https://ria.ru/20211127/krestnyy-1760926867.html
"Архивы об этом молчат". Тайна крестного хода в небе над Москвой
"Архивы об этом молчат". Тайна крестного хода в небе над Москвой - РИА Новости, 27.11.2021
"Архивы об этом молчат". Тайна крестного хода в небе над Москвой
Известное многим в России предание гласит: в самый тяжелый момент битвы за Москву вокруг столицы совершили "воздушный крестный ход". До сих пор историки и... РИА Новости, 27.11.2021
2021-11-27T08:00
2021-11-27T08:00
2021-11-27T08:02
религия
третьяковская галерея
рига
московская духовная академия
русская православная церковь
прибалтика
аналитика - религия и мировоззрение
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/64464/86/644648627_0:187:2853:1792_1920x0_80_0_0_cc9530448629b52fa56fc987193b83dc.jpg
МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Известное многим в России предание гласит: в самый тяжелый момент битвы за Москву вокруг столицы совершили "воздушный крестный ход". До сих пор историки и духовенство спорят, было ли это на самом деле. РИА Новости изучило версии легенды."Невидимый подвиг"В конце ноября 1941-го, когда немцы уже вплотную подошли к Москве, в небо над столицей поднялся самолет и трижды облетел город. На борту были священники. А еще — икона Божьей Матери. Через пару дней после рейса ударил сильный мороз и буквально парализовал гитлеровские войска. Вскоре жители столицы, а потом и всего мира, узнали о контрнаступлении Красной армии.Так в общих чертах звучит легенда о крестном ходе над Москвой, который якобы совершили по личному приказу Сталина. Историю активно тиражируют верующие. По их версии, в решающий момент именно мистическое заступничество Девы Марии склонило чашу весов на сторону красноармейцев."Сейчас доступны архивы. Многие спорные факты можно проверить документами. А в советское время подобные истории распространяли из-под полы, они существовали исключительно в виде слухов. Поэтому доказать или опровергнуть их трудно", — объясняет москвовед Павел Гнилорыбов.Неизвестно, когда именно зародилось предание, не говоря уже о личности автора. Правда, ученый полагает, что в столице об этом заговорили еще в 1941-м."В городе суматоха, хаос, — продолжает Гнилорыбов. — Кто-то успел эвакуироваться, но многие оставались в Москве. Сидели как на пороховой бочке. А 16 октября началась настоящая паника".Разбор полетовЕсть несколько версий, как именно совершали "крестный облет". Подробнее всего историю изложил в книге "Рубеж" писатель, а ныне православный священник Николай Блохин. Он утверждает, что услышал ее в 1952-м от маршала авиации Александра Голованова — участника Московской битвы.Военачальник, по словам писателя, удивился, получив приказ Сталина пролететь с иконой над Москвой. На борт "Дугласа" летчик взял чудотворный образ Тихвинской Божьей Матери.Здесь — первая нестыковка. В 1941-м икона хранилась в Тихвинском краеведческом музее. Девятого ноября город захватили немцы, святыню вывезли в Ригу, а оттуда — в Германию. В конце войны уже американцы отправили ее в Чикаго. В Россию реликвию вернули только в 2004-м.Вполне возможно, столицу облетели с другой иконой — образом Богоматери Владимирской, которую якобы специально достали из хранилища Третьяковской галереи. Но и тут документы говорят об ином: артефакт эвакуировали в Новосибирск в июле-августе 1941-го.Еще один спорный факт в рассказе Блохина — что Голованов вылетел на "Дугласе" в одиночку. Но обычно экипаж такого самолета — четыре человека: первый и второй пилоты, борт-механик и радист.Можно предположить, что летчик очень торопился выполнить приказ вождя. Однако без второго пилота, контролирующего показания многочисленных приборов, на этой машине не обойтись. В альтернативных версиях Москву облетел И-16. С летчиком были священник и радист. Все бы ничего, да только этот истребитель — одноместный.И еще одна ошибка в истории Блохина: все произошло 8 декабря 1941-го "над осажденной столицей". Но к тому моменту Красная армия уже развернула мощное контрнаступление.Церковь продолжала житьСомневаются историки и в главном — что Сталин мог отдать такой приказ. Хотя вождь порой и принимал самые нестандартные решения."Нет никакой вероятности, что Сталин поступил так даже в столь экстремальной ситуации. Конечно, судя по биографии, он учился на священника. Но это не значит, что позже советский лидер обратился к религии. Иосиф Виссарионович был довольно прагматичным человеком", — рассказывает военный историк Максим Коломиец.