Рейтинг@Mail.ru
Камера, море, мотор: зачем на съемках исторический консультант - РИА Новости, 27.11.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Морская держава - РИА Новости, 1920, 11.02.2021
Морская держава

Камера, море, мотор: зачем на съемках исторический консультант

© Фото : Тимур ЧерепнинСьемки фильма "Герой 115" режиссера Василия Чигинского на локациях центра "Гарнизон-А"
Сьемки фильма Герой 115 режиссера Василия Чигинского на локациях центра Гарнизон-А - РИА Новости, 1920, 27.11.2021
Читать ria.ru в
МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. Ежегодно крупнейшие мировые киностудии выпускают несколько фильмов о войне. Масштабные кровопролитные эпопеи или камерные картины – они стабильно привлекают зрителей. В России, конечно, не обходят тему сражений, в том числе и на море: только за XX век мы поучаствовали почти в 20 войнах и вооруженных конфликтах. Корреспондент РИА Новости поговорил со специалистами, благодаря которым зритель верит происходящему на экране.
В 30-е годы прошлого века у моряков Черноморского флота можно было носить бескозырки "итальянки". Матросы и офицеры вынимали из тульи материал, поэтому головной убор становился плоским, за это их ещеназывали "блинами". Моряки игнорировали предписания руководства, садились на гауптвахту, но продолжали одеваться по моде.
«
"Это правда жизни. Поэтому если мы снимаем о Черноморском флоте в Севастополе в 1930-40-е годы, то стараемся показать так, как носили. Но правда жизни не всегда нужна заказчику", – говорит руководитель общественной организации "Гарнизон-А" Тимур Черепнин.
Его компания принимает участие в подготовке костюмов и обмундирования для съемок исторических фильмов. Кроме этого компания также занимается военно-историческими реконструкциями, проводит исторические выставки, в среднем три-четыре проекта в месяц.
Чтобы одеть артистов на съемках, компания отшивает костюмы в собственном ателье или обращается к фабрикам-партнерам, где производят форму и реквизит для кино и реконструкции. Форму шьют по индивидуальным меркам, если не удается подобрать уже готовые предметы одежды на складе. Когда необходимо сшить редкую форму, которую до этого не изготавливали, Черепнин с коллегами обращается к историкам и их архивам.

Что кроется в деталях?

Исторический, военный консультант Андрей Малов-Гра работал над 20 фильмами, и как актер отметился в таком же количестве картин. У него историческое и военное образование, а значит он одинаково хорошо разбирается в архивных документах и современных требованиях к форме и "уставу". В некоторых проектах он подключается к работе на этапе написания сценария, при подготовке костюмов и реквизита, а иногда правит диалоги прямо перед съемкой сцены.
© Фото : Яна БулашАртиллерийский расчет с орудием центра "Гарнизон-А" на сьемках исторического фильма
Артиллерийский расчет с орудием центра Гарнизон-А на сьемках исторического фильма - РИА Новости, 1920, 26.11.2021
Артиллерийский расчет с орудием центра "Гарнизон-А" на сьемках исторического фильма
Важнее всего при подготовке фильма, по его мнению, все-таки сама история.
"Самое главное написать хороший сценарий, снять хороший фильм, цинично говоря, смотрибельный. Любой фильм – это и коллективное творчество, потому что задействовано множество цехов, но еще это и художественное произведение, то есть он будет отличаться от исторической действительности в любом случае. Ведь нужна какая-то интрига", – рассказал Малов-Гра.
Нередко сценаристам приходится создавать историю там, где ее вроде бы и нет, от этого исторические персонажи приобретают не присущие им черты. Эксперт приводит в пример жену Пушкина Наталью Гончарову, которая в жизни была скромной тихой женщиной.
«
"Вот Наталья Гончарова, жена Пушкина, по мемуарам была грустным человеком, неживым. Но в фильме с Александром Сергеевичем она должна стать живой, кокетливой – положительным персонажем", – рассказал эксперт.
Но если речь идёт о военных фильмах, создателям приходится быть крайне острожными с фактурой, так как есть риск не просто сделать скучного героя живым и активным, а изворотить историческую правду.
"Есть множество существенных деталей, которые необходимо учитывать. Например, морская форма военных, которые проводили мероприятия по прорыву блокады или по окончательному снятию, имела свои особенности: в ней участвуют береговые моряки, у них целиком зеленая форма. При этом в Подмосковье морская пехота в 1941 году может быть как в черной форме, так и в зеленой", – говорит Черепнин.

20 дней без войны

В повести Константина Симонова "Двадцать дней без войны" герой попадает в тыл, чтобы консультировать режиссера во время съемок фильма о войне. Они спорят с местным специалистом, на фронте не бывавшем, о том, что во время боевых действий люди далеко не всегда ведут себя по предписанным уставами правилам. Например, на пленке герои носят с собой противогазы и каски. По словам героя, противогазы перестали носить на второй год войны, а каски часто снимают, особенно в ходе многодневных боев.
© Фото : Тимур ЧерепнинКадр из фильма, снятого при участии команды центра "Гарнизон-А"
Кадр из фильма, снятого при участии команды центра Гарнизон-А - РИА Новости, 1920, 26.11.2021
Кадр из фильма, снятого при участии команды центра "Гарнизон-А"
По словам Малова-Гра, режиссеры и продюсеры не всегда приглашают исторического консультанта на съемки, считая, что справятся и сами, обычно тогда случаются стыдные "ляпы". Хотя даже при ювелирно точной работе консультанта найдутся те, кому фильм не понравится. Эксперт вспомнил, что для сериала Владимира Хотиненко специалисты выверили детали: фамилии и принадлежность к роду войск немецких офицеров, конвоировавших пломбированный вагон, в котором Ильич приехал в Россию. Однако, создатели кино "встретились с протестами коммунистической общественности за оскорбление великого Ленина".
Эксперт считает, что прислушиваться стоит к критике только специалистов, то есть людей, погруженных в материал. Остальные комментарии не так важны.

Исторические источники и особенности погребения

Приступая к работе над фильмом, консультант, как любой историк, проводит исследование, обращается к источникам. По словам Малова-Гра, источники делят на три типа. Первичные – документы: приказы по венному и морскому ведомствам, циркуляры, приказы командиров. Вторичные источники – работы профессиональных историков на заданные темы. Третичные – мемуары. Это самые ненадежные источники, потому что чаще всего это работы из серии "я – великий на фоне исторических событий". Если мемуары пишет не сам герой, то можно со временем ожидать появление новых изданий "автобиографии" с обновленными и измененными данными, как это было с мемуарами Георгия Жукова, рассказал эксперт.
© Фото : Тимур ЧерепнинРеконструкторы центра "Гарнизон-А" в образах морских офицеров начала XX века
Реконструкторы центра Гарнизон-А в образах морских офицеров начала XX века - РИА Новости, 1920, 26.11.2021
Реконструкторы центра "Гарнизон-А" в образах морских офицеров начала XX века
Сложнее всего работать над фильмами, где описываются ранние исторические события, так как по ним труднее подобрать надежные источники. В этом случае речь идет уже об археологии. "Если почитать Геродота, то получается мы тут на головах ходим. Причем головы песьи", – рассказал Малов-Гра. При работе с археологическими источниками всегда вмешивается важный фактор: человека никогда не хоронили в повседневной одежде. Поэтому иногда в кино о событиях 10 века можно видеть человека, который ходит по улице в парадном погребальном костюме, это смешит любого историка. "Но с другой стороны это красиво, это романтика, может быть, стоит наврать иногда", – утоняет эксперт.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала