больница «Алленберг». «В Восточной Пруссии это был «город в городе». Пациенты полностью обеспечивали себя — вели хозяйство, все сами делали», — рассказывает гид Эмма Басова. В советское время тут устроили войсковую часть.
Войти в большинства «заброшек» можно, но осторожно: в полу — дырки, осыпаются потолки. Сохранились больничные корпуса, административные здания и водонапорная башня. Некоторые признаются, что испытывают здесь гнетущие ощущения. В ком-то просыпается исследовательский дух. Это место точно вам запомнится.
В Знаменске есть еще одно интересное здание — кирха Святого Якоба. Это XIV век, одна из самых старинных в регионе. Нет крыши, внутри — кирпичные колонны, часть алтаря.
«Зубы дракона» и опасные пески
И даже если вы ищете неизбитые туристические маршруты, все равно не стоит вычеркивать из списка Куршскую косу. Поездка на западное побережье неизбежна.
Зимой пляжи пустые. Оледеневшие волнорезы с длинными застывшими сосульками кажутся чем-то инопланетным. «Прямо как зубы дракона», — говорят туристы.
Застывший Куршский залив и пронизывающий ветер — даже сомневаешься, что это Балтика, а не Северный Ледовитый океан.
В поселке Морское, самой дальней точке косы на российской стороне, видно, как движутся пески. Дюна одним из склонов все ближе подбирается к жилым домам, словно нависает над ними. Со смотровой площадки открываются невероятные виды, а воздух еще свежее.
Ощущения смешанные — смотришь на залив, а искупаться в нем не хочется. Да, не в этот раз: лучше пить глинтвейн и любоваться.
Благодарим за помощь в подготовке материала автономную некоммерческую организацию «Фестивальная дирекция».