Ничего не знают о предании и сами священнослужители, особенно старшего поколения, заставшие 1941 год. "Воспоминания о войне, которые я слышал, многочисленны. Некоторые касались церковных дел. Но о таком событии свидетели тех лет ничего не говорили", — признается историк церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.Кроме того, духовенства тогда было очень мало: РПЦ только-только пережила волну "большого террора" 1937-1938-х. К началу Второй мировой Церковь как организацию практически уничтожили, напоминает заместитель заведующего отделом новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Александр Мазырин."К осени 1939-го в Русской церкви осталось всего четверо управляющих архиереев: митрополиты Московский, Ленинградский и их викарии, — поясняет эксперт. — Священников, конечно, было больше — несколько сотен".Но и они, по его словам, зачастую скрывались у родственников, чтобы лишний раз не привлекать внимания. Считается, что оттепель в отношении советской власти к церкви началась только осенью 1943-го. Тогда впервые за почти 20 лет в стране избрали патриарха.Впрочем, к 1940-м церковная жизнь не угасла окончательно. Более того, сталинский режим в некоторых случаях шел на уступки. Например, храмы и монастыри действовали на западе Украины и Белоруссии, а также в Прибалтике и Молдавии."Там было порядка трех тысяч православных храмов, более пятидесяти монастырей — полноценная церковная структура. Таким образом, статистически к началу Великой Отечественной войны Русская церковь не выглядела полностью уничтоженной", — рассказывает отец Александр Мазырин.Но главной причиной, заставившей Кремль изменить религиозную политику, стала война. Невозможно, отмечает историк, "бороться одновременно с внешним врагом и с собственным народом, который в массе своей оставался верующим". О последнем свидетельствуют результаты переписи населения в 1937-м."Высшее руководство страны осознало: вести войну, опираясь исключительно на марксистскую идеологию, бесперспективно. В итоге решительно надавили на патриотические клавиши. И это сработало", — поясняет Цыпин.Например, с началом сражений митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу) позволили совершать молебны в воинских частях. А на Пасху 1942-го в Москве даже отменили комендантский час в ночное время. Вполне вероятно, что легенда об облете столицы с иконой зародилась именно в то время.
https://ria.ru/20211023/startsy-1755860693.html
рига
прибалтика
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/64464/86/644648627_0:0:2667:2000_1920x0_80_0_0_753c8ec8312a5303e886faef3900ae3f.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
третьяковская галерея, рига, московская духовная академия, русская православная церковь, прибалтика, аналитика - религия и мировоззрение, россия
Религия, Третьяковская галерея, Рига, Московская духовная академия, Русская православная церковь, Прибалтика, Аналитика - Религия и мировоззрение, Россия
МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости, Никита Бизин. Известное многим в
России предание гласит: в самый тяжелый момент битвы за
Москву вокруг столицы совершили "воздушный крестный ход". До сих пор историки и духовенство спорят, было ли это на самом деле. РИА Новости изучило версии легенды.
В конце ноября 1941-го, когда немцы уже вплотную подошли к Москве, в небо над столицей поднялся самолет и трижды облетел город. На борту были священники. А еще — икона Божьей Матери. Через пару дней после рейса ударил сильный мороз и буквально парализовал гитлеровские войска. Вскоре жители столицы, а потом и всего мира, узнали о контрнаступлении Красной армии.
Так в общих чертах звучит легенда о крестном ходе над Москвой, который якобы совершили по личному приказу Сталина. Историю активно тиражируют верующие. По их версии, в решающий момент именно мистическое заступничество Девы Марии склонило чашу весов на сторону красноармейцев.
"Сейчас доступны архивы. Многие спорные факты можно проверить документами. А в советское время подобные истории распространяли из-под полы, они существовали исключительно в виде слухов. Поэтому доказать или опровергнуть их трудно", — объясняет москвовед Павел Гнилорыбов.
Неизвестно, когда именно зародилось предание, не говоря уже о личности автора. Правда, ученый полагает, что в столице об этом заговорили еще в 1941-м.
"В городе суматоха, хаос, — продолжает Гнилорыбов. — Кто-то успел эвакуироваться, но многие оставались в Москве. Сидели как на пороховой бочке. А 16 октября началась настоящая паника".
