«И тебя вылечат»:
как советские санатории превращаются в модные спа-центры
Наталия Белякова
Не тягомотное лечение, а воодушевляющая профилактика. Вместо лениво-раздраженного «Cледующий!» — внимание вышколенного персонала. Даже термины другие: не «больные», а «гости». О том, как совершенствуются бывшие советские санатории, и о популярных велнес-центрах в Адыгее, Сочи и Казахстане — в материале РИА Новости.
Дыши и пей
Действовавшая в советское время санаторно-курортная система дала сбой в 1990-е. Вроде бы и грязи остались уникальными, и горячие источники не потеряли целебной силы, но на фоне гостеприимства зарубежных отелей стали раздражать спартанские условия проживания и хромающий сервис. Спрос упал. Зато опытным путем здравницы выяснили, что внешняя форма также важна для современных отдыхающих.



А вот с содержанием как раз все было неплохо. Разработанная в послевоенные годы система 12 типовых санаториев — до сих пор в основе архитектурных и организационных решений большинства здравниц. Локации в советские времена выбирать умели: этим занимались целые научно-исследовательские коллективы, поэтому дворцы для трудящихся возводили в проверенно целительных местах.

Например, адыгейское плато Лаго-Наки. В переводе — «тропа над пропастью», тут некогда проходили караваны Великого Шелкового пути. Черкесы считали это место священным. В 1970-е, когда тут решили создать санаторий для работников шпагатной фабрики (в зоне риска — легкие), по берегам речки Курджипс посадили 30 видов хвойных. Дыхательный процесс стал сам по себе целебным, и нынешние хозяева здравницы поддерживают и умножают вечнозеленое богатство.
«Лаго-Наки» — среди лучших санаториев России по восстановлению опорно-двигательного аппарата. Скрюченные сидением за компьютером летят сюда со всей страны за вертебральным массажем, миксом китайских и европейских практик и энотерапией. Лежа в ванне с бокалом вина, чувствуешь себя настоящим «солнечным человеком»: так называли себя адыги.



Не многие курортники, протягивающие руку за спелым яблоком в саду здравницы, знают, что в паре километров находится Майкопская опытная станция Всероссийского института генетических ресурсов растений, основанная Николаем Вавиловым. Заложили ее под Майкопом (в переводе с адыгейского — «долина яблонь») неслучайно. Черкесы не уходили в лес без веточки для привоя. «За древо жизни!» — до сих пор популярный тост. Кстати, пить в санатории можно местную целебную минеральную воду.
Олимпийскими темпами
Мировая мода на ЗОЖ возродила хорошо забытое старое — и вот советский лозунг «Раз в год в санаторий» превратился в гламурный «регулярный чек-ап». Для миллениалов, посещающих спортзал, вопрос здоровья первостепенный.



Отдохнуть во дворце, уникальная архитектура и инфраструктура которого наглядно убеждала строителей коммунизма в достижимости светлого завтра, не проблема. Санаторную карту оформить несложно. В том же Сочи, где смешение горного и морского воздуха дает потрясающий эффект.

Главное — вовремя открыть для себя этот курорт не только как жаркий летний, но и как изысканный осенний, а также умиротворяющий зимний. Море работает, даже когда купаться приятнее в бассейне. Например, в здравнице легендарного общества «Знание» дыхательные и плавательные процедуры дополняют друг друга круглый год.


Санаторный Сочи вообще настраивает на ритмичный досуг. На побережье отдыхающие дышат морем и кипарисами, а по показаниям ездят на грязи Мацесты. Бишофитные и жемчужно-озоновые ванны, гидромассаж, лечебный душ дают фору традиционному спа-набору «сауна-джакузи-хамам».



Вечерняя анимация в лучших санаториях приятно отличается от незамысловатых и местами шансонных адлерских ритмов: то итальянец споет, то выступит модный скрипач.
Сегодня большинство экс-советских здравниц по сложившейся традиции принадлежат какой-то структуре. Даже странно, что самая старая, довоенная часть образцового санатория Орджоникидзе в центре Сочи, оказавшаяся памятником федерального значения, не может обрести терпеливого и щедрого инвестора и тихо тонет в зарослях плюща.




Спешите видеть — наш ответ Ангкор-Вату примечателен хотя бы как объект руинного туризма.
Восток и Запад встретились
Татарстан причудливо сочетает восточный стиль управления c западными ценностями, и на санаторно-курортной отрасли это сказывается самым благотворным образом.



После Универсиады здесь появились более сорока добротных санаториев. Так, расположенный на одной широте с Монтре и Баден-Баденом «Бакирово» стремится убедить, что географические совпадения неслучайны. Местные сапропелевые грязи уже которое десятилетие отнимают работу у специалистов по ЭКО.




Ради гастрономии сюда тоже можно приехать и понять, что чак-чак — далеко не единственная вершина татарской кухни.
На чек-ап
Многие задаются вопросом: если едем оздоравливаться, куда девать детей? Здесь тоже намечается встречное движение. «Взрослые» санатории обрастают игровыми комнатами и облегченными вариантами процедур. А «детские» продумывают, как поддержать тающие силы родителей.
Так, в чувашском «Солнечном береге» есть целый перечень детских лечебных процедур — от радонотерапии до корригирующей гимнастики. А родители пока могут отдохнуть в многопрофильном спа.

Уже выработавшаяся у юного поколения привычка регулярного ТО организма — главное, что позволяет ванговать возрождение былой популярности санаториев. Теперь это можно сделать быстрее, чем за легендарный 21 день, еще и по милой сердцу россиянина системе «все включено».
Да и реальная возможность оздоровиться — самое мощное конкурентное преимущество санатория перед обычным, даже очень хорошим, отелем.