Есть несколько версий, как именно совершали "крестный облет". Подробнее всего историю изложил в книге "Рубеж" писатель, а ныне православный священник Николай Блохин. Он утверждает, что услышал ее в 1952-м от маршала авиации Александра Голованова — участника Московской битвы.
Военачальник, по словам писателя, удивился, получив приказ Сталина пролететь с иконой над Москвой. На борт "Дугласа" летчик взял чудотворный образ Тихвинской Божьей Матери.
Здесь — первая нестыковка. В 1941-м икона хранилась в Тихвинском краеведческом музее. Девятого ноября город захватили немцы, святыню вывезли в
Ригу, а оттуда — в
Германию. В конце войны уже американцы отправили ее в
Чикаго. В Россию реликвию вернули только в 2004-м.
Вполне возможно, столицу облетели с другой иконой — образом Богоматери Владимирской, которую якобы специально достали из хранилища
Третьяковской галереи. Но и тут документы говорят об ином: артефакт эвакуировали в
Новосибирск в июле-августе 1941-го.
Еще один спорный факт в рассказе Блохина — что Голованов вылетел на "Дугласе" в одиночку. Но обычно экипаж такого самолета — четыре человека: первый и второй пилоты, борт-механик и радист.
Можно предположить, что летчик очень торопился выполнить приказ вождя. Однако без второго пилота, контролирующего показания многочисленных приборов, на этой машине не обойтись. В альтернативных версиях Москву облетел И-16. С летчиком были священник и радист. Все бы ничего, да только этот истребитель — одноместный.
И еще одна ошибка в истории Блохина: все произошло 8 декабря 1941-го "над осажденной столицей". Но к тому моменту Красная армия уже развернула мощное контрнаступление.
Сомневаются историки и в главном — что Сталин мог отдать такой приказ. Хотя вождь порой и принимал самые нестандартные решения.
"Нет никакой вероятности, что Сталин поступил так даже в столь экстремальной ситуации. Конечно, судя по биографии, он учился на священника. Но это не значит, что позже советский лидер обратился к религии. Иосиф Виссарионович был довольно прагматичным человеком", — рассказывает военный историк Максим Коломиец.
Ничего не знают о предании и сами священнослужители, особенно старшего поколения, заставшие 1941 год. "Воспоминания о войне, которые я слышал, многочисленны. Некоторые касались церковных дел. Но о таком событии свидетели тех лет ничего не говорили", — признается историк церкви, профессор
Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.
Кроме того, духовенства тогда было очень мало:
РПЦ только-только пережила волну "большого террора" 1937-1938-х. К началу Второй мировой Церковь как организацию практически уничтожили, напоминает заместитель заведующего отделом новейшей истории РПЦ
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Александр Мазырин.
"К осени 1939-го в Русской церкви осталось всего четверо управляющих архиереев: митрополиты Московский, Ленинградский и их викарии, — поясняет эксперт. — Священников, конечно, было больше — несколько сотен".
Но и они, по его словам, зачастую скрывались у родственников, чтобы лишний раз не привлекать внимания. Считается, что оттепель в отношении советской власти к церкви началась только осенью 1943-го. Тогда впервые за почти 20 лет в стране избрали патриарха.
Впрочем, к 1940-м церковная жизнь не угасла окончательно. Более того, сталинский режим в некоторых случаях шел на уступки. Например, храмы и монастыри действовали на западе
Украины и
Белоруссии, а также в
Прибалтике и
Молдавии.
"Там было порядка трех тысяч православных храмов, более пятидесяти монастырей — полноценная церковная структура. Таким образом, статистически к началу Великой Отечественной войны Русская церковь не выглядела полностью уничтоженной", — рассказывает отец Александр Мазырин.
Но главной причиной, заставившей Кремль изменить религиозную политику, стала война. Невозможно, отмечает историк, "бороться одновременно с внешним врагом и с собственным народом, который в массе своей оставался верующим". О последнем свидетельствуют результаты переписи населения в 1937-м.
"Высшее руководство страны осознало: вести войну, опираясь исключительно на марксистскую идеологию, бесперспективно. В итоге решительно надавили на патриотические клавиши. И это сработало", — поясняет Цыпин.
Например, с началом сражений митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу) позволили совершать молебны в воинских частях. А на Пасху 1942-го в Москве даже отменили комендантский час в ночное время. Вполне вероятно, что легенда об облете столицы с иконой зародилась именно в то время.